- ВАДЖРАЯНА
[санскр. - алмазная колесница, алмазный путь; др. названия - тантра, тантраяна, тантрийский буддизм, мантраяна], одно из 3 основных направлений буддизма наряду с хинаяной (или тхеравадой) и махаяной. Часто В. рассматривают как одну из школ махаяны (2-я - парамитаяна), не выделяя в самостоятельное направление. В Ведах слово «ваджра» (молния, алмаз) обозначает оружие бога-громовержца Индры, в рамках буддизма ваджра становится символом просветления (бодхи).
Концепция происхождения В. от индуистского тантризма большинством совр. исследователей отвергается: буддийский тантризм имеет древние истоки, уходящие в глубину инд. традиции. В. окончательно оформилась к кон. I тыс. по Р. Х. и стала распространяться за пределами Индии (на Шри-Ланке, в Индонезии, Китае, Тибете, Японии), однако почти везде со временем исчезла, кроме Японии, где сохраняется и поныне в виде школы сингон, и Тибета, где достигла наивысшего расцвета. В VIII в. в Тибете начали возникать школы В.: ньингмапа, кагьюпа, кармапа, дугпа, сакьяпа, кадампа. За исключением кадампы, на основе к-рой в кон. XIV - нач. XV в. появилась гелукпа, все остальные школы сохранились до наст. времени.
Распространяясь на территории Тибета, Монголии, Бурятии, Калмыкии и Тувы, В. взаимодействовала с добуддийской культовой практикой местного населения (культ природы и предков, шаманизм, тибетская религия бон), в результате чего сформировался такой симбиоз верований, при к-ром буддийские философские идеи не мешали и не противоречили многовековой народной религ. практике, ее отдельные аспекты адаптировались к буддизму. Это привело к тому, что в регионе распространения В., как и в проч. странах буддийского мира, сложились национальные формы буддизма (тибет., монг., бурят., калм., тув.), в XIX в. получившие общее название «ламаизм» (от тибет. лама - высший, учитель-наставник). С 60-х гг. XX в. из европ. науки этот термин практически исчез, в российской науке продолжает существовать, однако все чаще его заменяют словом «буддизм» (бурят. буддизм, калм. буддизм и т. д.).
Разделяя основные общебуддийские концепции, В. почти не создала новых оригинальных философских идей; ее главное новаторство - в методах и практике. В отличие от др. направлений буддизма (кроме дзэн) В. считает возможным достижение состояния будды в течение одной жизни или даже мгновенно. Этой цели служит система особо эффективных (и потому опасных для некомпетентного адепта) методов, тщательно скрываемых от непосвященных. На базовом уровне для практикующих адептов (садхаков) обязательными являются рецитация мантр (мистических слогов и фраз), созерцание мандал (сложных графических диаграмм) и воспроизведение мудр (особых магических жестов). Эти формы практики (садхана), действуя соответственно на 3 уровнях восприятия (слух, зрение и осязание), помогают адепту трансформировать сознание, находящееся во власти сансары, и раскрыть заложенную изначально в каждом существе природу будды (татхагатагарбха). Важную роль в В. играет практика визуализации, называемая также «йогой божеств»: йогин либо воссоздает образ божества перед собой, либо мысленно отождествляет себя с божеством и т. о. проникается теми духовными качествами, к-рые воплощает данное божество. Согласно учению В., божества существуют лишь как явления в сознании (их истинная природа - пустота, шунья), поэтому визуализация есть особая форма психотренинга - «творческий процесс духовной проекции, посредством которой внутренний опыт переводится в видимые формы» (Говинда. С. 274).
Не являясь теистической религией, В. тем не менее имеет четко структурированный в своей иерархии пантеон. Буддисты В. почитают прежде всего единого изначального Ади-будду, 5 дхьяни-будд (Вайрочана, Акшобхья, Ратнасамбхава, Амитабха и Амогхасиддхи) и многочисленных бодхисаттв (Авалокитешвара, Манджушри, Ваджрапани и др.). Объектами практики визуализации служат чаще всего божества-покровители (тибет. идамы; санскр. ишта-девата - желанные божества), воплощающие различные аспекты учения. Следующий класс в иерархии - земные будды (Будда Шакьямуни, грядущий Майтрея и др.), учителя веры, прославленные проповедники и йогины-махасиддхи (такие, как Падмасамбхава, Атиша, Миларепа, Наропа, Тилопа, Цзонхава). В пантеоне В. много жен. персонажей: милостивые или гневные Тары (жен. ипостаси бодхисаттв); имеющие шокирующий облик дакини («воздушные» духи), раскрывающие избранным адептам тайны учения. Самый низший разряд - архаические местные божества и духи, к-рые вступили во взаимодействие с идеологической и культовой системой буддизма и получили статус дхармапал (божеств - защитников учения). Уникальной особенностью В. является отсутствующий в иных формах буддизма институт «живых богов» - реализованная на практике концепция перерождения и воплощения персонажей пантеона в тела земных людей (напр., далай-лама - воплощение бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары, панчен-лама - будды Амитабхи).
Священные тексты В. объединены в 2 крупных собрания: тибет. Ганджур - 108 томов, содержащих переведенные с санскрита тексты Трипитаки, и Данджур - 225 томов комментариев, трактатов и др. неканонических инд. и тибет. текстов. В этих собраниях наибольший упор делается на 2606 текстов, образующих 4 класса тантр: крия-тантра (тантры действия), чарья-тантра (тантры исполнения), йога-тантра (тантры йогической медитации), ануттарайога-тантра (тантры «отцовские», «материнские» и «недвойственные» - наивысший разряд йоги). Среди наиболее известных тантр последнего класса - Хеваджра-тантра, Гухьясамаджа-тантра, Калачакра-тантра.
В доктрине и ритуальной практике В. чрезвычайно развита религиозная символика, основанная на противопоставлении муж. и жен. начал. На культовых изображениях часто встречается иконографический тип «яб-юм» (тибет. мать-отец), представляющий бога и богиню в любовных объятиях; в качестве ритуальных предметов тибет. монахи используют объединенные колокольчик (жен. символ) и скипетр-ваджра (муж. символ). В священных текстах В. часто звучит тема постижения спасительной мудрости - праджни (жен. начало) с помощью особых искусных методов - упая (муж. начало). Согласно учению В., достичь просветления может тот адепт, в сознании к-рого понимание Пустоты бытия - шуньята (жен. начало) неразделимо с деятельным состраданием ко всем живым существам - каруна (муж. начало).
Лит.: Sinnett A. P. Le Bouddhism Esoterique. P., 1890; Bhattacharyya B. Origin and Development of Vajrayana // Indian Hist. Quarterly. 1927. Vol. 3. № 4. P. 733-746; Winternitz M. Notes on the Guhyasamaja-Tantra and The Age of the Tantras // ibid. 1933. Vol. 9. № 1. P. 1-10; Dasgupta Sh. An Introd. to Tantric Buddhism. Calcutta, 1950; idem. Obscure Religious Cults. Calcutta, 19693; Govinda A., lama. Principles of Tantric Buddhism // 2500 Years of Buddhism. Delhi, 1956. P. 358-378; Snellgrove D. Indo-Tibetan Buddhism. Boston, 1987. 2 vol.; Говинда А., лама. Психология раннего буддизма: Основы тибетского мистицизма. СПб., 1993; Тибетский буддизм: теория и практика. Новосиб., 1995.
Н. Л. Жуковская, А. А. Сорокина
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.