- БОГОЯВЛЕНИЯ СОБОР В ЕЛОХОВЕ
[Елоховский], в Москве (Елоховская ул., д. 15), предположительно до 1938 г. приходская церковь III (Трехсвятительского) благочиннического отд-ния Сретенского сорока́, в 1938-1991 гг. Патриарший собор, с 1991 г. московский кафедральный собор.
Строительство и архитектура Б. с.
Богоявленский собор (Елоховский) в Москве. Фотография. 2002 г.
Богоявленский собор (Елоховский) в Москве. Фотография. 2002 г.Впервые «новопостроенная церковь Богоявления Господня, что в селе Елохове», упомянута в указе Патриарха Адриана от 1694 г.; до 1717 г. (по др. сведениям, 1722) храм был деревянным, с приделом в честь Благовещения. В 20-х гг. XVIII в. по указу Петра I церковь перестроили в камне на пожертвования, сделанные царевной Прасковьей Иоанновной (дочерью царя Иоанна V Алексеевича). 4 июля 1731 или 1739 г. церковь была освящена архиеп. Подонским и Сарским Леонидом. В 1789-1790 гг. проводилась капитальная перестройка храма, в 1792 г. в трапезной был освящен придел во имя свт. Николая Чудотворца, в 1793 г. заново освящен придел Благовещения. Тогда же началось возведение колокольни, завершившееся в 1805 г. В 1837-1845 гг. по проекту архит. Е. Д. Тюрина прошла реконструкция тесного и обветшавшего храма, после к-рой в прежнем виде остались лишь трапезная и 1-й ярус колокольни. Храм был освящен 18 окт. 1853 г. митр. Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым). В 1857-1858 гг. возвели заново верхние ярусы колокольни в формах XVIII в. В 1889 г. по проекту архит. П. П. Зыкова были выстроены большой граненый купол над трапезной и ступенчатые аттики на ее боковых фасадах.Богоявленский собор. Фотография. 1883 г.
Богоявленский собор. Фотография. 1883 г.Здание собора крестово-купольного типа выполнено в стиле ампир. Кубический четверик завершается величественным пятиглавием: центральный купол представляет собой ротонду с фонариком, небольшие боковые главы имеют цилиндрические барабаны. С севера, юга и востока к четверику примыкают ризалиты, в вост. устроен алтарь. Декоративное убранство фасадов включает в себя портики, украшенные сдвоенными массивными пилястрами, в к-рые вписаны по 2 ионические колонны и огромные полуциркульные окна. Первоначальная отделка трапезной в стиле классицизма кон. XVIII в. была дополнена лепными ампирными деталями: коринфскими капителями пилястр, фигурными розетками, наличниками окон. При ремонте храма в 70-х гг. XX в. доделали неоконченные при строительстве в XIX в. капители сдвоенных колонн центральной главы, было значительно расширено помещение главного алтаря. На внешних стенах трапезной, четверика и барабана купола восстановили лепное убранство, а также существовавшие с XIX в. живописные композиции на библейские сюжеты и изображения святых.
Высота здания от фундамента до креста центрального купола составляет 56 м, такова же высота колокольни, площадь храма с папертью - 1164 м2, максимальная вместимость - 3 тыс. чел.
Церковный участок, на сев. стороне к-рого стоят дома богадельни и причта, в 1852 г. был окружен с 3 сторон оградой. Между 1774 и 1793 гг. для Богоявленского народного уч-ща было выстроено небольшое здание перед входом в храм, сохранившееся до наст. времени.
Богоявленский храм в кон. XVII - кон. 30-х гг. XX в.
В переписи дворов с. Елохова 1694 г. отмечены 5 дворов церковного причта, 14 загородных дворов москвичей-горожан и 69 зажиточных крестьянских дворов, обитатели к-рых содержали на свои средства церковный клир. В результате активной застройки этой местности в нач. XVIII в. в Елохове в 1717 г. существовало уже 83 крестьянских двора и 7 дворов церковного причта. В 1722 г. Петр I включил новые кварталы вокруг Немецкой (ныне ул. Баумана) и Покровской (ныне Бакунинская) улиц в территорию города, эти кварталы вошли в приход Богоявленской ц. В 1748 г. имп. Елизавета Петровна указала закрыть кладбище при храме Богоявления, могилы на церковном погосте заровнять, а надгробные камни «употреблять на церковное строение по потребности». После этого прихожан стали хоронить в основном на расположенном за Яузой Семёновском кладбище. В 80-х гг. XVIII в. в приходе числилось 48 дворов.
8 июня 1799 г. в метрической книге храма была сделана запись № 73 о крещении самого знаменитого уроженца здешних мест - А. С. Пушкина. Восприемниками были гр. А. И. Воронцов и О. В. Пушкина, личность иерея, совершившего обряд, не установлена - в том году в ц. Богоявления служили священники Феодор Иоаннов и Феодор Стефанов. 26 мая 1899 г. в храме отмечалось 100-летие со дня рождения Пушкина. Панихиду совершил митр. Московский и Коломенский сщмч. Владимир (Богоявленский) в присутствии генерал-губернатора Москвы вел. кн. Сергея Александровича и вел. кнг. св. Елисаветы Феодоровны. В 1992 г. у входа в собор установлена мемориальная доска в память о крещении поэта.
В 1812 г. в приходе числилось 210 дворов, после пожара Москвы уцелело 6. Здание храма и его внутреннее убранство сохранились от огня, но ризница была разграблена наполеоновскими солдатами. Число прихожан Богоявленского храма резко увеличилось в сер. 60-х гг. XIX в., когда после крестьянской реформы 1861 г. начали активно заселяться участки к северу от Покровской ул., на юж. выселках Красного с., у Яузы. В 1866 г. в приходе было 187 дворов, число прихожан соответствовало населению небольшого уездного города: мужчин- 1784 и женщин - 2040, в 1916 г. в приходе числилось 205 домовладений с числом прихожан: мужчин - 1387 и женщин - 2275.
Прихожанами Богоявленского храма являлись в основном крестьяне, мещане, небогатые купцы, фабричные рабочие. В XIX в. этот приход в Москве называли «народным». Прихожанин храма С. Н. Дурылин в книге воспоминаний писал: «Если требовалась какая-нибудь благотворительная или патриотическая жертва, вызываемая нуждами времени… то митрополит (Московский.- В. Л.) главные свои надежды возлагал на такой народный приход, как Богоявление». К нач. XX в. помимо Елоховской слободы приход включал в себя Немецкую слободу, к-рая превратилась в густонаселенный фабричный район, примыкавшие к Покровской ул. обширные участки с лавками и складами при Московско-Рязанской железной дороге (ныне район Переведеновских улиц и переулков) и кварталы между Красносельской ул. до ее пересечения с Ольховской ул. и Гавриковым пер.
В границах прихода проживало много старообрядцев различных толков. В 1767 г. староверов числилось 288 душ, в 1866 г.- 66 старообрядческих дворов, в 1916 г. 43 двора были в собственности старообрядцев и единоверцев.
Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. ктиторами (старостами) и благотворителями храма являлись купцы И. А. Камынин, А. А. и И. А. Калинины, И. И. Гуляков. В 1871 г. по инициативе Н. М. Матвеева и Камынина при храме было основано братство для пособия беднейшим прихожанам с богадельней на 10 женщин и приютом для 15 мальчиков. 30 нояб. 1875 г. открылась школа братства на 35 мальчиков. К 1895 г. число членов братства достигло 117 чел., а его капитал - 67268 р. Большую роль в благотворительной деятельности братства играла семья купцов и предпринимателей Щаповых. В. И. Щапов, будучи в 1845-1864 гг. старостой Елоховской ц., завещал храму капитал в 26 тыс. р., проценты с к-рого шли на пособия беднейшим прихожанам, раздававшиеся к Рождеству и Пасхе. При возведении нового здания храма В. И. Щапов оплатил треть стоимости работ (около 70 тыс. р.). Его сыновья Петр, Илья и Павел являлись почетными членами братства; Петр Васильевич в 1876 г. был избран председателем Совета братства, в 1890 г. на этом посту его сменил сын Петр Петрович. Действительным членом братства был М. И. Щапов, управляющий фабрикой и торговлей фирмы «Братья Петр и Илья Щаповы», дед историка Я. Н. Щапова. В кон. XIX - нач. XX в. в братство охотно вступали члены московских предпринимательских семей, исстари тяготевших к приходу Богоявления, что в Елохове: Алексеевых, Бутюгиных, Калининых, Камыниных, Ляминых, Мухиных и др. Деятельным братчиком был и купец Н. З. Дурылин, отец писателя.
К Богоявленскому храму были приписаны неск. московских домовых церквей, богослужения в к-рых совершались причтом храма. В 1899-1903 гг. приписной к храму значилась ц. во имя святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа на епархиальном свечном заводе (Посланников пер., д. 9, здание сохр.). Приписными к Елоховскому храму были также ц. сщмч. Филиппа, митр. Московского, при Казанском железнодорожном техническом уч-ще, освященная в 1913 г. (Н. Красносельская ул., ныне д. 39, здание сохр.), и ц. свт. Николая Чудотворца при распределительно-эвакуационном пункте Российского об-ва Красного Креста на Владимирском ш., освященная в 1915 г. (здание не сохр.). В 1722 г. в Немецкой слободе существовала деревянная Никольская часовня, дававшая храму Богоявления рубль в год, в 1787 г. она перешла во владение Николаевской Берлюковской пуст. Богородского у. Московской губ. К этой часовне, разрушенной в 1928 г., ежегодно 4 сент. из Богоявленского храма устраивался крестный ход с молебном в память избавления от чумы в 1771 г. и холеры в 1892 г.
Богоявленский приход обладал значительной земельной собственностью и недвижимостью. Помимо участков, занимаемых погостом с церковными постройками и 5 домами причта, в 1916 г. приходу принадлежали 2 доходных дома в Басманной и Лефортовской частях города.
В нояб. 1918 г. община Богоявленского храма зарегистрировалась в Московском совете рабочих и красноармейских депутатов, 28 апр. следующего года была составлена опись имущества храма и был подписан договор с советом о бессрочном и бесплатном использовании здания и находящихся в нем богослужебных предметов, икон и утвари «исключительно для удовлетворения религиозных потребностей». Был избран приходской совет из 20 прихожан во главе с председателем прот. Николаем Боголюбским. При повторной регистрации общины в нояб. 1920 г. число прихожан Елоховской ц. было определено в 12 тыс. чел. В те годы в храме часто совершал богослужения Патриарх св. Тихон: с 26 февр. 1918 г. по 20 февр. 1925 г. им было совершено здесь 11 служб; служение литургии в храме с участием Патриарха было назначено и на 7 апр. 1925 г.- день кончины Первосвятителя.
Надгробие над местом погребения Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского)
Надгробие над местом погребения Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского)В ходе кампании по изъятию церковных ценностей из храма 24 апр. 1922 г. была конфискована богослужебная утварь общим весом 50 пудов 8 фунтов 73 золотника серебра. По разрешению музейного отдела Главнауки Наркомпроса в храме временно оставили нек-рые предметы, имеющие историко-художественную ценность: 5 серебряных риз на иконах XVIII-XIX вв., дарохранительницу и Евангелие в серебряном окладе нач. XVIII в. По просьбе прихожан районная комиссия по изъятию ценностей оставила в храме также нек-рые богослужебные предметы из серебра весом в 7 фунтов, взамен прихожане внесли вдвое большее по весу число серебряных монет и 48 золотников золота. В нач. 30-х гг. в храм Богоявления были переданы иконы и утварь из располагавшихся вблизи и закрытых в то время московских церквей, в частности из ц. Покрова в Красном с. поступили 40 икон, много утвари и облачений. Число прихожан увеличилось в те годы до 25 тыс. чел.
Решением комиссии отдела народного образования Моссовета в 1926 г. здание храма было отнесено к памятникам церковной архитектуры I категории. Несмотря на это, 1 марта 1930 г. Московский облисполком принял постановление о закрытии церкви. Прихожане собрали 4800 подписей под заявлением во ВЦИК о сохранении храма, и 30 июня Президиум ВЦИК отменил решение московских властей. Начиная с 1934 г. власти делали неоднократные попытки закрыть храм: его предполагалось снести в связи со строительством метрополитена, в 1935 г. райсовет хотел передать его под кинотеатр, затем последовали предложения о размещении в храме музея редких книг. Однако эти проекты не осуществились.
К 1933 г. Елоховский храм приобрел особое значение для церковной жизни: именно здесь, а не в кафедральном Дорогомиловском соборе, проходили архиерейские хиротонии с участием высших иерархов РПЦ: Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского), Ленинградского митр. Алексия (Симанского), Дмитровского архиеп. Питирима (Крылова) и др. Не в последнюю очередь это было связано с тем обстоятельством, что вблизи Елоховского храма в одноэтажном деревянном доме по адресу: Бауманский пер. (ныне часть Бауманской ул.), д. 6 (здание не сохр.), находилась тогда канцелярия и резиденция фактического главы РПЦ митр. Сергия (Страгородского). 2 июля 1938 г. был закрыт и вскоре разрушен Богоявленский собор в Дорогомилове, в связи с этим кафедра Московских Первосвятителей фактически переместилась в Б. с.
Б. с. в 40-х гг. XX - нач. XXI в.
Патриарх Алексий I совершает богослужение в Богоявленском соборе. Фотография. 60-е гг. ХХ в.
Патриарх Алексий I совершает богослужение в Богоявленском соборе. Фотография. 60-е гг. ХХ в.После запрета колокольного звона в Москве в одном из алтарей Б. с. была оборудована небольшая звонница, к нач. 40-х гг. в храме образовался постоянный правый хор из певчих-слепых, действовавший до 1943 г. 10 марта 1941 г. соборяне вместе с пастырями и паствой др. московских приходов почтили торжественным молебном 40-летний юбилей служения в архиерейском сане Блаженнейшего митр. Сергия. В июне 1941 г. над Б. с. вновь нависла угроза закрытия: 22 июня, в воскресенье, после окончания литургии власти предполагали закрыть собор, но начало Великой Отечественной войны не дало этому осуществиться. В этот день митр. Сергий составил обращение «Пастырям и пасомым Христовой православной Церкви», в к-ром призвал правосл. народ на защиту Отечества. Обращение было вскоре оглашено в Б. с., на закрытие к-рого власти более не покушались. 26 июня 1941 г. на молебне в соборе о победе рус. воинства Блаженнейший митр. Сергий вновь обратился к пастве с горячим призывом защитить родную землю.У свечного ящика организовали сбор пожертвований на нужды обороны. Первым свою лепту внес митр. Сергий, пожертвовавший бриллиантовый крест с клобука и драгоценный наперсный крест. С июля 1941 по июль 1944 г. духовенством и верующими прихода Б. с. было внесено в фонд обороны 835200 р. и на подарки бойцам Красной Армии 535100 р. На храмовой колокольне разместились боевые расчеты зенитчиков, защищавших город от авиабомб. В условиях осадного положения в ночь с 4 на 5 апр. 1942 г. городские власти разрешили проведение пасхальной службы в плохо отапливаемом и затемненном соборе, на к-рую собралось 6500 москвичей. 3 сент. 1943 г. богослужение в соборе вновь возглавил вернувшийся из эвакуации в Москву митр. Сергий. С того же дня в соборе начал петь профессиональный хор под упр. В. С. Комарова, в продолжение 31 года руководившего хором собора. 12 сент. в Б. с. состоялась интронизация Святейшего Патриарха Сергия, 18 мая 1944 г. останки почившего Патриарха были погребены в Никольском приделе собора.
Интронизация Патриарха Алексия II
Интронизация Патриарха Алексия II4 февр. 1945 г. Б. с. стал местом проведения интронизации Патриарха Алексия I, на торжестве присутствовали правосл. Патриархи: Александрийский Христофор II, Антиохийский Александр III и Католикос-Патриарх Грузии Каллистрат, представители др. Поместных правосл. Церквей и 42 архиерея РПЦ. Одним из первых указов Патриарха Алексия I (от 25 февр. 1945) собору был присвоен статус Патриаршего, настоятель собора прот. Николай Колчицкий был возведен в сан протопресвитера. Празднование 800-летнего юбилея Москвы в 1947 г. ознаменовалось перенесением из алтаря кремлевского Успенского собора в Б. с. мощей Московского митр. св. Алексия. 14 окт. 1947 г., в 5 ч. утра, св. мощи были приняты в Кремле по особому акту протопр. Николаем Колчицким и в 5 ч. 40 мин. доставлены в собор, где их встретил Патриарх Алексий I в сопровождении небольшого числа священнослужителей, мощи были положены в алтаре Никольского придела. 17 окт. на всенощном бдении мощи перенесли в специально приготовленную раку, 18 окт. у раки свт. Алексия был совершен первый молебен. В июле 1948 г. собор стал местом церковных торжеств по случаю 500-летия автокефалии РПЦ, на них присутствовали делегации от 9 автокефальных правосл. Церквей, представители заграничных экзархатов, епархий и благочиний Московской Патриархии. 30 июня 1971 г. в Б. с. прошла интронизация Патриарха Пимена, в ней участвовали главы Поместных правосл. Церквей: Патриарх Александрийский Николай VI, Католикос-Патриарх Грузии Ефрем II, Патриарх Румынский Юстиниан. 5 июня 1988 г. Божественной литургией в Б. с. началось празднование 1000-летия Крещения Руси, а незадолго до этой даты, 26 мая, состоялась передача собору правосл. святынь, хранившихся в Государственных музеях Московского Кремля: частицы Древа Животворящего Креста Господня, камня от Гроба Господня, частицы ризы Пресв. Богородицы, десницы ап. Андрея Первозванного, главы свт. Иоанна Златоуста и частиц мощей др. угодников Божиих.
10 июня 1990 г. в Б. с. состоялась интронизация 15-го Всероссийского Патриарха Алексия II, на торжествах присутствовали все члены избравшего его Поместного Собора РПЦ и Католикос-Патриарх Грузии Илия II. В 1991 г. собор в течение неск. месяцев был местом пребывания вновь обретенных св. мощей прп. Серафима Саровского, на пути их следования из С.-Петербурга в Дивеевский мон-рь. В том же году в Б. с. находились вновь обретенные мощи свт. Иоасафа Белгородского в период их перенесения из С.-Петербурга в Белгород. 3 окт. 1993 г., во время вооруженного противостояния Президента РФ и законодательной власти, в собор из Третьяковской галереи была принесена чудотворная Владимирская икона Божией Матери, перед к-рой правосл. москвичи вместе со своим архипастырем Патриархом Алексием II на коленях молились о спасении Отечества и о прекращении смут и распрей. В 1996 г. в соборе в течение 10 дней находилась глава вмч. Пантелеимона, впервые доставленная в Россию из афонского Пантелеимонова мон-ря.
Иконостас собора
Иконостас собораВ 1991 г. статус Патриаршего получил возрожденный для литургической жизни Успенский собор Московского Кремля, Богоявленский храм стал кафедральным собором Москвы. В 1991-1999 гг. из Б. с. транслировались пасхальные и рождественские богослужения, возглавляемые Патриархом Алексием II. Из года в год, попеременно чередуясь, в Великий четверг в соборе совершаются особые чинопоследования: умовение ног в воспоминание Тайной вечери и чин освящение Первосвятителем Русской Церкви сваренного накануне в Малом соборе Донского мон-ря мира. Разлитое в особые, изготовленные из медного сплава и посеребренные сосуды св. миро приносят к сев. и юж. сторонам главного престола, после окончания освящения сосуды опечатывают и оставляют на хранение в алтаре собора или в ризнице.
В 1990 г. при Б. с. был освящен крестильный храм во имя св. Василия Блаженного (по преданию, родившегося в с. Елохове) с баптистерием. При соборе действует воскресная школа с изучением церковного пения, в 1992 г. было создано сестричество во имя равноап. Марии Магдалины; клирики и сестры посещают больных в 6-й городской больнице, оказывают материальную помощь и духовную поддержку нуждающимся в них детям и одиноким пожилым прихожанам. В 1995 г., после проведения реставрации, возобновлены богослужения в приписном к Б. с. храме вмч. Никиты на Ст. Басманной ул. (закрыт в 1933).
Начиная с 20-х гг. XX в. обязанности ктитора храма выполнял «почетный» член церковной двадцатки. С особой благодарностью в соборе вспоминают старосту В. И. Российского († 1964). Велика роль в благоустроении храма Н. С. Капчука - ктитора Б. с. с 1969 г.
Внутреннее убранство и святыни
Сень над ракой свт. Алексия, митр. Московского
Сень над ракой свт. Алексия, митр. МосковскогоВ окт. 1846 г. прихожане заново отстроенной Богоявленской ц. обратились в Святейший Синод за разрешением «украсить внутренность новосооруженного храма священными изображениями греко-фряжского стиля». К 1853 г. был сооружен 18-метровый многоярусный иконостас, 65 образов для него были написаны в традициях академической школы. В 1895 г. завершилась внутренняя отделка церкви, стены были украшены лепниной и живописью. В 1912 г. артель живописцев из мастерской придворного иконописца и реставратора В. П. Гурьянова при участии худож. А. Е. Куликова заново расписала трапезную, позолотчик В. Р. Чубаров отделал иконостас Никольского придела. Накануне празднования 800-летия основания Москвы в соборе была проведена реставрация живописи главного купола с изображением «Св. Троицы Новозаветной» и образами рус. святых. Бригаду реставраторов-живописцев возглавлял выпускник МДС худож. П. А. Голубцов (в монашестве Сергий; впосл. архиеп. Новгородский и Старорусский), к-рый в 1954 г., уже в сане архимандрита, был помощником главного художника храма по реставрации его настенной живописи. Начиная с 70-х гг. XX в. работы по реставрации интерьера храма ведутся непрерывно: расширена солея, реконструированы сев. и юж. балконы и выстроен центральный балкон для размещения хоров, промыта и тонирована настенная живопись, в 1987-1988 гг. отреставрирован главный иконостас.К передаче мощей свт. Алексия в 1947 г. на одном из оборонных предприятий Москвы для Б. с. была изготовлена рака из бронзового сплава по эскизу М. Е. Губонина. На внутренней стороне крышки раки помещено шитое изображение святителя. В июле следующего года над ракой установили резную деревянную сень, исполненную также по эскизу Губонина мастерами-резчиками по дереву братьями Ворносковыми. В Никольском приделе храма в 1949 г. по проекту акад. А. В. Щусева было сооружено беломраморное, украшенное бронзовыми деталями надгробие над могилой Патриарха Сергия. Эта работа явилась последним произведением маститого зодчего. У надгробия в стеклянном футляре хранится куколь Патриарха Сергия.
Средник иконы Божией Матери “Млекопитательница”. Кон. XIX в.
Средник иконы Божией Матери “Млекопитательница”. Кон. XIX в.У сев. стены храма, под Распятием XIX в., находится металлическая рака с частицей Древа Животворящего Креста Господня, десницей ап. Андрея Первозванного, главой свт. Иоанна Златоуста, частицами мощей свт. Николая Чудотворца и митр. св. Петра. С 1731 г. в храме пребывает особо почитаемый образ Богоматери «Всех скорбящих Радость». В 1894 г. в течение 2 месяцев в Елоховской ц. находилась привезенная из афонского Ильинского скита его настоятелем архим. Гавриилом икона Божией Матери «Млекопитательница». «В дар и благословение» Богоявленскому храму архим. Гавриил оставил список с иконы афонской работы кон. XIX в., к-рый хранится в соборе. Многие из почитаемых храмовых икон издавна принадлежат Богоявленской ц.: свт. Николая Чудотворца с житием 1-й трети XIX в. (средник - список с иконы XI в.), Благовещения Пресв. Богородице нач. XIX в. в серебряном киоте 1813 г. и др.
На рубеже 1945-1946 гг. в местный ряд иконостаса главного алтаря, слева от царских врат, была помещена икона XVII в.- список с чудотворного Казанского образа Божией Матери, находившийся прежде в Казанском соборе на Красной пл. После закрытия Казанского собора в 1930 г. община перешла в ц. свт. Николая в Хлыновском туп., перенеся туда и чудотворный образ; после разрушения в 1936 г. Николо-Хлыновской ц. икона оказалась в Богоявленском Дорогомиловском соборе, затем попала в Елоховский храм. Рамой для чудотворного образа служит икона «Похвала Богородицы» с фрагментами старого серебряного оклада. Среди икон, к-рые поступили в храм из московских церквей, закрытых в 20-30-х гг. XX в., Богоматерь «Избавительница» и вмч. Пантелеимон афонского письма (1893), происходящие из ц. Покрова в Филях, а также житийный образ вмц. Ирины (XIX в.) из Троице-Ирининского храма в с. Покровском. В соборе особо почитаются иконы Божией Матери «Взыскание погибших», Тихвинская (обе - XIX в.), образ прп. Серафима Саровского с частицами камня, на к-ром молился преподобный, и частицей его одежд (XX в.). На 5-й неделе Великого поста, в пятницу вечером, на акафист в честь Похвалы Пресв. Богородицы, в собор по благословению Святейшего Патриарха Алексия II приносят икону Божией Матери «Умиление» - келейный образ прп. Серафима Саровского.
Казанская икона Божией Матери. XVII в.
Казанская икона Божией Матери. XVII в.В 1897 г. на средства прихожан были созданы вызолоченные хоругви с эмалевыми украшениями в память коронования имп. св. Николая II и имп. св. Александры Феодоровны. На одной из них помещены иконы святых, тезоименитых членам царской семьи, на др.- иконы Богоявления и свт. Феодосия Черниговского. Обе хоругви ныне укреплены на сев. и юж. стенах центрального нефа. В ризнице собора имеются драгоценные литургические предметы: напрестольные кресты XVIII - нач. ХХ в., потиры (в т. ч. изготовленный на имп. стекольном заводе в С.-Петербурге в кон. XVIII - нач. XIX в.), шитые золотом воздухи и др., а также священнические ризы XIX в.
Собор сохранил основной набор из 17 колоколов, сложившийся в XIX в., за исключением самого большого колокола, получившего в ХХ в. трещину. Общая масса всех колоколов превышает 6800 кг.
Причт
Прп. Серафим Саровский
Прп. Серафим Саровский С кон. XVII в. до 1828 г. причт состоял из 1-2 священников, диакона, дьячка и пономаря, 2-го священника к храму приписывали из др. церквей ввиду увеличения числа прихожан, были случаи пребывания 2-го священника на диаконском штатном содержании. В 1828-1896 гг. в храме служили не менее 2 священников (один из них - настоятель, обычно в сане протоиерея), в 1896-1919 гг.- 3 штатных священника. Члены причта в дореволюционное время содержались за счет платы за исполнение треб, кружечного сбора и доходов от неприкосновенного капитала, образовавшегося из вкладов прихожан в пользу клира «за вечное поминовение вкладчиков и их сродников», к 1916 г. размер этого капитала составил 33542 р. В нач. 20-х гг. XX в. в штате были заняты только 2 священнические вакансии, к 1927 г. в клире храма числились 4 священника (из них - 2 протоиерея). До 1970 г. в соборе служили 5 священников и 2 диакона, затем штат был увеличен, и в наст. время в причт храма входят: настоятель, 7 священников и 4 диакона.В 1694 г. известен свящ. Богоявленского храма Косма Елисеев, к-рого в 1712 г. сменил Дементий Иванов. В 1729 г. в помощь престарелому о. Дементию был назначен свящ. Василий Михайлов. В 1799 г. в храме служили 2 иерея, диак. Феодор Яковлев и дьячок Сергий Александров. В 1812 г. настоятелем стал свящ. Никита Карпов, к-рого в 1818 г. сменил свящ. Михаил Божанов. В 1822-1827 гг. настоятелем являлся прот. Михаил Знаменский. Сохранились свидетельства о настоятелях храма в 1828-1884 гг.: протоиереях Александре Покровском и Василии Сахарове, свящ. Николае Дмитриевском. С 1876 г. в храме служил видный московский клирик прот. (с 1892) Иоанн Берёзкин, возглавлявший причт храма в 1884-1919 гг. В 1920 г. настоятелем был избран прот. Николай Боголюбский, вскоре ставший одним из лидеров обновленчества. В 1923 г. Боголюбского избрали в обновленческий Высший церковный совет, и его имя с той поры в документах, связанных с Елоховским храмом, не упоминалось.
Свящ. Николай Колчицкий. Фотография. 20-е гг. ХХ в. (ЦАК МДА)
Свящ. Николай Колчицкий. Фотография. 20-е гг. ХХ в. (ЦАК МДА)27 дек. 1924 г. Патриарх Тихон утвердил в должности настоятеля храма свящ. Николая Колчицкого, в 1938 г. митр. Сергий (Страгородский) удостоил о. Николая сана «кафедрального протоиерея». По «Положению о Богоявленском соборе в Москве» 1945 г., настоятель храма возводился в сан протопресвитера, тогда же была учреждена должность соборного сакеллария (ключаря). Протопр. Николай оставался настоятелем Б. с. вплоть до своей кончины, последовавшей 12 янв. 1961 г. С марта по нояб. 1961 г. настоятелем собора временно являлся архиеп. Тульский и Белёвский Пимен (Извеков; впосл. Патриарх Московский). 9 апр. 1962 г. настоятелем был назначен викарий Московской епархии, еп. (с 29 апр. 1962 архиеп.) Можайский Леонид (Поляков), к-рый управлял собором до 4 авг. 1963 г. Новое назначение настоятеля в Б. с. состоялось только в нач. 1965 г., когда в соответствии с указом Патриарха Алексия I соборный причт возглавил прот. Иоанн Соболев, 22 февр. 1973 г. о. Иоанн по болезни вышел за штат, и в тот же день в соответствии с указом Патриарха Пимена настоятелем Б. с. стал прот. Виталий Боровой, управлявший собором до 1978 г. 9 июня 1978 г. настоятелем собора, по возведении в сан протопресвитера, был назначен прот. Матфей Стаднюк, секретарь Патриархов Пимена и Алексия II. Протопр. Матфей и ныне является настоятелем Б. с.
В Б. с. служили известные в правосл. Москве иереи: прот. Петр Голубев (1867-1943), архим. Иеремия (Лебедев; 1885-1953), архим. (впосл. архиеп.) Донат (Щёголев), архим. Зосима (Иджилов; 1864-1961), архим. Сергий (Савельев; 1899-1977), архим. Порфирий (Бараев, в схиме Серафим; 1900-1972), прот. Алексий Дёмин (1888-1983), прот. Александр Акимов (1925-1987), прот. Анатолий Казновецкий (1926-1995) и мн. др. Диаконское служение в соборе несли: Патриаршие архидиаконы ГеоргийАнтоненко, Владимир Прокимнов, Стефан Гавшев (1936-1998), протодиаконы Петр Байков (1892-1975), Сергий Громов (1918-1995), Василий Смирнов (1918-1998) и др. В богослужениях свт. Тихона в Богоявленском храме участвовал архидиак. Константин Розов, в интронизации Патриарха Алексия I - протодиак. Михаил Холмогоров.
Арх.: ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 4. Д. 376; Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 53, 201, 202; Ф. Р-6991. Оп. 2. Т. 2. Д. 34, 59, 85, 606; Оп. 6. Д. 368; ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 70, 71, 72, 245; Т. 2. Д. 286; ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1417-1421, 1708; Оп. 745, Д. 5-36; Оп. 771. Д. 90; Оп. 776. Д. 91-103; Ф. 2126. Оп. 1. Д. 1, 3, 4, 19-38; Оп. 2. Д. 29-42; Дневники Патриарха Алексия I. Т. 1 (1943-1950), Т. 2 (1951-1955), Т. 4 (1961-1965) - Арх. ЦНЦ «ПЭ». Ф. 2; Акимов А., прот. Московский Богоявленский Патриарший собор. 1970 - Там же. Ф. 5; Губонин М. Е. Биографическая схема в связи с событиями церковной жизни. Т. 3 (1923-1965) - Арх. С. А. Беляева.
Ист.: Московские ЕВ. 1875. № 5. С. 440; Московские ЦВед. 1893. № 10. С.139-140; 1895. № 5. С. 497; 1896. № 10. С.130; 1897. № 16-17. С. 230; 1896. № 33. С. 44-45; 1899. № 22. С. 299; 1901. № 8. С. 94-95; 1908. № 15-16. С. 405; 1908. № 75. С. 2; 1912. № 42. С. 944; 1918. № 3. С. 3-4; Положение о Богоявленском соборе в Москве // ЖМП. 1945. № 3. С. 10; Дурылин С. Н. В своем углу: Из старых тетрадей. М., 1991. С. 44-50; Сергий (Соколов), еп. От внешнего к внутреннему: Жизнеописание Н. Е. Пестова. Новосиб., 1997. С. 111.
Лит.: Николев И. Н. Указатель чертежей московским церквам и состоявшим в их приходах дворам и лавкам за 1775-1782 гг. М., 1884. Вып. 1. С. 89-90; Забелин И. Е. Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884. Т. 1. С. 779-780; Крестовоздвиженский А. В. Пятнадцатилетие Богоявленского братства при Богоявленской церкви в Москве. М., 1886. С.12-96; Несмелов П. Богоявленский Патриарший собор, что в Елохове: (Из церк. летописей) // ЖМП. 1955. № 2. С. 63-67; Питирим (Нечаев), еп. Этот день принадлежит Церкви // Там же. 1970. № 2. С. 25-29; Козлов В. Ф. Чудом спасенные // Моск. журнал. 1992. № 1. С. 16-24; Романюк С. Елохово // Там же. 1991. № 4. С. 10-17; Сорок сороков. Т. 3. С. 83-86; Памятники архитектуры Москвы: Территория между Садовым кольцом и границами города XVIII в. (от Земляного до Камер-Коллежского вала). М., 1998. С. 311-312; Щапов Н. М. Я верил в Россию…: Семейная история и восп. М., 1998. С. 26-34; Богоявленский кафедральный собор / Сост. О. Ковалик. М., 2001; Красилин М. М. Богоявленский собор в Елохове // Ферапонтовский сб. М., 2002. Вып. 6. С. 255-271; Любартович В. Ист. факт огромной важности: К 55-летию перенесения мощей свт. Московского Алексия // ЖМП. 2003. № 1. С. 78-83.
В. А. Любартович
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.