- БРУСЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
«Успенский Брусенский монастырь». Худож. Г. Савинов. 2001 г
«Успенский Брусенский монастырь». Худож. Г. Савинов. 2001 г (Московской епархии) в г. Коломна (Московская обл.), первоначально муж. Основан ок. 1552-1554 гг. при каменной ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в Коломенском кремле. Ее сооружение, по-видимому, на месте деревянной церкви, датируется 1552 г., о чем свидетельствует известная по прориси (находится в Проектно-сметном объединении «Мособлстройреставрация») и фотографии (Гос. научно-исследовательский музей архитектуры. Фототека. Кол. 5. Негатив 46889) храмозданная надпись на белокаменной плите: «Лет[а] 7060 го прославлена бы[сть] сия церков... при бл[а]говерном ц[а]ре и великом кн[я]зе Иване Васильевич[е] и при еп[иско]пе колом[енском] Феод[осии]». Успенский храм относится к памятникам раннего шатрового зодчества и занимает особое место среди подобных храмов. Особенностью его архитектуры является отсутствие восьмерика, в результате чего шатер опирается непосредственно на четверик храма. Отсутствие восьмерика, позволяющего осуществить переход к шатру, строители компенсировали тем, что углы четверика в интерьере были срезаны и вместо них появились диагональные скосы. Прясла стен четверика завершены кокошниками, скрывающими переход к шатру. В композиционном построении храма можно увидеть тенденцию сближения нового для рус. архитектуры шатрового храма с традиц. типом кубической постройки. Успенский храм можно также считать едва ли не наиболее ранним шатровым храмом, получившим традиц. трехчастную апсиду. Ее юж. компартимент отделен от алтаря глухой стеной, что говорит о том, что здесь предполагалось устроить придел, однако наиболее раннее описание Б. м. 1577/78 г. не содержит упоминания о посвящении этого придела.Церковь в честь Успения Божией Матери. 1552 г. Фотография. 2003 г.
Церковь в честь Успения Божией Матери. 1552 г. Фотография. 2003 г.Каменный Успенский храм был воздвигнут, вероятно, в память взятия Казани, можно предположить, что сразу после завершения постройки при нем сложился мон-рь. Название обители имеет неск. объяснений. Большинство историков считали, что монастырские кельи, а также, вероятно, первоначальный деревянный Успенский храм были поставлены из квадратных в сечении брусьев.По преданию, первыми насельниками Б. м. были участники казанского похода. В описании 1577/78 г. упоминается «старый игумен Корнилий», возможно первый настоятель обители. Из построек мон-ря в описи названы помимо каменного Успенского храма 2 игуменские кельи и 14 келий братии, деревянная ограда, строящаяся каменная трапезная. Монастырские св. врата находились недалеко от Ивановских ворот городского кремля, вся территория была обнесена бревенчатой оградой. В Успенском храме, отличавшемся богатым убранством, находились особо почитаемые иконы свт. Николая «Можайского», свт. Николая с житием, Богоматери «Одигитрия» и храмовый образ Успения в серебряном вызолоченном окладе, украшенном драгоценными камнями. Позже в Успенском храме появилась запрестольная Казанская икона Божией Матери - один из первых списков с чудотворного образа, явленного в 1579 г. В описи указаны земельные владения мон-ря: Ефремовская пустошь и сельцо Труново, завещанные обители коломенским вотчинником В. И. Наумовым.
Согласно писцовой книге Коломны 1577/78 г., в Б. м. было значительное по тем временам (65 т.) книжное собрание (правда, в нем было много дублетов - напр., 2 годовых комплекта Служебных Миней и т. п.), в т. ч. 5 древних пергаменных рукописей («Апостол опракос на хоратье», «Шестодневец с Минеею... на харатье в десть», «Лествица в полдесть на хоротье», «Шестодневец в десть на хоротье», «Псалтирь в четвертку на хоратье»), датируемых по писчему материалу не позднее 2-й четв. XV в.
По всей вероятности, мон-рь подвергся разорению в Смутное время (видимо, в эти годы погибло книжное собрание мон-ря). В 20-х гг. XVII в. он был возобновлен как особножительный девичий. По-видимому, в том десятилетии в Б. м. была построена теплая деревянная ц. во имя свт. Иоанна Златоуста с трапезной. Успенский храм с сев. и зап. сторон был обнесен галереями (в зап., на 1-м этаже, была малая трапезная). В 1698 г. сгорели все монастырские здания, кроме Успенской ц., к к-рой с юго-зап. стороны вскоре была пристроена трапезная с приделом во имя свт. Иоанна Златоуста.
Осенью 1701 г. по указу царя Петра I мон-рь был описан стольником И. В. Кикиным: в обители в то время жили игум. Агафия, 25 сестер, 3 белицы. Игумении и монахиням было приказано жить в мон-ре «неисходно» и никого из др. мон-рей не принимать; мирян в Б. м. пускали лишь на богослужения. В нач. 1725 г. было решено закрыть обитель, игумению и часть сестер перевели в тульский Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Однако благодаря ходатайству оставшихся в обители монахинь и жителей Коломны указом Синода от 18 марта 1725 г. перевод был отменен, насельницы возвращены при условии, что горожане будут достаточно «довольствовать» обитель. В монастырской описи 1763 г. упомянут Успенский храм с приделом свт. Иоанна Златоуста и «новостроящимся» приделом в честь Казанской иконы Божией Матери (располагался на 2-м этаже). К 1763 г. в Б. м. имелась небольшая каменная однокомнатная келья настоятеля, остальные насельники жили в 26 деревянных кельях, построенных на собственные средства; свободные участки земли использовались под огород. В 1764 г. необщежительный Б. м. был отнесен к 3-му классу, по указу Святейшего Синода от 1832 г. в мон-ре полагалось 17 монашествующих и 17 послушниц.
Зап. корпус келий мон-ря и стены Коломенского кремля. Фотография. 2003 г.
Зап. корпус келий мон-ря и стены Коломенского кремля. Фотография. 2003 г.В кон. XVIII в. над монастырскими св. вратами была сооружена трехъярусная колокольня (не сохр.). В 1818 г. обитель купила у города Ивановские ворота кремля, над воротной аркой стояла резная белокаменная икона Божией Матери с Младенцем и предстоящим ап. Иоанном Богословом, выполненная предположительно итал. мастером. В 1822 г. мон-рю было предписано взять «под опеку» сопредельную кремлевскую стену, позднее в Грановитой башне кремля устроили часовню во имя вмц. Параскевы Пятницы с ее деревянным скульптурным изображением. В 20-х гг. XIX в. из кирпича и бута разобранных стен кремля была сооружена монастырская ограда в стиле псевдоготики и ампира с 4 башнями и 2 воротами. Очень декоративны круглые в 2 яруса башни ограды, увенчанные каменными шпилями, украшенные белокаменными стрельчатыми арками, медальонами и звездами.Могила игум. Олимпиады. Фотография. 2002 г.
Могила игум. Олимпиады. Фотография. 2002 г.Духовное и материальное возрождение Б. м. в сер. XIX в. связано с деятельностью игумении прп. Олимпиады (1848-1873), особое попечение о мон-ре имел Московский митр. свт. Филарет (Дроздов). При игум. Олимпиаде в обители были введены общая трапеза для сестер, чтение неусыпаемой Псалтири, устроен новый хор. Была отремонтирована Успенская ц., построены кирпичные зап. и сев. келейные корпуса и двухэтажный игуменский дом. Увенчало сложение монастырского ансамбля возведение грандиозного собора в честь Воздвижения Креста Господня с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя свт. Иоанна Златоуста (строился в 1852-1855 по проекту А. С. Кутепова, отделан и освящен в сент. 1858). Собор является образцом стиля эклектики, сочетающего приемы классицизма и псевдорус. стиля. Квадратный в плане четырехстолпный храм крестово-купольного типа с 3 апсидами поставлен на полуподвале. Перекрытый системой парусных и коробовых сводов, он завершался 5 шатрами (не сохр.) на глухих угловых и центральном световом граненых барабанах. В зап. притворе наверху помещались хоры. При ордерном членении фасады разделены на прясла с помощью парных полуколонн в стиле XVII в. Основным мотивом убранства служат наличники, имитирующие формы московского барокко. Декоративность архитектуры усилена цветовым контрастом краснокирпичных стен с многочисленными белокаменными деталями. Храм возведен на средства благотворителей, в т. ч. купца Я. Я. Ермакова. В 1881-1883 гг. на средства его сына Ф. Я. Ермакова прошла реставрация Успенской ц.: были снесены обветшавшие приделы, вместо к-рых пристроили теплую трапезную церковь, соединенную с двухэтажной кирпичной больницей-богадельней. Между юж. апсидой собора и монастырской стеной находится могила игум. Олимпиады.Успенская церковь с трапезной и богадельней. Фотография. 2003 г.
Успенская церковь с трапезной и богадельней. Фотография. 2003 г.К нач. XX в. в Б. м. проживали игумения, 20 штатных и 16 сверхштатных монахинь, 187 послушниц. Обитель владела 150 дес. леса в Богородском у., более 200 дес. земли в Непецинской и Парфентьевской волостях Коломенского у., 3 домами в Коломне. На средства прихожан Б. м. содержал церковноприходскую школу, в к-рой в 1909 г. обучались 56 детей. Заведовал школой свящ. Василий Парусников, др. монастырский свящ. А. М. Лебедев состоял действительным членом Совета братства им. свт. Филарета, действовавшего в Коломне до 1917 г.В 1919 г. в Б. м. провели обыск, в 1920 г. были закрыты церкви и часовня, обитель окончательно ликвидировали в 1922 г. В 1932 г. уничтожили шатровое пятиглавие Крестовоздвиженского собора, в 1939 г.- колокольню; почти все кельи были проданы частным лицам, но неск. сестер жили в мон-ре до 70-х гг. Часть инокинь переселилась в город, они работали санитарками в больнице, портнихами, прислуживали в незакрытых храмах. Монахинь Б. м. в 20-х гг. окормлял Коломенский еп. Феодосий (Ганецкий), в 1928-1931 гг.- Шлиссельбургский еп. Григорий (Лебедев), сын монастырского свящ. А. Лебедева, проживавший на покое в Коломне. В мае 1931 г. 23 монахини были арестованы и сосланы в Казахстан, затем вернулись в Коломну. В 1937-1938 гг. были расстреляны мн. насельницы Б. м., в т. ч. преподобномученицы Мария и Матрона (Грошевы), монахини Анна (Степанова) и Нимфодора (Журавлёва), стойко державшиеся на следствии, и мн. др.
В 1985-1990 гг. в связи с 800-летием Коломны был отреставрирован Успенский храм, в к-ром в 1991 г. открылся филиал Коломенского краеведческого музея «Шатровое зодчество Подмосковья». В 1989-1991 гг. в сев. келейном корпусе начал работу общественный музей худож. К. Васильева (впосл. Культурный центр «Лига»). В эти годы были разобраны остатки колокольни и рухнувшая часть монастырской ограды, на территории обители устроили теннисные корты. В нарушение действующего законодательства отдельные здания были приватизированы, игуменский корпус продан.
3 окт. 1997 г. решением Свящ. Синода РПЦ в Б. м. возобновилась монашеская жизнь. 29 сент. 2002 г. Видновский еп. Тихон (Недосекин) совершил первое после открытия мон-ря архиерейское богослужение. К апр. 2003 г. обители переданы Крестовоздвиженский храм, зап. и сев. келейные корпуса, Успенская соборная ц., в Казанском и Златоустовском приделах к-рой совершаются богослужения. В мон-ре живут 5 монахинь и 5 послушниц, настоятельница - игумения Екатерина (Варфоломеева; с 26 дек. 2012). В мон-ре существует небольшой музей.
Арх.: РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Д. 58. Л. 693-712 [опись 1701 г.]; Ф. 280. Оп. 3. Д. 693 [опись 1763 г.]; ЦГИА. Ф. 1399. Оп. 1. Ед. хр. 489 [План кон. XVIII в.]; Воспоминания прихожанки Успенского храма З. И. Ильиной // Материалы комнаты-музея Брусненского мон-ря.
Ист.: Писцовые книги Московского государства. СПб., 1872. Ч. 1. Отд. 1. С. 306-307; Города России XVI в.: Материалы писцовых описаний. М., 2002. С. 21-22.
Лит.: Григорий (Воинов-Борзецовский), архим. Игум. Олимпиада - настоятельница коломенского Успенско-Брусенского мон-ря // Московские ЕВ. 1874. № 23, 26, 29, 47; Древний храм в Коломенском девичьем мон-ре, его возобновление и освящение. М., 1883; Ильин М. А. Русское шатровое зодчество середины XVI века. М., 1980. С. 111-112; Самошин С. И. Археологические исследования в Брусенском мон-ре г. Коломны // Мат-лы для энциклопедии «Коломенский край». Коломна, 1997. Вып. 3. Ч. 1. С. 28-35; Словацкий Р. Тихая обитель // Благовестник. Коломна, 2002. Авг. № 8 (112).
А. Б. Мазуров
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.