ВАСИЛИЙ ДЕКАПОЛИТ

ВАСИЛИЙ ДЕКАПОЛИТ

(† 750?), прп., исп. (пам. 28 февр., пам. зап. 27 февр.), жил в К-поле в 1-й период

Исп. Василий Декаполит. Фрагмент гравюры «Святцы на февраль». XIX в. (ГЛМ)

Исп. Василий Декаполит. Фрагмент гравюры «Святцы на февраль». XIX в. (ГЛМ)


Исп. Василий Декаполит. Фрагмент гравюры «Святцы на февраль». XIX в. (ГЛМ)

иконоборчества при визант. имп. Льве III Исавре. Подвизался в одном из К-польских мон-рей, был учеником и сподвижником исп. Прокопия Декаполита. За приверженность иконопочитанию вместе с Прокопием подвергся пыткам и был заточен в темницу. После смерти Льва III (741) продолжил богоугодную жизнь до своей праведной кончины.

Возможно, происходил из обл. Десятиградие (Δεκάπολις, в Заиорданье), однако в греч. синаксарях В. не назван Декаполитом, т. о. есть вероятность, что в рус. календарях он получил это прозвание по аналогии со своим учителем Прокопием.

Жития В. Д. не существует, он упомянут в неизданном житии исп. Прокопия (Efthymiadis S. La Vie inédite de S. Procope le Décapolite (BHG, N 1583) // AnBoll. N 108. 1990. P. 313-319).

Ист.: ActaSS. Febr. T. 3. Col. 493; Δουκάκης. ΜΣ. Σ. 407-408; ЖСв. Февр. С. 492-493; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 57.

Лит.: Janin R. Basile (5) // DHGE. T. 6. Col. 1074; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 675; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 75.

О . Н . Заец

Гимнография

Память В. Д. содержится в Типиконе Великой ц. IX-X вв., без богослужебных указаний (Mateos. Typicon. T. 1. P. 240). В Евергетидском кон. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 423) и Мессинском 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 125) Типиконах 28 февр. указывается служба В. Д. с «Аллилуия». По Евергетидскому Типикону последование В. Д. соединялось с последованием сщмч. Протерия, в високосные годы оно переносилось на 29 февр. В Мессинском Типиконе память В. Д. указана вместе с памятью прп. Акакия Синайского, описание службы отсутствует. В Студийских Минеях выписывается только служба В. Д. (Горский, Невоструев. Описание. Т. 6. С. 54).

В древнейшей редакции Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1096 - Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 40) память В. Д. также указывается вместе с памятью прп. Акакия. В первопечатном Типиконе 1610 г.- вместе с памятью сщмч. Протерия, хотя последование священномученику не поется (только в конце службы приводится его кондак - Л. 596-596 об.). Др. печатные греч. (1577) и рус. Типиконы (московский 1633, используемый ныне в РПЦ, в к-ром помещена служба с тропарем) указывают только память В. Д. (служба с «Аллилуия»).

Корпус песнопений В. Д., бо́льшая часть к-рых приводится уже в студийских Типиконах и Минеях, включает в себя: тропарь 1-го гласа: «      » (он был добавлен в службу не ранее кон. XVII в.; до этого в день его памяти предполагалось совершение службы с «Аллилуия» - все памятники старше кон. XVII в., а также совр. греч. Минея не упоминают тропаря); кондак 2-го гласа, на подобен «Вышних ища»: «     » (в московских печатных Типиконах 1610, 1633 гг. кондак иной, 4-го гласа: «   »); канон 4-го гласа, творение Феофана, с акростихом «Τῆς πίστεως βάσιν σε γινώσκω Πάτερ. Θεοφάνους» (     ), ирмос: «Θαλάσσης, τό ἐρυθραῖον πέλαγος» (   ), нач.: «Τὴν βάσιν, ἐπὶ τὴν πέτραν θέμενος, Πάτερ τῆς πίστεως» (      ). Самогласнов в службе нет, есть 3 подобна.

Иконография

В. Д. изображается обычно в монашеских одеждах, соответствующих чину великосхимника. Изображения: на миниатюрах рукописных Минологиев - Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 426, 976-1025 гг.), Paris. gr. 1589, XII в. (вместе с Прокопием); оглавный образ В. (прп. Василия Нового (?), память 26 марта) в медальоне представлен в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 47 об., XV в.); в настенных минологиях церквей, свт. Николая в Пелинове (Черногория), 1717-1718 гг. (погрудно), Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г., вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг. (под 27 февр., вместе с Прокопием); на минейных иконах на февраль (напр., XVI в., ВГИАХМЗ) и на минее годовой нач. XIX в. (УКМ). Сохранился поясной образ святого работы Симона Ушакова, выполненный в 1670 г. «по обещанию околничего Василия Семеновича Волынского» (ГТГ. Инв. № 13944) - прямолично, в темно-коричной мантии, схиме и куколе с красными крестами.

В иконописном подлиннике сводной редакции, XVIII в. (собр. С. Большакова), указано на сходство обликов В. Д. и его сопостника Прокопия Декаполита: «Рус... риза преподобническая, испод вохра с белилом»; в прориси этого подлинника святой изображен в рост, волосы средней длины, «кудреваты», округлая длинная борода, руки сложены в молитвенном жесте перед грудью (ладони вовне). В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910), составленном В. Д. Фартусовым, встречаем добавление к иконографии святого: «В руках икона Спасителя».

Лит.: Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 193; Миjовић. Менолог. С. 37, 277, 357, 385; Евсеева. Афонская книга. С. 200; Возрожденные шедевры рус. Севера. М., 1998. С. 63. Кат. 140. С. 36. Кат. 56; Большаков. Подлинник иконописный. С. 76, 109; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 414-415.

Э . В . Шевченко


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ВАСИЛИЙ ДЕКАПОЛИТ" в других словарях:

  • Василий (значения) — Василий мужское личное имя. Содержание 1 Носители 1.1 Святые 1.2 Византия 1.3 Европа …   Википедия

  • Вася — Василий греческое Пол: муж. Толкование имени: царственный Отчество: Васильевич Васильевна Уменьш. формы: Василёк, Василько, Вася На других языках: англ. Vasily …   Википедия

  • Троицкий собор Александро-Невской Лавры — Православный собор Собор Троицы Живоначальной Вид на Троицкий собор с северо запада Страна …   Википедия

  • Троицкий собор Александро-Невской лавры — У этого термина существуют и другие значения, см. Троицкий собор. Православный собор Собор Троицы Живоначальной …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»