ВАРСОНОФИЙ Иван Васильевич

ВАРСОНОФИЙ Иван Васильевич

(Иван Васильевич; ок. 1495, г. Серпухов - 11.04.1576, Казань), свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых), еп. Тверской, Казанский чудотворец. Из семьи священника, помогал отцу за богослужением, готовился к принятию священного сана, учил прихожан грамоте. В мае 1512 г., во время набега крымских ордынцев под командованием царевичей Ахмата и Бурнаша, сыновей хана Менгли-Гирея, попал в плен, был увезен в Крым, продан в рабство, через 3 года выкуплен отцом. Живя в Крыму, овладел татар. языком. Согласно обету, созревшему еще в плену, поехал в московский Андроников мон-рь и принял там постриг с именем Варсонофий. В обители В. познакомился с свт. Акакием, еп. Тверским, предсказавшим, что тот будет его преемником на кафедре.

В 1544 г. митр. св. Макарий назначил В. игуменом Никольского Песношского мон-ря. В 1553 г. на пути в Кириллов Белозерский в честь Успения Богородицы монастырь Песношскую обитель посетил царь Иоанн IV Васильевич, обративший внимание на В.- опытного настоятеля, знатока татар. языка и обычаев. В 1555 г. В., возведенный в сан архимандрита, вместе со святыми архиеп. Гурием (Руготиным) и архим. Германом (Садыревым-Полевым) был направлен в новоучрежденную Казанскую епархию для основания монастыря. 31 июля того же года (по др. данным, 27 июля) вместе с иноками Песношского мон-ря Тихоном, Феодоритом, Иовом, Андроником и Сильвестром, а также иноком Андроникова мон-ря Симеоном В. прибыл в Казань, ок. 1557 г. иноки основали казанский в честь Преображения Господня монастырь, вскоре В. освятил первый монастырский храм - каменную теплую ц. во имя свт. Николая Чудотворца (Ратного) с трапезной, немного позднее - собор в честь Преображения Господня. В 1565 г. братия мон-ря, в к-ром с самого начала была учреждена архимандрития, насчитывала ок. 100 чел., обитель имела обширные вотчины, 3 села и 7 деревень, получала ругу (чтобы «старцы не нужны были руками работати и землю орати... а да орют сердца, сеют словеса Божия»). В. занимался миссионерством среди татар, чему способствовало знание им татар. языка. Святой тайно от всех носил вериги, благодаря его способности исцелять душевные и телесные недуги имя его стало известно далеко за пределами Казани; немало больных, приходивших к нему за врачеванием, принимали христианство. До 1918 г. в Преображенском мон-ре хранился написанный В. устав мон-ря (не сохр.). 4 дек. 1563 г. В. совершил чин отпевания свт. Гурия, архиеп. Казанского.

В 1567 г. в Москве митр. св. Филипп (Колычев) хиротонисал В. во епископа Тверского и Кашинского. Несмотря на епископский сан, В. оставался смиренным подвижником, каким был в

Святители Гурий и Варсонофий, Казанские чудотворцы. Икона. XVIII в. (ГИМ)

Святители Гурий и Варсонофий, Казанские чудотворцы. Икона. XVIII в. (ГИМ)


Святители Гурий и Варсонофий, Казанские чудотворцы. Икона. XVIII в. (ГИМ)

Песношской обители и в Казани. Дни он проводил в трудах, ночи - в молитве, отдыхая шил клобуки, к-рые дарил инокам и епископам, непрестанной молитвой врачевал телесные и душевные болезни обращавшихся к нему. В 1570 г. В. удалился на покой и вернулся в казанский Преображенский мон-рь, где и скончался. Святитель был погребен Казанским архиеп. Тихоном у алтаря Преображенского собора, рядом со свт. Гурием.

4 окт. 1595 г. при подготовке к строительству нового храма мощи обоих святителей были обретены нетленными. По указу Патриарха св. Иова В. и Гурий были канонизированы. Мощи В. находились в Преображенском соборе, в юж. приделе во имя святителей В. и Гурия. В сент. 1918 г., после закрытия монастыря, св. мощи перенесли в собор Богородицкого жен. монастыря, закрытого в 1929 г. Современное местонахождение мощей В. неизвестно. В фондах Национального музея Республики Татарстан хранятся позолоченные серебряные детали раки.

По повелению царя Феодора Иоанновича и Патриарха Иова житие святителей Гурия и В. составил Казанский митр. сщмч. Ермоген (впосл. Патриарх Московский и всея Руси), к-рый хорошо знал В., будучи еще священником Никольского Гостинодворского храма в Казани. Рукописный подлинник жития - автограф свт. Ермогена - до 1918 г. хранился в Преображенском мон-ре. Встречающееся в лит-ре XIX в. утверждение, что В., вернувшись в Казань из Твери, принял великую схиму, в тексте свт. Ермогена отсутствует. Служба святителям Гурию и В. была составлена Ростовским митр. св. Димитрием (Туптало).

Ист.: ПСРЛ. Т. 4. С. 309; Т. 19. М., 2000. Стб. 482; Т. 31. М., 1968. С. 141, 146; Платон (Любарский), архиеп. Казанский сб. ст. Каз., 1868. С. 7-32; Гермоген, Патр. Московский и всея России. Творения. М., 1912; Барсуков. Источники агиографии. С. 141-143; Церковные древности Казани // Изв. по Казанской епархии. Каз., 1877. С. 408-409; Невоструев К. [И.] Список с писцовых книг по г. Казани с уездом за 1566-1568 гг. Каз., 1877. С. 31; Искусство строгановских мастеров: Реставрация. Исслед. Пробл.: Кат. выст. М., 1991. С. 162. № 108; Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 278, № 88; С. 282, № 87; С. 296, № 95; С. 326, № 129.

Лит.: Елисеев Г. З. Жизнеописание Свт. Гурия, Германа и Варсонофия Казанских и Свияжских чудотворцев. Каз., 1847; [Григорий (Постников), архиеп.]. Житие Свт. и Чудотворцев Гурия архиеп. Казанского и Варсонофия архиеп. Тверского. СПб., 1853; Строев. Списки иерархов. С. 216, 442; Руднев В. Свт. Варсонофий как настоятель Николаевского Песношского мон-ря. М., 1889; [Димитрий (Самбикин), архиеп.]. Тверской патерик. Каз., 1907. С. 81-84; Никанор (Каменский), архиеп. Житие Свт. Варсонофия // Казанский сб. ст. Каз., 1910; Макарий. История РЦ. Кн. 6. С. 56, 88, 139, 587. Примеч. 93, 617. Примеч. 174; Лебедев Е. М. Спасский мон-рь в Казани. Каз., 1895; Баталов А. Л. Моск. каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996. С. 44-45.

Е. В. Липаков

Иконография

В. служил в Казани сначала как архимандрит, его изображения в фелони и монашеском куколе встречаются в миниатюрах лицевых Житий Гурия и В. Обычно он изображается как святитель в соответствии с описаниями в иконописных подлинниках: «в шапке, риза святительская, омофор и Евангелие», «в фелони и омофоре». Иконография близка к изображению архиеп. Казанского Гурия: «надсед, брада аки Гуриева» с отличием в форме бороды - «на конец раздвоилась» (эта особенность в изображениях иногда не прослеживается). В.- «глубокий старец русского типа, сед с темнотой, борода узкая и длинноватая, волосы просты... можно писать его и в схиме» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 166; Большаков. Подлинник иконописный. С. 36; Руководство к писанию икон св. угодников Божиих в порядке дней года: Опыт пособия для иконописцев / Сост. В. Д. Фартусов. М., 1910, 2002р. С. 36).

В Преображенском соборе Спасо-Преображенского мон-ря (не сохр.), основанного архим. В. в Казанском Кремле, находилась древняя (?) запрестольная двусторонняя икона «Богоматерь Тихвинская - Святители Гурий и Варсонофий» в басменном окладе, с чеканными венцами и дробницами, украшенная привесами с драгоценными камнями и жемчугом. Из сохранившегося до наст. времени описания иконы следует, что «изображения святителей очень характерны и отличаются строгостию старинного иконописного стиля. Святители облачены в древние длинные фелони с белыми узкими омофорами, в низких шапках с белой горностаевой опушкой. Ростом свят. Гурий выше свят. Варсонофия… У свят. Варсонофия лицо худое, изможденное, щеки глубоко впали, борода длинная, но редкая и оканчивается около половины груди - она несколько менее бороды свят. Гурия. Брови у свят. Варсонофия шире, усы тоньше и позволяют видеть крупные губы, седины в бороде меньше, глаза смотрят строже» (Заринский П., прот. Церковные древности г. Казани. 1. Казанский Спасо-Преображенский мон-рь // Изв. по Казанской епархии. 1877. № 14. С. 403).

Наиболее раннее известное изображение В.- на правом поле шитой пелены «Богоматерь Казанская» (нач. XVII в., ГРМ), иконография средника к-рой восходит к иконе, явленной в 1579 г. в Казани; В. в фелони, омофоре, низкой митре, правая рука поднята в двуперстном благословении, в левой Евангелие, над фигурой надпись: «Стый Варсонофий Чудотворец»; на левом поле - архиеп. Гурий. На иконах Богоматери Казанской фигуры святителей В. и Гурия часто помещаются на полях: на правом поле вологодской иконы из Спасо-Прилуцкого мон-ря (1-я четв. XVII в., ВГИАХМЗ; 2-й четв. XVII в. датирована в: Рыбаков А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995. Кат. 122, 123) изображен В. с удлиненной клинообразной бородой, с поднятой в благословении рукой, с Евангелием; на иконах XVI(?)-XIX вв., XVII в. (прописи) (обе в СПГИАХМЗ) и XIX в. (ГМИИРТ); иногда Гурий и В. изображены коленопреклоненными на нижнем поле иконы XVII(?)-XIX вв. (СПГИАХМЗ). Святители Гурий и В. изображались также на створах киотов Казанской иконы Богоматери (напр., упом. под 1627 г. киот из Нижегородских земель - Павлович Г . А. Казанская икона Богородицы и Казанский собор на Красной площади // Культура средневек. Москвы XIV-XVII вв. М., 1995. С. 227-228). Согласно самой ранней сохранившейся описи 1771 г. московского Казанского собора, над сев. дверями стоял «штилистовый» (ок. 31,2´ 26,7 см) образ Казанской Богоматери в жемчужной ризе и подобном же киоте со створами.

Особое распространение получили парные

Казанская икона Божией Матери со святителями Варсонофием и Гурием на полях из Спасо-Прилуцкого мон-ря в Вологде. 1-я четв. XVII в. (ВГИАХМЗ)

Казанская икона Божией Матери со святителями Варсонофием и Гурием на полях из Спасо-Прилуцкого мон-ря в Вологде. 1-я четв. XVII в. (ВГИАХМЗ)


Казанская икона Божией Матери со святителями Варсонофием и Гурием на полях из Спасо-Прилуцкого мон-ря в Вологде. 1-я четв. XVII в. (ВГИАХМЗ)

изображения святителей Гурия и В. Согласно той же описи, в приделе московского Казанского собора во имя казанских чудотворцев Гурия и В. (освящен в 1647) находились большие иконы святых (со Спасителем вверху, в окладе (133,4´ 93,4 см); «ветхая» в ризнице (106,7´ 80 см)). В молении благословляющему Христу святители Гурий и В. представлены на иконе-пяднице XVII в. (прописи XIX в., ЦМиАР). Часто святые Гурий и В. обращены в молении образу Богоматери Казанской: иконы XVII-XIX вв. (ГИМ - со святыми на полях; ЯХМ; ПЗИХМЗ); на шитой пелене, вложенной Д. А. и Г. Д. Строгановыми в нижегородский Спасо-Преображенский собор (кон. 50-х - 60-е гг. XVII в., НГИАМЗ), Гурий и В. в молении обращены к Богоматери с Евангелием в руке, по краям пелены тропарь святителям. На пелене из Казанского девичьего мон-ря, шитой в традициях строгановских мастеров (1-я пол.- сер. XVII в., ГОМРТ), святители Гурий и В., в рост в трехчетвертных поворотах, в фелонях, омофорах, митрах, с Евангелиями на платах (у Германа в левой руке, у В. в правой), предстоят в молении Богоматери «Знамение», по краям пелены вышит тропарь святителям. Иногда святители в молении перед Деисусом, помещенным на верхнем поле (напр., икона 2-й пол. XVII в., ГИМ). На шитой жемчугом палице, вложенной, как следует из надписи, боярином Иваном Морозовым в Благовещенский собор Казанского Кремля (1654, ГОМРТ), небольшие ростовые фигуры благословляющих Гурия и В. (В. ниже Гурия) с Евангелиями в руках расположены фронтально по сторонам Благовещения, вверху Господь Саваоф, вокруг вышит тропарь Благовещению Богородицы (дониконовский вариант). На двусторонней выносной иконе нач. XVIII в. «Богоматерь Шуйская - святители Гурий и Варсонофий» предстоят святые в молении Спасителю, внизу между их фигурами - горки (ГМЗРК). В деисусной композиции Гурий и В. (в повороте влево) - на иконе XVII-XVIII вв. (ЯХМ), на складне (с Богоматерью Одигитрией в центре) - по бокам на створах (XVII в., ГИМ). Вместе они изображены также на небольших образках, украшенных серебряной басмой (XVII в., ГИМ).

В., вместе со святителями Гурием и Германом, изображается на фоне Казанского кремля. Известно неск. таких икон-пядниц нач.- 1-й четв. XVIII в. (ГОМРТ, ПГХГ): святители (слева направо Гурий, В., Герман) с Евангелиями (В. держит Евангелие обеими руками), в фелонях, омофорах и митрах с белыми опушками обращены влево, в молении образу Благовещения Богородицы; ниже Благовещения на всех иконах располагаются обрамленные живописным барочным картушем ковчежцы для святых мощей; кремль изображен с пятиглавым Благовещенским собором, с папертью и колокольней за стенами с башнями. На одной из икон (ГОМРТ) более детальное изображение Казанского кремля: Благовещенский собор соединен переходом с архиепископским двором, на 2-м плане стены и башни, ограждающие место государева двора и Спасо-Преображенского мон-ря; в правой части иконы за стенами Кремля фигуры святителей, стоящих на облаках. Иногда на иконах с изображением Казанского кремля святители Гурий, В. и Герман предстоят в молении образу Казанской Божией Матери (кон. XVII - нач. XVIII в., ГРМ). Их изображение в молении ко Христу (Деисус с предстоящими) имеется на правой створке трехстворчатого складня (1-я четв. XIX в., НТМЗГД).

Среди вселенских учителей и святителей Гурий и В. изображены фронтально на саккосе митр. Ростовского Ионы (Сысоевича), вклад Д. А. и Г. Д. Строгановых в ростовский Успенский собор (1665, ЯИАМЗ) и на саккосе из Благовещенского собора Сольвычегодска (ок. 1665, СИХМ). С московскими святителями Герман, Гурий и В. представлены на раме от Тихвинской иконы Божией Матери нач. XVIII в. из Троицкой ц. Свияжска (ГМИИРТ): В. ниже Гурия, с более узкой и длинной темной бородой. На старообрядческих иконах XIX-XX вв. В. изображен среди избранных святых со свт. Гурием, оба с удлиненными узкими бородами с сединой, в низких полукруглых митрах (ГМИИРТ; частное собрание, Казань).

Святители Варсонофий и Гурий, Казанские чудотворцы (слева). Складень «Спас Смоленский» с избранными святыми. XVIII в. (ЦМиАР)

Святители Варсонофий и Гурий, Казанские чудотворцы (слева). Складень «Спас Смоленский» с избранными святыми. XVIII в. (ЦМиАР)


Святители Варсонофий и Гурий, Казанские чудотворцы (слева). Складень «Спас Смоленский» с избранными святыми. XVIII в. (ЦМиАР)

Однофигурные изображения В. известны на иконах XIX - нач. XX в. В святительских, орнаментированных золотом одеждах, высокой митре, именословно благословляющий, с Евангелием в руке, В. стоит фронтально на орлеце, в проеме царских врат, по сторонам массивные колонны (2-я пол. XIX в., ЦМиАР; этой иконой, по надписи на обороте являвшейся «копией с оригинальнаго Образа св. Святителя и Чудотворца Варсонофия», архиеп. Тверской Григорий благословил кимрского купца И. П. Малюгина). В нач. XX в. существовали иконы с поясным изображением именословно благословляющего В. с массивным Евангелием в руке, на золотом канфаренном фоне, с орнаментом на полях, имитирующим цветные эмали. Лик В. исполнен в академической манере с влиянием неорус. стиля (ЦМиАР).

В медном литье изображения святителей Гурия и В. в молении помещены на левой створке складней (на правой - Иоанн Предтеча и свт. Николай) со «Спасом Смоленским» или Богоматерью Одигитрией (оба XVIII в., ЦМиАР), Казанской или Страстной Богоматерью в центре (XVIII, XIX вв., ЦМиАР); на отдельных иконках в молении Богоматери «Знамение» (XVIII в., ЦАК МДА). Сохранилась крышка серебряной позолоченной раки, изготовленная в Казани в 1834 г., с рельефным изображением святого в фелони, омофоре и митре (ГОМРТ; фотография (ок. 1941) самой раки, находившейся в Спасо-Преображенском монастыре, также хранится в ГОМРТ).

Лит.: Николаева Т. В. Древнерус. живопись Загорского музея. М., 1977. Кат. 222, 287, 314; Искусство строгановских мастеров: Реставрация. Исслед. Пробл.: Кат. выст. М., 1991. Кат. № 98, 99, 108; Пречистому образу Твоему поклоняемся…: Образ Богоматери в произв. из собр. ГРМ. СПб., 1994. Кат. № 166. Ил. на с. 266; Уральская икона: Живописная, резная и литая икона XVIII - нач. XX в. Екатеринбург, 1998. Кат. № 60; Завьялова М. К., Каргалова Т. А. Краткий обзор памятников древнерус. лицевого шитья XVI-XVII вв. в собр. ГОМРТ // Древнерус. художественное шитье. Мат-лы и исслед. М., 1995. С. 79. Ил. 9; Опись церковной утвари и ризницы москов. Казанского собора 1771 г. / Публ., вступ. ст. С. А. Смирнова // Культура средневек. Москвы, XVII в. М., 1999. С. 390, 398-399, 407; Гнутова С. В., Зотова Е. Я. Кресты, иконы, складни: Медное художественное литье XI - нач. XX в. из собрания ЦМиАР. М., 2000. Кат. 208, 210.

Н. Н. Чугреева


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ВАРСОНОФИЙ Иван Васильевич" в других словарях:

  • Варсонофий, епископ Тверской с 1565 года — (Иван Васильевич) святитель, епископ Тверской. † 1576, память 11/24 апреля, 4/17 октября и в 1 е воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых. Родился около 1495 года в семье священника г. Серпухова. Юношей, во время набега крымских татар,… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Варсонофий II (епископ Тверской) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Варсонофий. Варсонофий Тверской …   Википедия

  • Варсонофий (епископ Тверской) — епископ Тверской Варсонофий: Варсонофий I (ум. в 1328 году)  сведения крайне скудны, упоминается епископом Тверским с 1315 по 1328 год. Погребён в Тверском кафедральном соборе.[1] Варсонофий II (в миру  Иван Васильевич; ок. 1495,… …   Википедия

  • Шуйский, Василий Васильевич — Князья Шуйские, старшая ветвь Василий Кирдяпа Юрий Васильевич Федор Юрьевич Василий Федорович Василий Васильевич Немой Дмитрий Васильевич Иван Дмитриевич Губка Иван Васильевич …   Википедия

  • Список епископов Русской православной церкви — …   Википедия

  • Список депутатов Верховного Совета СССР 4 созыва — Состав: 1347 депутатов 708 в Совете Союза и 639 в Совете Национальностей. # А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х …   Википедия

  • Ростовские и Белозерские удельные князья — Политическая история княжеств Ростовского и Белозерского, рассматриваемая как единое целое, может быть разделена на четыре почти равномерных периода: 1) историю "Залесской" страны от конца IX до конца X века; 2) историю Ростовско… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Список участников Поместного Собора Русской православной церкви 2009 года — В Поместном Соборе участвуют все епархиальные и викарные архиереи (кроме почисленных на покой и находящихся под запрещением). Кроме них, от епархий выбирается по одному делегату от белого духовенства, от монашествующих и от мирян. Общее число… …   Википедия

  • Список известных уроженцев Мордовии — Абдершин, Алимкай Абдуллович  Герой Советского Союза Абрамов, Кузьма Григорьевич  мордовский писатель Абсалямов, Абдурахман Сафич  писатель Агеев, Фахрель Ислам Невмятуллович  детский писатель Алеев, Евгений… …   Википедия

  • Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»