- ВАРВАРА СКВОРЧИХИНСКАЯ
Блж. Варвара Скворчихинская. Икона. Кон. ХХ — нач. XXI в.
Блж. Варвара Скворчихинская. Икона. Кон. ХХ — нач. XXI в. (Архангельская Варвара Васильевна; 20.11.1890, с. Карауловка Уфимского у. и губ.- 27.02.1966, с. Скворчиха Ишимбайского р-на, Башкирия), блж., местночтимая в Уфимской епархии (пам. 14 февр.). Из семьи священника, в раннем детстве потеряла родителей, воспитывалась бабушкой, к-рая служила при храме просвирней. В авг. 1902 г. поступила в Уфимское епархиальное жен. уч-ще, к-рое окончила в 1909 г. со званием домашней учительницы. Отказалась от замужества, оставила близких, с осени 1909 г. работала учительницей начальных классов в сельских школах, в 10-х гг. окончила Учительский ин-т в Уфе, позже учительствовала в селах: Ира Куюргазинского р-на (1919), Богородское близ г. Мелеуз (нач. 20-х гг.), Кандауровка Стерлитамакского кантона (1924), ок. 1925-1926 гг. была направлена в с. Скворчиха (и одновременно в с. Буденя) того же кантона. Несмотря на декрет советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» и запрещение преподавать в школах правосл. вероучение, В. С. на всех местах своего служения обучала детей Закону Божию. Ок. 1928-1929 гг. она прекратила работать в школе и приняла на себя подвиг юродства.В. С. начала вести затворнический образ жизни: занавесила окна своего дома, на улицу выходила редко, только в сумерках или ночью, старалась не показываться на люди. Поддерживала общение с неск. благочестивыми семьями, давала им книги духовного содержания, беседовала о вере. Ок. 1930 г. В. С. поселилась в заброшенной овчарне, раздала свои вещи, оставила все житейские попечения, живя только тем, что ей приносили. С первых же лет пребывания в затворе Господь возложил на нее подвиг старчества - служения людям духовными наставлениями; часто блаженная говорила притчами, иногда давала прямые советы. К В. С. приходили сотни людей, блаженная к посетителям не выходила, разговаривала через дверь. Почти все, что ей приносили, раздавала: помогала детям, поддерживала семьи, чьи кормильцы воевали на фронте. В 20-30-х гг. неск. раз подвергалась кратковременным арестам. В период «холодной войны» блаженную обвинили в шпионаже в пользу США, поскольку она «живет закрыто, а все знает» (офиц., данное властями свидетельство прозорливости В. С.). Зимой 1952/53 г. старицу насильственно поселили с людьми и запретили жить в затворе, однако через короткое время разрешили жить отдельно. Попущенное Богом испытание послужило поводом к усугублению подвига - блаженная перестала топить печь, претерпевая в темноте и холоде суровые уральские зимы. О ней знали не только в Уфимской, но и в соседних Челябинской и Оренбургской епархиях. Власти пытались противодействовать духовному влиянию подвижницы, за посещавшими ее людьми наблюдали, сообщали на работу «для принятия мер». Ок. 1957-1958 г. власти пытались поместить В. С. в дом престарелых, однако ни прокурор, ни милиция выполнить решение не смогли. Осенью 1962 г. сгорел дом блаженной. Несмотря на попытки почитателей В. С. и даже местных властей обеспечить старицу нормальным жильем, подвижница поселилась в полуразвалившемся сарае, где раньше держали скотину, прожила там 3 года без тепла и света, спала летом на земле, зимой - в снегу на соломе или же сидя на сундуке, прислонившись спиной к стенке сарая. Блаженная годами носила на теле власяницу - рубашку, в к-рую вставляла булавки остриями к телу, мяса не ела никогда.
Основное содержание ее духовной жизни составляла внутренняя молитва. За все годы затвора В. С. ни разу не была в храме (в Скворчихе его закрыли в кон. 20-х - нач. 30-х гг.), однако от Церкви никогда не отходила, ее причащали священники, посещавшие затворницу. Приходившим к ней людям В. С. наказывала чаще ходить в храм, особо почитать день памяти своего небесного покровителя (говорила: «Чти свой день ангела, как Пасху»). В. С. прославилась даром прозорливости, ей в равной мере были открыты события и человеческие мысли; блаженная обладала также даром исцеления, молитвенной помощи. О времени и обстоятельствах своей кончины В. С. знала заранее, о чем прикровенно сообщила верующим. 26 февр. 1966 г. в сарае, где она жила, случился пожар, старицу вытащили из огня. Несмотря на то что ожоги были несильными, на следующий день В. С. умерла, была похоронена на кладбище в Скворчихе.
Народное почитание блаженной с годами не ослабевало. В дек. 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось обретение мощей В. С., ныне они находятся в Богородице-Казанском храме г. Мелеуза (подворье Енатского в честь Покрова Пресв. Богородицы муж. монастыря). В 2001 г. Патриарх Алексий II благословил прославить подвижницу в лике местночтимых святых Уфимской епархии, чин прославления совершил Уфимский и Стерлитамакский архиеп. Никон (Васюков). В 2002 г. наместник Покровского Енатского мон-ря игум. Симеон (Кувайцев) составил акафист блаженной, читаемый в храмах Уфимской епархии, написаны иконы В. С.
Лит.: Зимина Н. П., Васильева И. Л. Варвара Архангельская // Уфимские ЕВ. 1996. № 8-9; Мохов В. В., прот., Зимина Н. П., Васильева И. Л. Угодница Божия Варвара затворница - праведница Уфимской земли безбожного времени (1890-1966) // Ежег. Богосл. конф. ПСТБИ: Мат-лы, 1998. М., 1998. С. 238-245; они же. Блаженная Варвара затворница - праведница Уфимской земли безбожного времени // Культурные и духовные традиции рус. Башкортостана: история и современность: Сб. тр. респ. науч.-практ. конф.: В 3 ч. Уфа, 1998. Ч. 2. С. 32-38; Зимина Н. П. Блаженная старица Варвара, затворница Скворчихинская (Варвара Васильевна Архангельская, 1890-1966) // Уфимские ЕВ. 2001. № 7-8; она же. Блаженная Варвара Скворчихинская // Там же. 2003. № 3.
Н. П. Зимина
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.