ВАКХ НОВЫЙ

ВАКХ НОВЫЙ

[греч. Βάκχος ὁ Νέος] (ок. 779/780 - 16.12.787/8), мч. (пам. греч. 15 дек., 16, 17 и 18 дек. и 11 апр.). Происходил из г. Маюма близ Газы в Палестине, к-рая в то время находилась под властью арабов. Он был 3-м из 7 братьев и носил имя Дахак, что, как отмечает агиограф, соответствует греч. имени Геласий (от γέλως - смех). Его отец был некогда христианином, но обратился в мусульманство и воспитывал сыновей в духе этой религии, мать оставалась верна христианству и втайне умащала детей приносимым из церкви миром. Когда отец стал женить сыновей на мусульманках, Дахак отказался вступать в брак, желая стать христианином и принять монашеский постриг. Боясь отца, он скрывал свое намерение и почитал Христа тайно. После смерти отца Дахак открылся матери, к-рая наставила его в вере. В Иерусалиме, куда отправился Дахак, чтобы принять Крещение, он встретил некоего монаха из лавры св. Саввы Освященного, к-рый и привел его к игумену своего мон-ря. После долгих уговоров игумен согласился удостоить Дахака св. Крещения, дав ему имя Вакх, а затем не без колебаний из-за его юного возраста постриг в монашество.

В. Н. сразу же отличился в посте и бдении и выделялся среди братии тихим нравом, кротостью и смирением. Поскольку крещение мусульманина рассматривалось араб. властями как тягчайшее преступление, карающееся смертной казнью и сожжением церкви или мон-ря, где оно совершилось, игумен, боясь регулярно проводившихся арабами розысков, посоветовал В. Н. переходить из одного мон-ря в др., что тот и исполнил. В. Н. обходил палестинские мон-ри, всюду отыскивая для себя образцы для подражания. Его мать, прибыв в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня, посетила сына в пустыне и, вернувшись в Маюм, рассказала своим сыновьям о его образе жизни и о том огорчении, к-рое доставляло В. Н. пребывание его братьев в зловерии. Тогда братья продали свое имущество и уехали из Маюма, чтобы принять христианство вместе с семьями. Жена одного из них, фанатичная мусульманка, донесла властям об их намерениях. Некоему вероотступнику заплатили за то, чтобы он, выдав себя за христианина, узнал местонахождение В. Н. (по др. сведениям, это был родственник той самой невестки). В. Н. был опознан в Иерусалиме, когда входил в церковь Св. Воскресения, и доставлен к эмиру города. Эмир приказал забить его в колодки и отправить к правителю (стратигу) Палестины Хартаме. В. Н. оказался в тюрьме вместе с преступниками, они издевались над ним, понося за отступничество от мусульманства, но В. Н. хранил молчание. Через неск. дней состоялось судебное заседание; в присутствии множества мусульман, самаритян, иудеев и христиан правитель допрашивал В. Н., но мученик вместо ответа воспевал хвалу Богу. Судья обещал ему большие почести за возвращение в ислам, но святой был непреклонен. Тогда судья предложил В. Н. произнести только одну фразу: «Я не верую так, как веруют христиане», чтобы получить свободу, но В. Н. ответил: «Напротив, как веруют христиане, так и я верую». Судья и эмир передали его палачу, чтобы обезглавить, хотя самаритяне и иудеи требовали предать В. Н. более мучительной казни. На месте казни В. Н. встал на колени и подставил шею под меч. Палач, желая запугать мученика, ударил его мечом по шее плашмя, затем рассек воздух мечом, но В. Н. не проявлял ни малейших признаков страха, а только торопил палача исполнить приказ судьи. Наконец, палач одним ударом обезглавил святого. Присутствовавшие христиане, видя славный конец В. Н., бросились отрывать куски материи от одежды мученика и собирать землю, на к-рую пролилась его кровь. Однако похоронить тело они смогли, только когда правитель получил ложное известие о бедуинском набеге и выступил в поход. Святого погребли с подобающими почестями в храме Космы и Дамиана.

Мученичество В. Н. (BHG, N 209) написано, вероятно, современником (он называет мученика «украшением нашего поколения») и является важным источником по истории христиан Палестины под мусульм. правлением, а также по литургической практике своего времени, т. к. в тексте подробно описано Крещение обливанием. Фрагменты последования святому опубликованы в статье Ф. Димитракопулоса.

Изображения В. Н. имеются в Минологии Василия II, где в противоречии с данными мученичества он представлен с бородой, и на фресках 2-й пол. XVI в. в Милешеве (Сербия).

Ист.: Combefis F. Christi martyrum lecta trias: Hyacinthus Amastrensis, Bacchus et Elias novi martyres. P., 1666. P. 61-126 [мученичество]; Δημητρακόπουλος Θ. Α. ̀λδβλθυοτεΑγιος Βάκχος ὁ Νέος // ᾿Επιστημονικὴ ᾿Επετηρὶς τῆς Θιλοσοφικῆς Σχολῆς τοῦ Πανεπιστημίου ᾿Αθηνῶν. 1979. T. 26. Σ. 331-333, 344-350 [пространный синаксарь]; Σ. 351-361 [последование].

Лит.: Лопарев Х. М. Греческие жития святых VIII-IX вв. Пг., 1914. Ч. 1. С. 403-405; Janin R. Bacchus (3) // DHGE. T. 6. Col. 50; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 68-69.

Иконогр.: MenolBas. Tav. 253; LCI. Bd. 5. S. 302; Millet, Frolow. Bd. 1. Tf. 75, 4.

Д. Е. Афиногенов


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ВАКХ НОВЫЙ" в других словарях:

  • ВАКХ — БАХУС ИЛИ ВАКХ бог вина, сын Зевса и Семелы; научил людей виноделию. В честь его устраивались шумные и распутные празднества вакханалии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. БАХУС, ВАКХ сын Зевса и… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ГАЗА — [евр. ; греч. Γάζα; лат. Gaza], город в юго зап. Палестине; играл значительную роль в Свящ. истории и в раннехрист. эпоху. Древняя Г. (часть совр. г. Телль Харубе, площадь ок. 55 га) располагалась в широкой (ок. 25 км) части плодородной… …   Православная энциклопедия

  • Изобразительное искусство Италии — «Вакх», Караваджо, 1593 1594. Уффици История итальянского искусства во многом во много предопределила историю искусства З …   Википедия

  • ГРЕЦИЯ ЧАСТЬ II — Архитектура Рассмотрение процесса развития греч. церковного зодчества по территориальному признаку достаточно условно и не учитывает целого ряда не только периферийных, но и центральных явлений. Для Г., с ее богатой античной и средневек.… …   Православная энциклопедия

  • ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МОНАСТЫРЬ НА СИНАЕ — [῾Ιερὰ Μονὴ ῾Αγίας Αἰκατερίνης τοῦ Θεοβαδίστου ῎Ορους Σινᾶ], автономный, самоуправляемый, муж., общежительный, расположен в юж. части Синайского п ова. Игуменом Е. в. м. является архиепископ Синайский, Фаранский и Раифский (подробнее см. в ст.… …   Православная энциклопедия

  • ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ IV — Изобразительное искусство является важнейшей по значению в христ. культуре и наиболее обширной по количеству сохранившихся памятников частью художественного наследия В. и. Хронология развития визант. искусства не вполне совпадает с хронологией… …   Православная энциклопедия

  • Византия —         Византийская империя, государство, возникшее в 4 в. при распаде Римской империи в её восточной части и существовавшее до середины 15 в. Столицей В. был Константинополь, основанный императором Константином I в 324 330 на месте бывшей… …   Большая советская энциклопедия

  • БАХУС — (лат. Bacchos, от греч. Bakchos). Бог вина у древних греков и римлян, сын Юпитера и Семеллы; первый познакомил людей с виноделием. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БАХУС лат. Bacchus, от греч.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ДИОНИС — (греч. Dionisos). Греческое название бога Вакха или Бахуса. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИОНИС у древн. греков то же, что и Вакх, другое имя бога вина и веселья; у римлян Бахус. Полный словарь… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Эрмитаж — в Санкт Петербурге (от франц. ermitage  место уединения), один из крупнейших в мире художественных и культурно исторических музеев. Возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852. Богатейшие коллекции памятников… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»