- БОСТРА
Античный театр. II в. по Р. Х.
Античный театр. II в. по Р. Х.[Босра, араб. - Бусра; тур. Эски-Шам, совр. Бусра-эш-Шам], сел. в юго-зап. части Сирии, в горном массиве Эд-Друз (обл. Хауран), недалеко от границы с Иорданией. В прошлом - крупный адм. и церковный центр, известный в наст. время своими археологическими памятниками.Б., расположенная между пересыхающими руслами 2 притоков р. Ярмук, известна с эпохи Маккавеев. Изначально это был самый сев. форпост Набатейского царства, ставший со временем 2-й наряду с Петрой столицей набатеев. В 106 г. по Р. Х. это царство было аннексировано Римом и превращено в пров. Аравия. Город, перестроенный и укрепленный при имп. Траяне и получивший наименование Nova Trajana Bostra, стал столицей провинции, местом дислокации III Киренского легиона (во II - нач. V в.) и важным центром торговли на дороге между Дамаском и Красным м. и на границе земледельческих областей и пустыни. С момента основания пров. Аравия отсчитывалась т. н. эра Бостры (Aera Bostrensis), употреблявшаяся в местной монетной чеканке, а также в греч. и араб. эпиграфике Заиорданья. При имп. Александре Севере Б. получила статус колонии, при имп. Филиппе Арабе, родившемся в окрестностях Б., город был возведен в ранг метрополии. Важное адм. значение Б. сохраняла и в визант. эпоху. Вероятно, она не входила в состав араб. гос-ва Гассанидов, существовавшего в Хауране в VI в., а управлялась непосредственно византийцами.
Мон-рь св. Сергия. Зап. фасад. IV в.
Мон-рь св. Сергия. Зап. фасад. IV в.Исчезновение набатейской государственности, быстрое угасание местной культуры и религии стали благоприятными факторами для распространения христианства. Ориген в 1-й пол. III в. свидетельствует о существовании христ. общин с епископами почти во всех селениях пров. Аравия.
Первым достоверно известным епископом Б. был Берилл. Еп. Тит (60-е гг. IV в.) был одним из известных церковных писателей своей эпохи. В церковно-адм. отношении митрополия Б. входила в состав Антиохийского Патриархата (см. Антиохийская Православная Церковь), ей подчинялись 19 епископов в Хауране и Заиорданье. Большинство христиан города составляли арабы (население Б. было в основном семит. происхождения, имелось небольшое число римлян и выходцев из др. районов империи; в округе кочевали араб. племена).
В VI в. епархия Б. была затронута монофизитским расколом, патриарх Севир Антиохийский в 512 г. изгнал с местной кафедры правосл. епископа Юлиана и заменил его своим приверженцем. После начала гонений на монофизитов в 518 г. и до араб. завоевания Сирии монофизитские епископы Б., видимо, в городе не жили, а перемещались вместе с племенами бедуинов, к-рые исповедовали монофизитство.
Большинство архитектурных памятников Б. относится к рим. и визант. периодам. До наст. времени сохранились следы античной планировки города: прямоугольник с 4 воротами, 2 пересекающиеся под прямым углом центральные улицы, когда-то обрамленные портиками. Одна из этих улиц, Декуманус, и в наст. время является главной в селении. В центре ее стоит триумфальная арка; Н. П. Кондаков, побывавший здесь в нач. XX в., застал в довольно хорошем состоянии двухэтажный дворец рим. наместника, ныне разрушенный: местное население вплоть до недавнего времени разбирало античные здания на стройматериал. К югу от города, за стенами, находится театр, один из самых больших и хорошо сохранившихся в рим. архитектуре. В визант. время город украсился церквами, крупнейшей из них был кафедральный собор во имя Сергия, Вакха и Леонтия (завершен в 512 - 513 гг., частично сохр. до наст. времени), одна из первых купольных церквей Сирии. Известны также ц. Богородицы, епископский дворец, жен. мон-рь св. Кирика и муж.- св. Сергия, где сохранились стены и апсида Большой базилики. Согласно мусульм. легенде, в этом мон-ре жил мон. Бахира, к-рый предсказал великое будущее 12-летнему Мухаммаду, попавшему в Б. с араб. караваном. По свидетельству араб. географа X в., в пользу этого мон-ря мусульм. власти собирали ежегодный налог.
Кафедральный собор во имя святых Сергия, Вакха и Леонтия. 512– 513 гг.
Кафедральный собор во имя святых Сергия, Вакха и Леонтия. 512– 513 гг.В 613 или 614 г. Б. была разрушена персами, после чего уже никогда не достигала прежнего величия. В мае 634 г. первой из визант. городов она сдалась арабам (см. ст. Арабские завоевания). Под мусульм. владычеством город вступил в полосу упадка, обусловленного целым комплексом причин, из к-рых основными были тяжелый экологический кризис в Заиорданье, деградация земледелия, экспансия кочевников и наступление пустыни. В то же время Б., лежавшая на пути мусульм. хаджа, имела статус адм. центра Хаурана, там были возведены мечети - аль-Умари (VIII в., перестроена в XIII в.), Фатимы (X-XIII вв.), аль-Мабрак (XII в.), частично сохранившиеся.
В период династии Айюбидов в обстановке борьбы мусульман с крестоносцами возросло военное значение Б. С кон. XI до сер. XIII в. городские укрепления неоднократно перестраивались. На базе рим. театра, обнесенного рвом и стеной с башнями, была создана цитадель - один из главных военных памятников мусульм. мира. После монг. осады 1261 г. цитадель восстановили и расширили, для чего был разобран на стройматериал огромный рим. ипподром.
В мамлюкскую и османскую эпохи упадок и уменьшение населения в Б. продолжались. По данным османской переписи 1569 г., в городе насчитывалось 109 мусульм. и 23 христ. семейства. В XVI в. Б. утратила статус столицы Хаурана. Из-за натиска бедуинских племен маршрут хаджа в XVII в. сместился на запад от Б., туда, где впосл. прошла Хиджазская железная дорога. Османские власти до кон. XIX в. почти не контролировали Хауран.
Христ. присутствие сохранялось в Б. и после араб. завоевания. Известен ряд сиро-яковитских епископов города VIII-X вв., после X в. яковитская община угасает. Правосл. митрополиты Б. (полный титул «митрополит Бострийский, пречестный, и экзарх Каменистой Аравии») упоминаются в XII, XIV, XV вв. и позже; предположительно выходцем из Хаурана был Антиохийский Патриарх Пахомий II (1412). Митрополиты Хаурана Афанасий и Косма Даббас последовательно занимали кафедру Антиохийского Патриарха в 1612-1619 и 1619-1627 гг. (см. статьи Афанасий II Даббас, Кирилл IV).
В связи с сокращением христ. населения Хаурана правосл. кафедра Б. в сер. XVIII в. была упразднена. Мелькитские униатские патриархи с 1763 г. время от времени ставили титулярных митрополитов Б. Непосредственно на территории Хаурана униатская иерархия была учреждена в 1836 г. В 1908 г. правосл. Антиохийский Патриарх тоже восстановил Хауранскую епархию. Согласно тур. статистике 1914 г., в Б. и ближайшей округе проживало 22,5 тыс. мусульман, 3 тыс. православных и ок. 600 униатов.
В XX в. в Б. проводились масштабные археологические исследования. Она представляет собой один из крупнейших культурно-исторических памятников Ближ. Востока.
Православные епископы Б.:
Тимон?, Берилл (ок. 230-240); Максим (до 264 - после 268); Никомах (до 325 - после 341); Антоний (упом. 343-344); Тит (до 363, ум. ок. 378); Багадиос (до 381 - после 394); Евлисий, Антиох (упом. 431); Константин (упом. 448 и 451); Антипатр (? - после 458); Юлиан (до 512-513 - после 518); Иордан (упом. 527); Иоанн (до 539 - после 553); Симеон (2-я пол. VI в.); Досифей; Полиевкт (до 624 - ?); ? (кон. VII в.); Стефан (нач. VIII в.); Николай (упом. 1111); Арсений (упом. 1365); Михаил (до 1369 - 6 февр. 1395); Иоаким (упом. февр. 1452); Афанасий Даббас (? - до 1612); Косма Даббас (ок. 1612 - май 1619); ? (упом. 1627); Григорий ад-Димашки (до 1653 - после 1673); ? (упом. 1686); Кирилл (1763-1794), Афанасий Матар (1798-1800); Кирилл Фасфус (окт. 1836 - 1858); Игнатий Аккави (1859 - 7 авг. 1870); Василий Хаззар (24 окт. 1871 - 16 июня 1887); Николай Кади (10 февр. 1889 - ?); Захарий (1909 - ?); Василий; Савва (5 июня 1999-).
Лит.: Korolevskÿ C. Bostra // DHGE. T. 9. Col. 1399-1405; Кондаков Н. П. Археол. путешествие по Сирии и Палестине. СПб., 1904. С. 103-108; Жузе П. Епархии Антиохийской церкви // СИППО. 1911. С. 481-498; Abel A. Bosra // EI. Vol. 1. P. 1275-1277; Сидорова Н. А., Стародуб Т. Х. Города Сирии. М., 1979. С. 84-95; Trimingham J. S. Christianity Among the Arabs in Pre-islamic Times. L.; N. Y., 1979.
К. А. Панченко
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.