- БОБКОВ
Е. А. Бобков (слева). Фотография. Кон. 60-х гг. ХХ в.
Е. А. Бобков (слева). Фотография. Кон. 60-х гг. ХХ в. Евгений Алексеевич (6.07.1939, пос. Кучино Московской обл.- 25.11.1985, Москва), прот. Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкой иерархии). Из семьи потомственных старообрядцев, сын А. Д. Бобкова, в 60-х гг. XX в. являвшегося председателем Рогожской общины. В 1948 г. девятилетний мальчик был поставлен во чтецы старообрядческим еп. Геронтием (Лакомкиным) в Покровском соборе на Рогожском кладбище. В 1956 г. Б. поступил на юридический фак-т МГУ им. М. В. Ломоносова. На 3-м курсе выяснилось, что Б. является чтецом Покровского собора. От юноши потребовали отречься от религ. убеждений, на фак-те был устроен публичный диспут на тему «Есть ль Бог?». Б. твердо отстаивал свою позицию и был отчислен из МГУ. На страницах газет появились публикации, посвященные этому событию: Карпель Р., Некрасов Ю. «Хамелеон», «Еще раз о хамелеоне» (Моск. комсомолец. 1959. 11 апр., 13 окт.) и др. После отчисления из ун-та Б. работал в Издательском отделе Московского Патриархата, ОР НБ МГУ им. А. М. Горького, Фольклорной комиссии Союза композиторов СССР. В 1960 г. окончил Всесоюзный заочный юридический ин-т, в 1960-1961 гг. служил в Вооруженных Силах. В дек. 1963 г. поступил в аспирантуру юридического ин-та, из к-рой был отчислен в февр. следующего года по доносу одного из бывш. однокурсников. С сент. 1964 г. заведовал книгохранилищем Покровского собора на Рогожском кладбище.7 июля 1966 г. старообрядческий архиеп. Московский Иосиф (Моржаков) рукоположил Б. во диакона к Покровскому собору. Энергичный, общительный, эрудированный диакон, поддерживаемый архиеп. Иосифом, многое сделал для активизации жизни в старообрядческой церкви и увеличения числа молодых верующих, в т. ч. из интеллигенции, что вызывало беспокойство со стороны Совета по делам религий. Представители Совета потребовали от архиеп. Никодима (Латышева) перевести Б. в сане диакона в дальний деревенский приход. Однако еп. Анастасий (Кононов) без согласования с Советом 11 июня 1975 г. совершил хиротонию Б. во священника. Новопоставленный священник был назначен в старообрядческий храм во имя прор. Илии в Гомеле (Белоруссия). В нач. 80-х гг. Б. также окормлял приходы в дер. Добрянке Черниговской обл., в с. Тураеве Раменского р-на Московской обл.
В кон. 70-х гг. Б. стал секретарем еп. Анастасия, благочинным Донской и Кавказской, Клинцовской и Новозыбковской епархий, 28 мая 1983 г. еп. Анастасий возвел Б. в сан протоиерея. Являясь фактически секретарем и архиеп. Никодима, Б. деятельно участвовал в устроении жизни белокриницкого согласия в 1-й пол. 80-х гг.: подыскивал кандидатов на священные степени, участвовал в урегулировании взаимоотношений между старообрядческими общинами и гос. властью, посещал приходы, передавая распоряжения архиеп. Никодима, жившего в с. Ст. Добруджа в Молдавии.
Б. активно интересовался историей старообрядчества, вел хронику совр. старообрядческой жизни, собирал и изучал рукописи и старопечатные книги, сотрудничал с археографами из Пушкинского Дома. В 1984 г. там был образован персональный фонд Б., куда старообрядческий священник начал передавать книги из своей коллекции. Б. интересовался вопросами древнерус. и старообрядческого церковного пения, собирал певч. рукописи, написал на эту тему неск. статей, первым описал «ветковский роспев» и особенности оформления гуслицких певч. рукописей (см. статьи: Ветка; Гуслицкое письмо).
Б. был дружен с руководителями всех старообрядческих согласий, особенно с председателем московской Преображенской федосеевской общины библиофилом М. И. Чувановым, наставником рижской Гребенщиковской общины С. Михайловым. Б. поддерживал дружественные и деловые связи со мн. священнослужителями РПЦ: председателем Издательского отдела Московского Патриархата архиеп. Питиримом (Нечаевым), Саратовским архиеп. Пименом (Хмелевским), свящ. Александром Менем и др. К Б. обращались за консультациями мн. медиевисты. С нек-рыми учеными его связывала многолетняя дружба, в их числе - Д. С. Лихачёв, Н. Н. Покровский, А. М. Панченко, В. И. Малышев, Н. В. Понырко и др.
Б. погиб в автокатастрофе, похоронен рядом с отцом на Рогожском кладбище. Деятельность Б. (под именем Геннадия Попкова) отражена в книгах Ф. Чащина «Тайна Белой Криницы» (Кишинёв, 1987) и «Белокриницкое согласие» (Кишинёв, 1990).
Соч.: К вопросу об историографии и задачах палеографического исслед. памятников древнерус. муз. письменности // Тр. МГИАИ. М., 1966. Т. 24: Вопр. источниковедения истории СССР. Вып. 2. С. 73-85; Неизвестное изображение протопопа Аввакума // ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 420-421; Певческие рукописи гуслицкого письма // Там же. 1977. Т. 32. С. 388-394; Древнерусские величания в певческом сборнике XVII в. // Рукописное наследие Древней Руси: По мат-лам Пушкинского Дома. Л., 1972. С. 305-306; Достижения медиевистики: О кн. М. В. Бражникова «Лица и фиты знаменного распева» (Л., 1984) // Сов. музыка. 1985. № 10. С. 108-109; Бобков Е. А., Бобков А. Е. Певческие рукописи с Ветки и Стародубья // ТОДРЛ. 1989. Т. 42. С. 448-451.
Лит.: Памяти почивших: Прот. Евгений Бобков // Старообрядческий церк. календарь. М., 1987. С. 56; Денисов Н. Г. Устные традиции пения у старообрядцев: пение по «напевке», вопросы интерпретации: Канд. дис. М., 1996. С. 9; Старообрядчество. С. 51-52.
Н. Г. Денисов
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.