- БРЕНДАН КЛОНФЕРТСКИЙ
Св. Брендан Клонфертский. Икона. ХХ в.
Св. Брендан Клонфертский. Икона. ХХ в. [Брендан Мореплаватель; лат. Brendanus Clonfertensis; ирл. уменьшительное Brendán от Brénaind, Brénfind - седовласый, Braenfind - чистая капля; полное имя - Brendán moccu Alte] (484 или 486, графство Керри, юго-зап. Ирландия - 577 или 583), св. (пам. зап. 16 мая). Происходил из маленького племени алтрагье (Altraige, отсюда родовое имя мокку Алте), воспитывался и обучался в школе для мальчиков, к-рой руководила св. Ита († 570 или 577), затем у аббата св. Иарлата († 540). Приняв постриг и сан священника, Б. К. получил в управление аббатство Ардферт в родном графстве Керри. В 558 или 564 г. основал мон-рь Клонферт, а также ряд др. мон-рей на островах р. Шаннон и оз. Лох-Корриб. По сообщению Адамнана, Б. К. посетил св. Колумбу в мон-ре Иона, побывал в Стратклайде (Шотландия), Уэльсе и, возможно, в Бретани (Зап. Франция).В IX в. Б. К. стал героем «Navigatio sancti Brendani Abbatis» (Плавание св. Брендана аббата) - христ. легенды о путешествии по океану в поисках «Земли обетованной» (ирл. Tir Tairngiri). Плывя на запад в кожаной лодке с 17 спутниками, он достиг земли и через 7 лет вернулся. Согласно легенде, мореплаватели обнаружили чудесные плоды, насыщавшие их на много дней вперед, остров, где Иуда отдыхал от адских мук, и могли свободно объясняться с жителями стран, к-рые они посетили. На формирование ирл. образа «Земли обетованной» оказали влияние как ВЗ, так и представления о кельт. Элизиуме, расположенном где-то на западе, к-рого пытались достичь в маленьких лодочках святые отшельники в скитаниях Христа ради и герои саг, одна из к-рых («Плавание Майль-Дуйна») старше легенды о Б. К. Позднее эти острова отождествлялись с Канарскими, а в наст. время есть версия об открытии Б. К. Америки (Г. Эш) задолго до Лейва Счастливого (80-е гг. Х в.). Сохранилось более 100 списков «Плавания» в 6 редакциях (с X в. и на латыни), не включая переводов и адаптированных текстов. Существует 7 редакций Жития Б. К., но основные тексты сокращены или искажены под воздействием «Плаваний». Наиболее ранняя фиксация легенды о плавании содержится в Житии св. Мало (ркп. X в.), где Б. К. оказывается валлийцем, аббатом Лланкарвана, а Мало - его учеником. Существовала сатирическая версия, созданная в Англии в XI-XII вв., подвергавшая осмеянию и объявлявшая ересью легенду о плавании. Самому Б. К. приписывают значительную по объему литанию, в к-рой использованы сюжеты Свящ. Писания.
Ист.: La légende latine de S. Brandaines / Éd. A. Jubinal. P., 1836; Acta S. Brendani / Ed. P. F. Moran. Dublin, 1872; Acta Sanctorum ex Codice Salmanticensi / Ed. C. de Smedt, J. de Backer. Edinb.; L., 1888. P. 113-154, 759-772; Lives of Saints from the Book of Lismore / Ed. W. Stokes. Oxf., 1890. P. 99-115, 247-261, 349-354; Nova Legenda Anglie / Ed. C. Horstman. Oxf., 1901. Vol. 1. P. 136-153; Vitae Sanctorum Hiberniae / Ed. Ch. Plummer. Oxf., 1910. Vol. 1. P. 98-151; Vol. 2. P. 270-294; Vita S. Brendani Clonfertensis e Codice Dubliniensi / Ed. P. Grosjean // AnBoll. 1930. Vol. 48. P. 99-123; Navigatio Sancti Brendani Abbatis / Ed. C. Selmer. Dublin, 1959.
Лит.: Zimmer H. Keltische Beiträge II.: Brendans Meerfahrt // Zschr. f. deutsches Altertum. 1889. Bd. 33. S. 129-220, 257-338; O'Donoghue D. Brendaniana: St. Brendan the Voyager in Story and Legend. Dublin, 1895; Plummer Ch. Some New Light on the Brendan Legend // Zschr. f. keltische Philologie. 1905. Bd. 5. S. 124-141; Esposito M. An Apocryphal Book of Enoch and Elias as a Possible Source of the Navigatio Sancti Brendani // Celtica. 1960. Vol. 5. P. 192-206; Ashe G. Land to the West: St. Brendan's Voyage to America. N. Y., 1962; Jennings C. The Voyage of St. Brendan in Old French // J. of the Kerry Archaeol. Hist. Society. 1984. T. 17. P. 10-36; Bouet P. Le Fantastique dans la littérature latine du Moyen Âge: La Navigation de St. Brendan (œuvre anonyme du IXe siècle). Caen, 1986; Strijbosch C. The Heathen Giant in the Voyage of St. Brendan // Celtica. 1999. T. 23. P. 369-389.
А. С. Попенсков
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.