- БИДА
[от араб. - вводить новое, создавать впервые], понятие в мусульм. богословии, означающее нововведение (или заблуждение), не имеющее корней в Коране и Сунне (предании о поступках, высказываниях и «невысказанных одобрениях» прор. Мухаммада).
Cреди мусульм. богословов сложились 2 основных взгляда на Б.: консервативный и либеральный. Консервативная т. зр. была впервые сформулирована Ахмедом бен Ханбалом (780-855), к-рый считал, что не следует говорить ничего, отличающегося от сказанного в Коране, Сунне, у асхабов (сподвижников Мухаммада) и табиев (последователей сподвижников). В XVIII в. консервативная т. зр. была воспринята ваххабитами и в наст. время разделяется всеми сторонниками исламского фундаментализма. Напр., целью судебно-адм. реформ имама Дагестана и Чечни Шамиля в 1-й пол. XIX в. было искоренение не только адата (обычного права), но и нововведений (Б.), вошедших в религ. практику горцев. Либеральный подход различает Б. в зависимости от их характера. С этой т. зр. нововведения могут быть не только вредными, но и полезными, а потому необходимыми. Так, по мнению известного мусульм. ученого Абу Абдаллаха аш-Шафии (767-820), любое Б., к-рое не противоречит «источникам веры», вполне допустимо. Б. в значении «заблуждение» и «куфр» (безбожие) в мусульм. богословии не являются синонимами, т. к. первое представляет собой заблуждение, сделанное в процессе поиска истины, а второе является упорствованием в неверии.
Лит.: Macdonald D. B. Development of Muslim Theology, Jurisprudence, and Constitutional Theory. N. Y., 1903; Abu-Rabi I. M. Intellectual Origins of Islamic Resurgence in the Modern Arab World. N. Y., 1996; Ан-Наим А. А. На пути к исламской реформации. М., 1999.
М. Ю. Рощин
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.