БОГОРОДИЧНИК


БОГОРОДИЧНИК

Богородичник прп. Никодима Святогорца. Титульный лист. Волос, 1991

Богородичник прп. Никодима Святогорца. Титульный лист. Волос, 1991


Богородичник прп. Никодима Святогорца. Титульный лист. Волос, 1991

[греч. Θεοτοκάριον], гимнографическая книга, содержащая каноны в честь Пресв. Богородицы.

Формирование Б. как особого типа литургической книги связано с деятельностью Иоанна Мавропода (2-я пол. XI в.), автора мн. канонов, посвященных Божией Матери (так, в ркп. Vindob. gr. 299, XII-XIII вв., насчитывается 67 его канонов Богородице - Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 326-329). Основное содержание Б.- каноны в честь Божией Матери, употребляемые ежедневно на повечериях, расположенные по 8 гласам, а внутри каждого гласа - по дням седмицы. Т. о., Б. тесно связан с Октоихом, книгой седмичных песнопений, и со временем вошел в его состав (ср. заглавие Октоиха в ркп. Hieros. Sab. 362, нач. XIII в.: «̓Οκτώηχος σὺν τῷ θεοτοκαρίῷ» (Октоих с Богородичником)). Кроме того, в Б. обычно входили и др. богородичные каноны покаянного или благодарственного содержания, иногда - стихиры Богородице Павла Аморийского (Hieros. Sab. 345, 1550 г.; 434, XVI в.); нередко в состав Б. также включались каноны Св. Троице Митрофана, еп. Смирнского (напр., Hieros. Sab. 666, XIII-XIV вв.). Во мн. рукописях авторство Б. ошибочно приписывается прп. Иоанну Дамаскину.

В 1643 г. Б. был издан в Венеции Агапием, с тех пор многократно переиздавался (Petit. Bibliogr. d. acolouthies Grecques. P. 139-142). Издание 1796 г. было подготовлено прп. Никодимом Святогорцем. Книга получила большое распространение в греч. мире и переиздается до сих пор (напр.- Θεοτοκάριον νέον. Βόλος, 199110). В заглавии издания 1796 г. указывается, что книга содержит 62 канона 22 песнотворцев; в издании 1991 г. 63 канона. Последним помещен канон, «во все субботы вечером читаемый на святоименной горе Афон». Каноны из Б. Никодима широко используются в греч. богослужебной практике (см., напр.: Святогорский устав церковного последования. Серг. П., 2002. С. 21, 24-25, 27).

Б. был распространен в слав. рукописной традиции XIV-XVII вв. Его перевод был выполнен не позднее нач. XIV в. на Афоне болг. книжником Иоанном - «феотокарь» упомянут в перечне текстов, переведенных или отредактированных Иоанном (список текстов был зафиксирован его учеником иером. Мефодием в послесловии к рукописи Октоиха Sinait. slav. 19/O. Л. 217 - Иванов Й. Български старини из Македония. София, 1971. С. 275). Древнейший сохранившийся список Б., фактически совр. переводу, представлен болг. рукописью нач. или 1-й четв. XIV в. (РНБ. Q. п. I. 22). Памятник известен также в ряде бумажных серб. списков XIV в., старший из к-рых (Белград. Университетская б-ка. Собр. В. Чоровича. № 19) датируется сер. столетия; др. списки (Laur. Z-51, Chil. 274, 275) - посл. четв. XIV в. На Руси Б. получил распространение только со вторым южнослав. влиянием, старший список (возможно, связанный с рязанскими землями), копирующий среднеболг. оригинал, относится к кон. XIV - нач. XV в. (РГБ. Егор. № 1). Из числа ранних рус. списков Б. следует отметить также пергаменную рукопись 1-й трети XV в. (ЯМЗ. № 15475). Позднее Б. был широко распространен в восточнослав. и южнослав. списках (Шеламанова Н. Б. Славяно-русский Октоих (ненотированный) XII-XIV вв. // Методические рекомендации по описанию славяно-рус. рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып. 2. Ч. 2. С. 357, 372-373, 381-382; Matejic M., Bogdanovic D. Slavic Codices of the Great Lavra Monastery. Sofia, 1989. P. 477-491; Трифуновић Ђ. Азбучник српских средњовековних књижевних поjмова. Београд, 1990. С. 30; Сводный каталог славяно-рус. рукописных книг России XIV в. М., 2003. Вып. 1. С. 177-181). В ранний период слав. книгопечатания Б. не вошел в число литургических книг, издававшихся типографическим способом, возможно из-за того, что Б. полностью входит в Октоих. В XVIII в. вышли неск. изданий Б. (напр.: К., 1716, 1746). Большого распространения Б. в РПЦ не получил.

Лит.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης), Μητρ. Λεοντοπόλεως. Θεοτοκάριον. Chennevières-sur-Marne, 1931. T. 1. (῾Αγιορειτικὴ Βιβλιοθήκη; 7-8); Παντελάκη Ε. Γ. Θιλολογικαὶ παρατηρήσεις εἰς τὸ Νέον Θεοτοκάριον // ΕΕΒΣ. 1935. № 11. Σ. 73-104.

А. А. Лукашевич, А. А. Турилов


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Смотреть что такое "БОГОРОДИЧНИК" в других словарях:

  • богородичник — Те саме, що догматик …   Словник церковно-обрядової термінології

  • ГИМНОГРАФИЯ — [греч. ὑμνογραφία песнотворчество, от ὕμνος гимн, песнь и γράφω писать], в христ. богослужении небиблейские поэтические тексты, предназначенные для исполнения (в первую очередь певч.) в определенные моменты служб. Жанры церковной Г. разнообразны… …   Православная энциклопедия

  • ОКТОИХ — а; м. [греч. oktōichos восьмигласник] В православной церкви: книга с церковными песнопениями для восьми голосов. * * * ОКТОИХ ОКТОИХ (греч. Octoechos Осмогласник), одна из главных богослужебных книг (см. БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ) Православной Церкви.… …   Энциклопедический словарь

  • АФОН — [Св. Гора; греч. ̀ρδβλθυοτεΑθως, ̀λδβλθυοτεΑγιον ̀ρδβλθυοτεΟρος], крупнейшее в мире средоточие правосл. монашества, расположенное в Греции на п ове Айон Орос (Св. Гора, Афонский п ов). Находится под церковной юрисдикцией К польского Патриархата.… …   Православная энциклопедия

  • Феогност Руготин — игумен Селижарова мон. 1550 51 г. написал в Иосифов мон рь "Богородичник" 4° 257 л. {Половцов} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Ферапонт Ступишин — (до монаш. Федор) старец Иосифова мон., послужилец Борисов (т. е. Бориса Куратова, друга св. Иосифа), был книгописец, при игумене Евфимии Туркове, написал "с доброго перевода" Богородичник (133) полуустав 4°, 233 л. {Половцов} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Ересь жидовствующих — Ересь жидовствующих  православно церковное[1][2][3] название для ряда разнородных ересей с точки зрения официальной православной церкви[4]. Используется преимущественно применительно к отколовшейся религиозной группе Схарии, возникшей в… …   Википедия

  • Герман (Садырев-Полев) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Герман (значения). Святитель Герман …   Википедия

  • Григорий Садырев-Полев — Святитель Герман Герман (до пострига Григорий Садырев Полев; 1505, Старица 1567, Москва) архиепископ Казанский и Свияжский, предполагаемый кандидат на престол московской митрополии. Святой Русской Церкви, почитается в лике святителя. Память (по… …   Википедия

  • Садырев-Полев, Григорий — Святитель Герман Герман (до пострига Григорий Садырев Полев; 1505, Старица 1567, Москва) архиепископ Казанский и Свияжский, предполагаемый кандидат на престол московской митрополии. Святой Русской Церкви, почитается в лике святителя. Память (по… …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «БОГОРОДИЧНИК» >>