БРАТСКИЙ ДВОР

БРАТСКИЙ ДВОР

московский центр старообрядцев Филипповского согласия, находился в Дурном (ныне Товарищеский) пер., во дворе дома № 6. В 70-х гг. ХVIII в. в Рогожской (на Таганке) и Пятницкой (на Балчуге) частях Москвы сложились сообщества филипповцев, гл. обр. выходцев из с. Кимра Корчевского у. Тверской губ. (ныне г. Кимры). Ок. 1790 г. на средства тверского купца Т. И. Долина в Дурном пер. (Рогожская часть) было начато сооружение филипповского молитвенного дома и богадельни, для к-рой построили 2 каменных флигеля. По желанию Долина первым наставником общины стал кимрский мон. Варлаам, имевший среди филипповцев славу подвижника. При следующем наставнике А. Яковлеве, плодовитом писателе-полемисте, на Б. д. появились иконописная мастерская, где трудился талантливый худож. П. Иванов, меднолитейная, книгописная и переплетная мастерские. В богадельне, где был принят строгий устав, предписывавший, в частности, обязательное безбрачие, жили ок. 30 чел. Постепенно число прихожан моленной увеличилось до 300, из разных регионов на Б. д. поступали многочисленные пожертвования. В 1809 г. наставником общины стал Иванов, при нем после 1812 г. была возведена каменная обширная моленная, посвященная Успению Пресв. Богородицы, Преображению Господню, свт. Николаю Чудотворцу и преподобным Зосиме и Савватию Соловецким.

15-25-е годы XIX в. были временем расцвета филипповщины в Москве и Б. д. как центра согласия. В 1818 г., после смерти Иванова, наставниками на Б. д. стали московский купец А. Кузмин и выходец из Кимр Г. Н. Шлюхин, по решению к-рых с Б. д. в российские губернии начали отправлять посланцев для усиления влияния московской общины. Первым в Орловскую губ. в имения кн. Кочубея поехал М. Григорьев, он устроил у местных филипповцев общественную моленную, избрал наставника; затем его путь лежал в Тамбовскую, Саратовскую и Рязанскую губернии. А. Семёнов был направлен в филипповские общины Тверской и Ярославской губерний. В результате этих поездок укрепились связи московских филипповцев с иногородними сообществами, в Москву переселились мн. последователи согласия, в т. ч. дети А. Я. Молоткина, управляющего орловскими имениями кн. Кочубея, к-рые были главными ктиторами Б. д. в 30-х гг. Число прихожан моленной в эти годы достигло 600, в богадельне жили ок. 80 чел.

Начиная с 40-х гг. усилия московских филипповцев были направлены на конспирацию общины, сохранение моленной и богадельни от преследований властей, для чего постройки Б. д. неск. раз переписывались на разных владельцев. В дальнейшем все окрестные дома были приобретены купцами-филипповцами, в них жили последователи согласия, приезжавшие на Б. д. из др. городов. Здания соединялись потайными ходами, ворота моленной были устроены т. о., что в нее можно было войти только по одному.

Во 2-й пол. ХIХ в. на Б. д. обсуждались все основные вопросы, связанные с внутренней жизнью филипповцев, а также с их отношением к разного рода «внешним». Особо активной была полемика по вопросу о возможности брака у беспоповцев (см. ст. Брак), основные этапы этой полемики описаны в анонимном соч. 1900 г. «Достопочтенный вопросителю! и друже Иван Михайлович!». В нач. XX в. Б. д. пережил подъем, рядом с моленной была возведена колокольня (построена после 1905, уничтожена в 1926). 15 янв. 1912 г. на Б. д. состоялся собор, решения к-рого подтвердили строгие правила согласия. Моленная на Б. д. была закрыта в 1933 г., снесена в 1982 г. В 1990 г. уничтожили последнее из зданий бывш. богадельни (д. № 6).

Арх.: РГАДА. Ф. 1183. Оп. 11. № 54. Л. 5 [Дело об установлении надзора за молитвенными домами московских мещан 29.02.1836 г.]; «Достопочтенный вопросителю! и друже Иван Михайлович!». Стеклограф. Нач. ХХ в.

Лит.: Вишняков А. Старообрядческая Покровская молельня и филипповская часовня в Москве. СПб., 1865; Сорок сороков. Т. 4. С. 396-398; Вургафт, Ушаков. Старообрядчество. С. 55-56; Козлов В. Ф. Московское старообрядчество в 1-й трети ХХ в. // Старообрядчество в России (ХVII-ХХ вв.). М., 1999. С. 219.

Е. А. Агеева


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "БРАТСКИЙ ДВОР" в других словарях:

  • Братский двор —    Место для сходок слобожан (обычно рядом с церковью и кладбищем, а также съезжей избой или съезжим двором).    (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) …   Архитектурный словарь

  • Братский (Брагинский район) — У этого термина существуют и другие значения, см. Братский. Посёлок Братский белор. Брацкі Страна …   Википедия

  • Двор-Савичи (Брагинский район) — Деревня Двор Савичи белор. Двор Савічы Страна Белоруссия …   Википедия

  • БЕСПОПОВЦЫ — общее название представителей одного из 2 основных течений старообрядчества. Главной особенностью вероучения Б. является идея об уже совершившемся воцарении антихриста и связанное с этим представление о прервавшейся благодати священства и… …   Православная энциклопедия

  • Московский проспект (Харьков) — У этого термина существуют и другие значения, см. Московский проспект. Московский проспект Харьков Начало проспекта от площади Конституции …   Википедия

  • Московская улица (Харьков) — Московский проспект Харьков Начало проспекта от площади Конституции Общая информация Район города Киевский, Коминтерновский, Московский, Орджоникидзевский, Фрунзенский, Червонозаводский Исторический район Подол, Захарьков, Немышлянская слобода,… …   Википедия

  • Проспект Московский (Харьков) — Московский проспект Харьков Начало проспекта от площади Конституции Общая информация Район города Киевский, Коминтерновский, Московский, Орджоникидзевский, Фрунзенский, Червонозаводский Исторический район Подол, Захарьков, Немышлянская слобода,… …   Википедия

  • Калачеевский район Воронежской области — Калачеевский район Герб Страна …   Википедия

  • Населенные пункты России Б —   Это служебный список статей, созданный для …   Википедия

  • ЖЁЛТИКОВ (ЖЕЛТИКОВ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ — находился в вол. Суземье Тверского княжества, с XV в. Тверского у., со 2 й пол. XVIII в. до 1 й трети XX в. Тверском у. Тверской губ., в 4 верстах от г. Твери, на левом берегу р. Тьмака. Основан в местности, называемой Желтиково (Жолтиково), в… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»