- БИЕЛО-ПОЛЬСКИЕ ЦЕРКВИ
неск. храмов в г. Биело-Поле и его окрестностях, к-рые являются памятниками серб. средневек. искусства. Расположены в Биело-Польско-Колашинском архиерейском наместничестве Будимлянско-Никшичской епархии Сербской Православной Церкви.
Церковь во имя святых ап. Петра и Павла. Вид с юго-востока
Церковь во имя святых ап. Петра и Павла. Вид с юго-востокаЦерковь во имя святых апостолов Петра и Павла находится в центре города, выстроена в кон. XII в., возможно, на месте более древнего храма, по обету хумского жупана Мирослава (1169-1197), как главная церковь одноименного мон-ря и княжеская усыпальница. С сер. XIII в. церковь стала кафедральным собором Хумской епархии, позднее митрополии. В XVII в. церковь была превращена в мечеть, православным возвращена в 1912 г. В наст. время церковь охраняется государством как памятник культуры 1-й категории. В 1993 г. при ней было основано Братство православной молодежи «Святые апостолы Петр и Павел», в 2002 г.- Братство православной молодежи «Св. король Милутин».Небольшой (длина -14,5 м) однонефный храм с трансептом и прямоугольной в плане апсидой. Центральная часть наоса перекрыта поперечным сводом, в основании конхи апсиды - тромпы. небольшое подкупольное пространство выявлено снаружи барабаном квадратной формы с четырехскатным покрытием. В архитектуре храма, типичной для раннего периода рашской школы, сочетаются особенности романского и визант. стиля. В нач. XIV в. при св. кор. Стефане Милутине Сербском с запада был пристроен притвор, в к-ром устроены приделы, а зап. фасад был дополнен 2 высокими башнями. к церкви с сев. и юга были пристроены приделы-часовни (сев. имела с востока апсиду). В кон. XVII в. при переделке под мечеть здание было сильно перестроено: обе часовни, стена между храмом и притвором, юж. башня были снесены, а сев. превращена в минарет.
В 50-60-х гг. XX в. на территории бывш. мон-ря были проведены археологические исследования, что позволило реконструировать первоначальный облик церкви. Роспись храма, исполненная в 1319-1321 гг., сохранилась частично: в конхе апсиды Богоматерь с Младенцем Христом на престоле, ниже - фрагменты «Служба святых отцов». В вост. части также находились «Благовещение» (сохр. только образ Богородицы), «Рождество Христово» и «Сошествие во ад», на своде вост. рукава креста - «Вознесение» уникальной иконографии: на своде изображены 2 мандорлы, в первой - Господь Иисус Христос, несомый ангелами, во второй - в окружении херувимов Ветхий деньми на престоле, рядом Этимасия, по сторонам его славы - отверстые райские врата. Две славы соединяет светлый ромб, с изображением Св. Духа. На стенах наоса были представлены цикл евангельских праздников, из к-рого частично сохранились Воскресение Лазаря, Преображение, Сошествие св. Духа и Успение Богородицы; отдельные образы пророков, Христа Еммануила и 2 нерукотворных образа Спасителя (на Убрусе и на Чрепии). В нартексе центральное место занимала многофигурная композиция «Шествие на Голгофу», в нижнем ярусе - изображения ктитора, кн. Мирослава, с небесным покровителем храма и мон-ря ап. Петром, образы епископов хума, серб. архиеп. Никодима, кор. Милутина, его сына Константина и кор. Симониды. Расписывали церковь, вероятно, ученики известных живописцев Михаила и Евтихия. в пропорциях фигур и холодном колорите изображений мастера неск. отошли от палеологовского классицизма, характерного для этого времени.
Для этой обители было написано т. н. Мирославово Евангелие, украшенное миниатюрами по заказу кн. Мирослава в 80-х гг. XII в. (хранится в Национальном музее в Белграде).
Церковь во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского, бывш. мон-ря Николяц, возведена в XVI в. В 1552 г. в мон-рь была перенесена резиденция Будимлянского митрополита (вероятно, в это время Будимлянская и Хумская епархии были объединены). В XVI-XVII вв. мон-рь известен как центр книгописания. Церковь охраняется гос-вом как памятник культуры 1-й категории. В наст. время является приходским храмом (настоятель - прот. Мираш Богавац). Это трехнефная базилика с одной апсидой, над центральным нефом возвышается восьмигранный купол. с запада к храму была пристроена деревянная открытая галерея, от к-рой сохранились только остатки фундамента. Кроме главных зап. дверей в церковь есть вход с севера. Стены сложены из камня и снаружи оштукатурены. Кровельное покрытие выполнено из дранки. Внутри церковь перекрыта полуциркульными сводами, купол несут 4 массивных пилона. Первоначальная роспись (70-е гг. XVI в.), исполненная местными мастерами, хорошо сохранилась. Храм был обновлен в 1688 г., на средства П. Раконца, здесь хранится часть руки сщмч. Харалампия, еп. Магнезийского. ризница богата рукописями и печатными богослужебными книгами XIV-XVIII вв.
Подврх муж. мон-рь находится в 20 км от Биело-Поле. Основан в 1606 г., сохранилась ц. во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского. церковь расписана в 1613-1614 гг. серб. иконописцем свящ. Страхиней из Будимли, сохранилось Евангелие Дивоша Тихорадича нач. XIV в. (в наст. время в ризнице мон-ря в Цетине).
Волявац (Богородицы на Бистрице), бывш. муж. мон-рь, в низовье р. Лим, примерно в 30 км от Биело-Поле, с ц. в честь Введения Пресв. Богородицы во храм. Мон-рь основан, вероятно, Стефаном Неманей в XII в. Храм сложен из тесаных квадров известняка. С юго-зап. стороны находится высокая колокольня. Церковь представляет собой однонефное сооружение с апсидой, притвор с запада перекрыт полуциркульным сводом. В этой части храма сохранились фрагменты фресок, известно, что они были созданы в XIII в. по заказу кор. Стефана Уроша I. Среди изображений в верхней части зап. стены можно различить фрагменты композиций «Рождества Христова», «Введения во храм», фигуру арх. Михаила. На зап. стене наоса сохранились портреты кор. Стефана Уроша I, его супруги, кор. Елены, и игум. мон-ря Евстафия. Церковь восстановлена в 1995 г. и действует как приходская.
Майсторовина (Равна-Риека), муж. мон-рь на берегу р. Лепешница с ц. в честь Св. Троицы. Первое упоминание о мон-ре относится к XVI в., но уже в XVII в., видимо, обитель пришла в упадок. В кон. 90-х гг. XX в. началось обновление обители, назначен настоятель иером. Иоанникий (Зиндович).
Лит.: Петковић В. Р. Преглед црквених споменика кроз повесницу српскога народа. Београд, 1950. С. 221-222, 243-244; Љубинковић Р. Хумско епархиjско властелинство и црква светога Петра у Биjелом Пољу // Старинар. 1959. нов. сер. Т. 9/10. с. 114-123; Петковић С. Зидно сликарство на подручjу Пећке патриjаршиjе, 1557-1614. Нови Сад, 1965. С. 139-141, 181-183; Nagorni D. Die Kirche Sv. Petar in Bijelo Polije (Montenegro). Мünch., 1978; Čаnаk-Medić M. L'аrchitecture de l'époque de Nemanja, II: Église de la vallée du Lim et du littoral adriatique. Beograd, 1989. Р. 47-84; Трифунович Л. Югославия: Памятники искусства. Београд, 1989. с. 80-81; Шупут М. Споменици српског црквеног градитељства, XVI-XVII вв. Београд, 1991. С. 169-172; Чиркович С. Сербия: Средние века. М., 1996. С. 129, 223; Тоdić B. Serbian Medieval Painting: The Age of King Milutin. Beograd, 1999. P. 49, 124-127, 263, 341-342; Джурич В. Византийские фрески: Средневек. Сербия, Далмация, слав. Македония. М., 2000. С. 155, 371, 372, 390; http://www. mitropolija.cg.yu/ustroistvo/manastiri/index. html; www.e-budimljansko-niksicka.cg.yu/naslovna.html [Электр. ресурс].
Б. Тодич, О. А. Кузеванов, С. Милеуснич
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.