- ВАЛТАСАР
[арам. , ; аккад. Bel- šarra-usur ], сын и соправитель последнего царя Вавилонии Набонида (2-я пол. VI в. до Р. Х.). В образе В. легендарные черты тесно переплетаются с реальными историческими фактами. По одной из версий, В.- сын Навуходоносора II и египтянки Нитокрис, на к-рой после его смерти женился Набонид и усыновил В., желая придать законный характер своей власти (cр.: в Дан 5. 2, 11, 18 отцом В. также называется Навуходоносор). Согласно др. версии, В.- сын Набонида от брака с дочерью Навуходоносора II, имевший знаменитую сестру - царевну Бел-шалти-Нанна, верховную жрицу бога Луны (Наина, Син) в Уре, собирательницу древних раритетов. Сторонники последней версии преобладают, они находят подтверждения в надписях царя Набонида, где он называет В. старшим сыном, первенцем, «отпрыском моего сердца».
Политическая карьера В. была успешна. Пришедший к власти (556 г. до Р. Х.) Набонид в 553 г. отправился в длительный поход на завоевание восточносредиземноморского побережья и Аравии и сделал В. своим соправителем и командующим войсками в Вавилонии. В течение 10 лет В. правил страной и Вавилоном фактически самостоятельно, а по возвращении отца разделил с ним все тяготы разразившегося военного конфликта с персами. В авг. 539 г. они потерпели поражение от армии Кира II в районе г. Опис близ Тигра (В. командовал гарнизоном города, Набонид - полевой армией). Возможно, именно в этом бою В. и погиб, но не исключено, что он был схвачен врагами и казнен. Вероятен, однако, и др. вариант развития событий: их войска отступили под командованием В. в Вавилон, полевая армия Набонида - в близлежащий г. Борсиппа. Пытаясь организовать оборону этих городов, они сдерживали натиск врагов недолго: уже в окт. 539 г. Вавилон был взят, В. убит в ночном бою на территории царского дворца, а его отец сдался в плен персам и отправлен в почетную ссылку - наместником в отдаленную Карманию (совр. Иран).
В 5-й гл. Книги пророка Даниила описана ночь падения Вавилона, когда В. устроил грандиозный пир в царском дворце по случаю какого-то праздника. Во время этого пира в зал были внесены драгоценные свящ. сосуды, вывезенные Навуходоносором в качестве военных трофеев из иерусалимского храма, и использованы пирующими как обычная посуда. В кульминационный момент пира огненная рука написала на стене пророчество на арам. языке: «Мене, мене, текел, упарсин» (измерено, измерено, взвешено, отдано), истолкованное призванным в зал прор. Даниилом как предсказание о гибели В. и Вавилонского царства, к-рое перейдет в руки мидян и персов.
Исторический и легендарный образы В. во многом расходятся. Авторитетный и храбрый вавилонский царевич В., любимец войска и царственной семьи, совсем не похож на библейский образ В., распущенного вост. деспота, но таковым он представлялся тысячам угнанных в вавилонский плен евреям, ожидавшим Божественного отмщения. Акцент на отрицательных чертах В. был определен дидактическим характером библейского повествования.
История реального В., Бел-шар-уцура, нашла краткое отражение в «Вавилонской хронике» (III 16, 22-23), вавилонском памфлете о Набониде и некоторых надписях последнего. В этих источниках, как и в «Цилиндре Кира», и в «Вавилонской истории» Бероса, основное внимание сосредоточено на фигуре Набонида. Книга пророка Даниила (5, 1-30) и следующий библейской традиции Иосиф Флавий (Antiq. X 2. 2-4) подробно рисуют трагические картины гибели Вавилонского царства и на их фоне неблаговидный образ В. как последнего вавилонского царя, потерявшего и царство, и жизнь. Античные авторы Геродот (Hist. I 188, 191) и Ксенофонт (Cyropaedia. VII 5. 15-33) в своих сочинениях тоже сосредоточены на описании зловещих событий, Геродот называет среди участников царя Лабинета (Набонида), а Ксенофонт именует его «последним вавилонским царем», в этом собирательном образе соединились черты Набонида и его сына В. Библейский рассказ о пире В. нашел широкое освещение в литературе, музыке, искусстве (И. В. Гёте, Г. Гейне, Дж. Байрон, М. А. Дмитриев, Г. Ф. Гендель, Г. Доре и др.), выражение «Валтасаров пир» стало нарицательным.
См. также статьи: Волхвы, Даниил, пророк.
Лит.: Dougherty R. P. Nabonidus and Belsshazzar. New Naven, 1929; Дандамаев М. А. Политическая история Ахеменидской державы. М., 1985. С. 32-45.
С. С. Соловьёва
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.