- БИНИЧКИ Станислав
Станислав (27.07. 1872, с. Ясика близ Крушеваца - 15.02.1942, Белград), серб. композитор, дирижер и муз. педагог. Начальное муз. образование (вокал, флейта, скрипка) получил в церковном певч. об-ве в Нише. Во время учебы на естественно-математическом отд-нии философского фак-та Белградского ун-та Б. продолжал изучать музыку частным образом. В Первом белградском хоровом об-ве и в хоре «Обилич» Б. познакомился с композиторами С. Мокраняцем и Й. Маринковичем. В качестве профессора гимназии в Лесковаце Б. привнес много нового в работу хорового об-ва «Бранко» и написал сборник хоровых сочинений на основе народных мелодий, распространенных в окрестностях Лесковаца (1894). В 1885-1899 гг. в Мюнхенской музыкальной академии Б. изучал композицию и сольное пение, сочинял хоры на тексты нем. поэтов. По возвращении в Сербию (1899) работал как дирижер во мн. хоровых об-вах (Первое белградское хоровое об-во, хор «Обилич», хоровое об-во «Станкович», Типографское хоровое об-во «Якшич»). В 1899 г. вместе с Мокраняцем и Ц. Манойловичем основал в Белграде муз. школу, а в 1911 г.- муз. школу «Станкович», первым директором и профессором к-рой был он сам. Б.- основатель и дирижер Белградского военного оркестра (1899-1903; первый симфонический оркестр в Сербии) и оркестра Королевской гвардии (Музика Краљеве гарди; 1904-1920), с к-рым много гастролировал, в т. ч. в Одессе. Кроме того, Б. явился основателем и первым руководителем оперной труппы Национального театра в Белграде (1920-1924). Способствовал развитию муз. образования и исполнительского искусства, а также первому исполнению произведений крупных вокально-инструментальных форм европ. классики в Сербии.
Б.- автор музыки ко мн. театральным пьесам, а также оперы «На рассвете» (На уранку; 1904) - первой исполненной серб. оперы. Особое значение имеет создание циклов песен и хоровых сочинений на основе народных мелодий, а также оригинальных композиций на тексты серб. поэтов. В основе творчества Б. лежит традиц. муз. стилистика, связанная не столько с подлинным, сельским, фольклором, сколько с городским, окрашенным сентиментальностью и ориентализмом. Правосл. духовной музыкой Б. занимался как дирижер хоровых об-в и церковных хоров. Наиболее значительные духовные произведения Б. («Литургия» и «Отпевание») написаны в духе богослужебной музыки, хотя и не основываются на церковных напевах.
Муз. соч.: Для смеш. хора: «Отче наш» (1906) [позднее вошло в «Литургию»]; Литургиjа св. Jована Златоустог (1921) // Музиколошки ин-т САНУ. Ф. IV. Ан 170; Опело. Београд, 1928; Jектениjа и пригодне песме - Благодарења, Венчања и Сечења славског колача. Београд, 1928; Тропар за Видовдан (тропар св. кнезу Лазару српском), глас 3-й, према традиционалном напеву // Петровић Д. Хиландарски ктитори у правосл. поjању. Београд, 1999. С. 209-214.
Лит.: Ђурић-Клаjн С. Развоj музичке културе у Србиjи. Београд, 1971. С. 97-100; Peričić V. Muzički stvaraoci u Srbiji. Beograd, 1969. S. 58-63.
Дискогр.: «Красоту возжељев»: Тропар за Видовдан / Хор «Св. Стефан Дечански», дир. Т. Петиjевић // Петровић Д. Хиландарски ктитори у правосл. поjању. [Прил.: компакт-диск].
Д. С. Петрович
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.