БОГОСЛОВ

БОГОСЛОВ

[греч. θεολόγος; лат. theologus], термин, в разные исторические эпохи обозначал различные понятия.

В античности Б. назывались поэты, занимавшиеся описанием происхождения богов и исследованием их природы (теогонией, мифологией) (Arist. Met. III 4. 1000a 9; Cicero. De natura deorum. III 21. 53), а также писавшие о происхождении мира. В последнем значении θεολόγος близко слову φυσικός (естествовед) (Arist. Met. XII 10. 1075b 26), к-рым именовались философы ионической и отчасти элейской школы («натурфилософы»). Такие значения понятия «Б.» сохранялись до поздней античности. Неоплатоник Прокл Диадох называет Б. Орфея как исследователя природы богов (Proclus. Theol. Plat. V 10. 33. 23) и людей (In Plat. rem publ. II 42), а также философов, описывающих законы, управляющие землей и небом (Ibid. II). Особенно часто он называет Б. Платона, заменяя данным словом определение «философ». По отношению к античным авторам, писавшим о природе божественного, термин «Б.» нормативно используется и христ. писателями. Так, Ориген говорит об античных философах как о «греческих богословах» (Orig. Contra Cels. I 25), Климент Александрийский именует Б. Орфея (Clem. Alex. Strom. V 12), свт. Григорий Назианзин называет богословием поэмы Гесиода и песни Орфея (Greg. Nazianz. Or. 4. 115), блж. Августин поясняет, что древних поэтов именуют Б., потому что они писали стихи о богах (Aug. De civ. Dei. XVIII 14).

В античности Б. называли и тех, кто обладал даром пророческого толкования, напр. дельфийских жрецов при храме Аполлона (Plut. De defectu oracul. 417f ). В этом значении слово «Б.» близко слову μάντις (прорицатель, предсказатель; μαρτυρέονται δε καὶ οἱ παλαιοὶ θεολόγοι τε καὶ μάντιες - Philol. Fragm. 14).

Новое значение понятия «Б.», относящегося к тем, кто говорил о едином Боге библейского Откровения, было заложено в поздней иудейской традиции. Так, Филон Александрийский, пытавшийся изложить веру Израиля на языке греч. философии, противопоставляя почитание истинного Бога языческой мифологии, называет Б. прор. Моисея (Philo. De vita Mosis. II 115). Такое именование Моисею было усвоено и христ. авторами (Clem. Alex. Strom. I 22), Евсевий Кесарийский именует Моисея «великим еврейским богословом» (Euseb. Praep. evang. VII 7; ср.: VII 9; XI 19). В III в. Ориген одним из первых в христ. традиции называет Б. ближайшего ученика Господа Иисуса Христа ап. Иоанна (Orig. Fragm. in evang. Joann. 1; Schol. in Apocalyp. 4).

Традиция называть Б. писавших или учивших о едином Боге закрепляется на христ. Востоке в IV в. Свт. Афанасий Александрийский именует Б. (οἱ θεολόγοι ἄνδρες) прор. Давида (Athanas. Alex. Or. contr. gent. 46), апостолов Иоанна (Ibid. 42) и Павла (Ibid. 35). В соч. «Вопросы в Священном Писании», приписываемом свт. Афанасию, Б. называется свт. Григорий Чудотворец (Quaest. in script. 97). После того как в IV в. предметом обсуждения стали вопросы троичности Божества, Б. принято было называть по преимуществу тех, кто богословствовал о Св. Троице (см., напр., Basil. Magn. Hom. in Ps. 28. 1). Церковная традиция закрепила почетное именование Б. за тремя св. отцами: ап. Иоанном, учение к-рого о Боге, ставшем плотью (Ин 1. 14), оказалось решающим в христологических спорах последующих веков; свт. Григорием Назианзином, к-рый не только отстаивал в борьбе с лжеучениями правосл. учение о Пресв. Троице и создал Слова о богословии, но и считал созерцание Пресв. Троицы средоточием всей своей духовной жизни; прп. Симеоном, учившем о доступных человеку путях соединения с Богом.

Именование Б. этих святых раскрывает еще одно значение, к-рое получил термин «Б.» в христианстве: Б. не столько тот, кто говорит о Боге, но прежде всего тот, кто соблюдает Божии заповеди, ведет аскетический образ жизни, тесно связанный с молитвенной и литургической практикой, кто достиг подлинного богообщения. Согласно свт. Григорию Богослову, «любомудрствовать о Боге можно не всякому» (Greg. Nazianz. Or. 27). Б. «должно быть, насколько можно, чистым, чтобы свет приемлем был светом… когда внутри нас тишина и не кружимся по внешним предметам...» (Or. 28). Евагрий Понтийский говорит: «Если ты богослов, то будешь молиться истинно, а если истинно молишься, то ты - богослов» (Evagr. De orat. 60). Свт. Диадох Фотикийский пишет о душе подвижника как о душе Б. (ἡ θεολογοῦ ψυχὴ - Diad. Phot. De perfect. spirit. 71).

На Западе в XII-XIII вв. с развитием университетов и становлением схоластики богословие приобретает черты научной системы. Преподавание богословия в университетах стало восприниматься как ремесло наряду с др. ремеслами средневек. города. Слово «Б.» (теолог) получило, т. о., еще одно, не свойственное ему ранее значение - название профессии. С этим значением оно выступает впосл. и на Востоке.

Свящ. Константин Польсков


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужна курсовая?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "БОГОСЛОВ" в других словарях:

  • Богослов.Ру — Богослов.Ru …   Википедия

  • богослов — улем, муджтахид, мулла, теолог, муфтий, ахун Словарь русских синонимов. богослов теолог Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • БОГОСЛОВ — БОГОСЛОВ, богослова, муж. 1. Специалист по богословию. 2. В старину ученик духовной семинарии по классу богословия (ист.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • БОГОСЛОВ — БОГОСЛОВ, а, муж. Специалист по богословию. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • БОГОСЛОВ — (Иоанн Богослов; см. тж БОГОСЛОВЕЦ, ИОАНН) В колокольный я, во червонный день Иоанна родилась Богослова. Дом – пряник, а вокруг плетень И церковки златоголовые. (день Иоанна Богослова – 9 октября по н. с.) Цв916 (I,272); Спорили сотни Колоколов.… …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • богослов — а, ч. 1) Фахівець з богослов я; теолог. 2) заст. Учень старшого класу духовної семінарії …   Український тлумачний словник

  • богослов — (фахівець із богослов я), теолог …   Словник синонімів української мови

  • БОГОСЛОВ — Афонька Богослов, валуйский ездок. 1629. А. М. Г. I, 298 …   Биографический словарь

  • богослов-догматист — богослов догматист, богослова догматиста …   Орфографический словарь-справочник

  • богослов-доминиканец — богослов доминиканец, богослова доминиканца …   Орфографический словарь-справочник


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»