- ВАРВАР
Мч. Варвар. Роспись ц. Архангелов в Леснове. Македония. 1349 г. Фрагмент
Мч. Варвар. Роспись ц. Архангелов в Леснове. Македония. 1349 г. Фрагмент[греч. Βάρβαρος] († 1-я пол. IX в.), мч., «бывший разбойник» (пам. 6 мая, пам. греч. 15 мая). Сохранившиеся версии его жития содержат противоречивые сведения о месте и обстоятельствах его подвижничества. Согласно греч. житию, В. был разбойником в «странах Луканских» (вероятно, обл. Лакония на Пелопоннесе), он погубил более 300 чел., и никто не мог ни изловить, ни одолеть его, т. к. он обладал необыкновенной физической силой. Однажды, глядя на собранное в пещере богатство, он исполнился раскаяния. Оставив своих товарищей, В. пришел в ближайшее селение, где была церковь, и исповедался священнику в своих грехах. Он дал обет Богу не подниматься от земли, пока не будут прощены его грехи, и поэтому передвигался на четвереньках. Пресвитер привел его к себе в дом и показал рабов, скот и собак. В. по своим грехам посчитал себя подобным псу и жил вместе с собаками пресвитера 3 года. Затем в течение 12 лет пасся вместе со скотом, питаясь одной травою. Он был застрелен проезжавшими купцами, принявшими его в густой траве за зверя. Пресвитер предал В. погребению на месте его гибели. Впосл. от его гроба стали происходить многочисленные исцеления, а тело было обретено нетленным и мироточащим. Тогда его честные мощи были перенесены в селение и положены в церкви.Мч. Варвар. Роспись Хиландарского мон-ря на Афоне. 1662 г.
Мч. Варвар. Роспись Хиландарского мон-ря на Афоне. 1662 г.Более подробные сведения о В. содержатся в Слове Константина Акрополита († ок. 1321), изданном А. И. Пападопуло-Керамевсом. Автор называет В. преподобным и мучеником, говорит, что он был «Варвар родом, варвар нравом, варвар лютостью». В. происходил из Африки и был морским разбойником. Когда при визант. имп. Михаиле II Травле (820-829) агаряне захватили о-ва Сицилию и Крит (823), они стали совершать пиратские набеги на прибрежные области Греции, в т. ч. на г. Навпакт в Этолии и на эпирские города Никополь и Амбракию (совр. Арта). Дружина разбойников, к-рой предводительствовал В., при нападении на г. Драгаместо (ныне Карайскакис к северу от Астакоса) потерпела поражение. Мн. разбойники погибли, а В., отличавшийся незаурядной силой, избежал смерти. Оставшись в этой местности, он стал промышлять разбоем и грабежом. Однажды он пришел в Нису, где находился храм вмч. Георгия, в к-ром служил благочестивый иерей Иоанн. В. решил убить его, но во время Божественной литургии увидел в алтаре Младенца Христа и 2 блистающих юношей (ангелов), сослужащих священнику. Раскаявшись в грехах, В. принял Крещение от свящ. Иоанна. В качестве епитимии он заковал себе руки и ноги железными цепями так, что мог передвигаться только на четвереньках, по-звериному, и удалился в горы. Там он подвизался ок. 3 лет, питаясь растениями и терпя зной и холод. Никопольские охотники по ошибке приняли его за зверя и нанесли ему смертельные раны. В. возблагодарил Господа за то, что сподобился мученической смерти. Охотники хотели перенести его тело в Никополь, но оно скрылось в земле, а из-под земли стало обильно изливаться миро, от к-рого происходили мн. исцеления. Маленькая дочь Константина Акрополита, страдавшая от тяжелой болезни, получила исцеление, будучи помазана миром от мощей В.Слав. версия Жития В. «мироточца, подвизавшегося на Пелагонской горе» была создана в Тырнове в сер. XIV в. Согласно этому источнику, египтянин В., атаман морских разбойников, во время шторма дал обет, что в случае спасения он искупит свою вину. Пиратский корабль, направлявшийся «в Драчьские страны» (совр. Дуррес, Албания), разбился, и все, кроме В., погибли. Сначала В. подвизался в том месте, где его выбросило на берег, но местные жители стали почитать его как святого; ища уединения, он удалился в пустынное место и 3 года жил в пещере, питаясь лесными плодами и творя Иисусову молитву. На месте его прежнего отшельничества возник мон-рь, В. возвратился в него неузнанным и поступил в обитель как новоначальный инок. Когда через нек-рое время он был узнан, то удалился в Пелагонийскую страну (окрестности г. Битола, совр. Македония), где подвизался 22 года, нося вериги. Убит самострелом, поставленным охотниками. Его мироточивые мощи положены Охридским архиеп. Фомой во вновь созданном мон-ре.
Сведения о мощах В. отрывочны и противоречивы. В житии преподобных Варнавыи Софрония (XIII в., BHG, N 2055) говорится, что мощи В. находятся в 3 днях пути к северу от Лариссы, в мон-ре на горе Келлии. Из письма К-польского Патриарха Каллиста I к прп. Феодосию Тырновскому и болг. духовенству (ок. 1361) следует, что от находившихся в Тырнове мощей вмч. Димитрия и В. приготовлялось миро для нужд Болгарской Церкви (Miklosich, Müller. Vol. 1. P. 436-442). Визант. писатель Иосиф Вриенний († 1430/31) во 2-м томе «Поучений» говорит о «св. Варваре в Элладе», источающем миро рекою. К сожалению, Константин Акрополит не упоминает, где в его время находились мощи В.
В «Великом Синаксаристе» К. Дукакиса отражена поздняя легенда, согласно к-рой В. происходил из обл. Пентаполя (Киренаика), жил в 1-й пол. XVI в., 24 года находился в плену у берберов, а затем подвизался в пещере ок. Воницы. В 1562 г. его мощи были перевезены в Рим. Он скончался 23 июня, а 15 мая празднуется чудо исцеления расслабленного, происшедшее в деревне Потамос на о-ве Керкира во время перенесения его мощей. На Западе считают, что мощи В. находятся в ц. св. Лаврентия в Венеции. Существует мнение, что Варвар из Пентаполя - это др. святой (Ματθαῖος. ΜΣ. Τ. 5. Σ. 432), однако скорее всего речь идет о модификации культа Варвара-разбойника.
В. чтится греч. Церквами как преподобный и именуется мироточцем. Его память отмечается 15 мая. Под этой датой его память появляется в греч. стишных синаксарях и соответственно в слав. стишных прологах, переведенных в 1-й пол. XIV в. (напр., ГИМ Хлуд. № 188, 1370 г.). Под 15 мая в ряде визант. рукописных Миней (Athen. Bibl. Nat. 551, 1385 г.; Ath. Vatop. 1145, 1431 г.) сохранился анонимный канон В. 4-го плагального гласа (Ταμεῖον. N 607). Древнейшее упоминание В. в рус. источниках содержится под 6 мая в Иерусалимском Типиконе 1408 г. Рус. перевод греч. жития В. включен в состав ВМЧ под 6 мая (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 148 (2-я паг.)). В. особо почитался в слав. Македонии: его изображение помещено в нартексе ц. Архангелов в Леснове (1349).
Ист.: BHG, N 220; Δουκάκης. ΜΣ. Τ. 5. Σ. 230; Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. ᾿Ανάλεκτα. 1891. Т. 1. С. 405-420; Яцимирский А. И. Из славянских рукописей: тексты и заметки. М., 1898. С. 34-55; ЖСв. Май. С. 221-225; Παπακυριακού Σ. Βίος καὶ ἀκολουθία τοῦ ἐν ἁγίοις πατρὸς ἡμῶν Βαρβάρου τοῦ Πενταπολίτου. Πάτρα, 1955. Σ. 11-23.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 168-169; Janin R. Barbarus (2) // DHGE. T. 6. Col. 591; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 613; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 70; Ζακυθηνός Δ. ̀λδβλθυοτεΑγιος Βάρβαρος // Εἰς μνήμην Κ. ᾿Αμάντου, 1874-1960. ᾿Αθῆναι, 1960. Σ. 438-453; Lampidis O. Une nouvelle version de la Vie de St. Barbaros // Πλάτων. 1966. T. 18. Σ. 40-55; Иванова К. Житието на Варвар Мироточец Пелагонийски (Битолски) // Palaeobulgarica. 2000. № 4. С. 40-60.
О. В. Л.
Гимнография
В Минее (МП) помещен тропарь 4-го гласа (общий - ), кондак 3-го гласа: « ». В московских печатных Типиконах 1610 и 1633 гг. тропарь 3-го гласа: « », кондак тот же, но обозначен 2-м гласом и подобном «Вышних». Память В. отмечается также в Чиновнике Московского Успенского собора 1633 г. (Голубцов А. П. Чиновники Московского Успенского собора и выходы Патриарха Никона. М., 1908. С. 50).
По греч. рукописям известен канон В. 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, ирмос: «῾Υγρὰν διοδεύσας ὡσεὶ ξυρὰν» ( ), нач.: «Πολλῶν καὶ μεγάλων τῶν δωρεῶν» (Многих и великих даров) (Ταμεῖον. Σ. 200).
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.