ВАСИЛИЙ ПОЛЯНОМЕРУЛЬСКИЙ


ВАСИЛИЙ ПОЛЯНОМЕРУЛЬСКИЙ

Прп. Василий Поляномерульский. Икона. XX в. Румыния

Прп. Василий Поляномерульский. Икона. XX в. Румыния


Прп. Василий Поляномерульский. Икона. XX в. Румыния

(Пояномэрульский) (ок. 1692 - 25.04.1767, скит Пояна-Мэрулуй [Poiana Mărului], Молдавия), прп. (пам. 25 апр., пам. рум. 15 апр.), схим. Основные сведения о В. П. содержатся в «Автобиографии» прп. Паисия (Величковского). Как сообщает прп. Паисий, до переселения в Валахию В. П. жил в России и в Мошенских горах (недалеко от Киева) (Tachiaos. P. 76-77). Нек-рые исследователи (Г. Кокора, П. Давид и др.) предполагают малороссийское происхождение В. П. и даже его родство с прп. Паисием, однако Д. Ракканелло опроверг эту гипотезу (Raccanello. La preghiera. Sibiu, 1996. P. 37). По-видимому, В. П. покинул родину в 20-х гг. XVIII в., когда для монашества в России наступили трудные времена, особенно после реформы 1724 г., запрещавшей жительство монахов в пустынях. В сложном положении находились и укр. обители на территории Польши из-за притеснений со стороны католиков и униатов. На протяжении XVIII в. мн. рус. и укр. иноки переселились в княжества Молдо-Влахии и были здесь благосклонно приняты гражданскими и церковными властями.

Вместе с монахами Михаилом, Стефаном, Онуфрием и Варфоломеем В. П. поселился в пуст. Валя-Шкьопулуй. Потом он перешел в Дэлхэуцкий скит, где был рукоположен во иерея. Поскольку инок обладал даром духовного наставничества и был богословски образован, вокруг него постепенно стали собираться монахи. Ок. 1730 г. из-за увеличения числа братии В. П. ушел из Дэлхэуцкого скита с 12 иноками, подыскав себе уединенное место у истоков речки Бузэу в зоне изгиба Карпат. С согласия Рымникского мон-ря, к-рый являлся владельцем тех земель, и с позволения тогдашнего господаря Валахии Николе Маврокордата В. П. начал строительство Поляномерульского скита с деревянным храмом в честь Рождества Пресв. Богородицы (строительство завершено в 1733). В. П., возглавивший братство, установил в скиту общежительные правила св. Василия Великого и богослужение по афонскому уставу, как было принято в др. румын. обителях. Впосл. Поляномерульский скит стал одним из самых значительных духовных центров Молдо-Влахии, под духовным руководством В. П. находились 11 скитов и пустыней.

В 1743 г. в Валахию с Украины пришел рясофорный мон. Платон (буд. прп. Паисий (Величковский)), он прожил в братстве более 3 лет и оставил свидетельства о подвижнической жизни учеников В. П.: иеросхим. Михаила, спостника и сподвижника В. П. еще по Мошенским горам, Дометия, начальника скита Трэистени, схим. Протерия родом из мест. Решетиловка, переписчика книг мон. Рафаила, пустынножителя схим. Онуфрия и др. В. П. в значительной мере предопределил подвижнический путь прп. Паисия, хотя последний не был в непосредственном послушании у старца и ни разу не посещал Поляномерульский скит. Виделись они, когда В. П. навещал своих учеников в др. скитах и беседовал с ними о монашеской жизни, побуждая братию к аскетическим подвигам и ежедневному чтению святоотеческих писаний. В 1746 г. прп. Паисий ушел на Афон, но его духовное общение с В. П. не прервалось. 1-й ученик прп. Паисия - Виссарион, родом из Валахии, был отправлен на Афон В. П., от приезжавших на Афон монахов прп. Паисий узнавал о событиях в братстве и получал сочинения В. П.

Свои аскетические воззрения В. П. изложил в предисловиях к творениям прп. Григория Синаита, игум. Филофея Синайского, игум. Исихия Иерусалимского и прп. Нила Сорского. (Н. Попов поставил под сомнение авторство В. П. в отношении «Надсловия» и «Пристяжения» на книги прп. Нила Сорского (С. 13-14), считая автором этих сочинений прп. Иннокентия Комельского. Эти предположения опроверг Ракканелло, проанализировавший румын. списки текстов.) Предисловия В. П. представляют собой поучения об умной молитве. Старец, в частности, указывал на «неправильность мнения тех, которые думают будто бы умное делание прилично только одним совершенным, достигшим бесстрастия и святости. Думающие так ограничивают свое моление одним только внешним исполнением псалмопения, тропарей и канонов, не понимая того, что такое внешнее моление назначено нам святыми отцами только как временное в виду немощи и младенчества нашего ума, с тем чтобы мы, постепенно совершенствуясь, восходили на ступень умного делания и ни в коем случае не оставались при одном только внешнем молении» (из Предисловия к сочинениям прп. Григория Синаита).

У Свящ. Синода Румынии возникли сомнения по поводу каноничности поучений преподобного. В 1749 г. он был вызван в Бухарест, где с ним беседовали Патриархи Антиохийский, Александрийский и Иерусалимский, находившиеся тогда в Валахии. Сведения об этом сообщает прп. Паисий (Величковский) в 10-й гл. письма «О моем старце Василии», адресованного афонскому старцу Афанасию (изд. текста на румын. яз.: Sfântul Paisie de la Neamţ. P. 21-83). На все вопросы высокого собрания В. П. дал исчерпывающие ответы на основе Свящ. Писания и святоотеческих творений. Его поучения о посте и умной молитве были рекомендованы как душеполезное чтение для монахов, Антиохийский Патриарх Сильвестр благословил В. П. написать сочинение, объясняющее, почему монахам запрещено употреблять мясо. В связи с этим преподобный попросил разрешения изучить Типиконы афонских мон-рей и в 1750 г. прибыл на Афон, там он посетил прп. Паисия, к-рого по его просьбе постриг в мантию; на Афоне оба старца имели общего духовника - о. Даниила. Взаимные духовные связи между старцами прослеживаются и после переселения в 1763 г. прп. Паисия в Молдавию. Так, в 1766 г. В. П. через своего ученика иеросхим. Алексия просил прп. Паисия прислать книгу творений св. Симеона Нового Богослова.

В. П. был не только духовником мн. скитов, он заботился и о материальных нуждах монахов. В 1757 г. старец посетил Яссы, где получил помощь для Поляномерульского скита от господаря Молдавии Константина Раковицэ. В 1764 г. В. П. разделил Поляномерульское братство на 2 части. Причину этого он изложил в своем «Завещании»: поскольку со временем румын. монахи стали превосходить по численности рус. братию, а богослужение в скиту совершалось на церковнослав. языке, румыны просили старца, чтобы богослужение совершалось и на их языке. Считая эту просьбу справедливой, В. П. предложил румын. инокам остаться в скиту, старец с учениками-славянами должен был перейти в др. место. Однако румын. иноки решили уйти сами, признавая за В. П. право остаться в основанной им обители. Старец разделил имущество скита на 2 части и снабдил ушедших учеников книгами и церковной утварью, а также заверенной господарской грамотой. В 1766 г., предчувствуя близкую кончину, В. П. написал письмо своему странствовавшему ученику иеросхим. Алексию (другу прп. Паисия), прося его вернуться в обитель. В. П. был погребен в Поляномерульском скиту. Настоятелем скита перед смертью он назначил иеросхим. Феодосия, к-рый, будучи в преклонных летах, не смог долго управлять братством, поэтому в скором времени по совету прп. Паисия братия избрала настоятелем иеросхим. Алексия.

В. П. был канонизирован решением Свящ. Синода Румынской Церкви 5 окт. 2003 г. В месяцеслов РПЦ имя В. П. было внесено определением Свящ. Синода РПЦ от 21 авг. 2007 г.

Лит. наследие преподобного представлено большим количеством слав. и румын. списков (более 70); в Поляномерульском скиту активно действовал скрипторий, благодаря чему в XVIII-XIX вв. сочинения старца получили распространение во мн. мон-рях Румынии и России. Известен автограф В. П.- патристический сборник, в к-рый включено «Предисловие» старца к творениям прп. Григория Синаита (БАН Румынии. Славян. № 756 - Mihail. Schitul Poiana Mărului. P. 358-359). Др. автографы В. П. утрачены, поскольку в 1771 г. пожар уничтожил архив и часть б-ки Поляномерульского скита. Самый древний слав. список предисловий В. П. к творениям Филофея Синайского и прп. Нила Сорского содержится в сборнике 1776 г., переписанном мон. Дорофеем (БАН Румынии. Слав. № 407). Самый ранний румын. список этих сочинений (вместе с «Пристяжением») датируется 1766 г. (хранится в скиту Продром на Афоне - Veniamin Micle. P. 117-119). Др. румын. список трудов В. П. был сделан в 1769 г. мон. Рафаилом в братстве прп. Паисия (Величковского) в Драгомирне (БАН Румынии. Рум. № 2597). Наиболее полной публикацией трудов В. П. является издание Оптиной пуст. 1847 г. (во 2-й части жития прп. Паисия (Величковского) помещены писания старца: предисловия к творениям прп. Григория Синаита, игум. Филофея Синайского и игум. Исихия Иерусалимского, а также «Надсловие» и «Пристяжение» на книгу прп. Нила Сорского).

Поучения В. П. оказали значительное влияние на рус. и румын. монашество. Святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан (Говоров) признавали В. П. наряду с прп. Паисием, писателем, авторитетным в вопросах аскетического делания, тонким изъяснителем умной молитвы. Святители рекомендовали чтение трудов старца всем желающим «успешно заняться Иисусовою молитвою» (Игнатий (Брянчанинов),свт. Соч. Т. 2. Аскетические опыты. М., 1989р. С. 254-255; ср.: Феофан Затворник, свт. Творения. Собр. писем. М., 2000. Т. 1. Вып. 4. С. 200).

Соч.: Василе, Старецул скитулуй Пояна Мэрулуй. Ынтребэтоаре рэспунсурь адунате дин Сфынта Скриптурэ, пентру депэртаря де букателе челе оприте фэгэдуинцей кэлугэрешть чеий де бунэ вое / Тип. Мэнэстиря Нямцул. 1816; То же на слав.: Старца Поляномерульской обители Василия. О ошаянии брашен, возбраненных монахом. Од., 1886; Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского, с присовокуплением предисловий на книги Св. Григория Синаита, Филофея Синайского, Исихия Пресвитера и Нила Сорского, соч. другом его и спостником, старцем Василием Поляномерульским, о умном трезвении и молитве / Изд. Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 1847. С. 101-182; То же. 18923. С. 78-157; Raccanello D. La preghiera di Gesù negli scritti di Basilio di Poiana Mărului. Alessandria, 1986. Sibiu, 1996; idem. Rugăciunea lui Iisus în scrierile stareţului Vasile de la Poiana Mărului, cu traducerea integrală a Scrierilor. Sibiu, 1996. Р. 224-333.

Ист.: Sfântul Paisie de la Neamţ: Cuvinte şi scrisori duhovniceşti. Chişinău, 1999. Vol. 2; Tachiaos A.-E. N. The Revival of Byzantine Mysticism among Slavs and Romanians in the XVIIIth Cent.: Texts Relating to the Life and Activity of Paisy Velichkovsky (1722-1794). Thessal., 1986.

Лит.: Яцимирский А. И. Слав. и рус. рукописи румынских б-к. СПб., 1905. С. 522-523, 528, 533, 547, 550-551, 569. (СбОРЯС; Т. 79.); Попов Н. Собр. рукописей моск. Симонова мон-ря // ЧОИДР. 1910. Т. 2. С. VII-214; Четвериков С., прот. Молдавский старец Паисий Величковский. П., 19882. С. 67-68, 81-82, 117; Вел. старец схиархим. Паисий Величковский // ЖПодв. 1994. Нояб. С. 339-343; Constantinescu H., Cocora G. Poiana Mărului // Glasul Bisericii. 1964. № 5-6. Р. 466-500; David P. I. Cuviosul Paisie cel Mare (Velicicovski), un desăvîrşit monah român! Noi cercetări şi ipoteze // BOR. 1975. Vol. 93. Р. 162-193; Mihail P. Geneza manuscrisului românesc «Desiderie», sec. al XVIII-lea, din biblioteca Arhiepiscopiei Craiovei, f. «Mitropolitul Firmian» // Mitropolia Munteniei. Craiova, 1979. Р. 113-136; idem. Schitul Poiana Mărului, un centru ortodox cărturăresc // Spiritualitate şi istorie la întorsătura Carpaţilor. Buzău, 1983. Vol. 1. Р. 355-384; Bălan I., pr. Pateric românesc ce cuprinde viaţa şi cuvintele unor cuvioşi părinţi ce s-au nevoit în mănăstirile româneşti, sec. XIV-XX. Bucureşti, 1980. Galaţi, 19903. P. 268-276; Romul (Joantă), pere. Roumanie: Tradition et culture hésychastes / Abbaye de Bellefontaine. Begrolles-en-Mauges, 1987; Cocora G. Cuviosul Vasile de la Poiana Mărului // Sfinţii Români şi apărători ai Legii Strămoşeşti. Bucureşti, 1987. P. 422-431; Raccanello D. La figure de Basile de Poiana Mărului et son enseignement sur la Priere de Jesus // Irénikon, 1988. Vol. 61. P. 41-66; Vasilij de Poiana Marului // DSAMDH. 1992. Vol. 16. P. 292-298; Veniamin (Micle), аrhim. Manuscrisele româneşti de la Prodromul (Muntele Athos) // Sfânta Mănăstirea Bistriţa // Eparhia Râmnicului. 1999. P. 117-119; Савчук В. Паисий Величковский и возрождение исихастской традиции в Румынской Церкви в XIX-XX вв. // ТКДА. 1999. Вып. 1. С. 152-215; Citterio E. La scuola filocalica di Paisij Velichkovskij e la Filocalia di Nicodemo Aghiorita: Un confronto // Amore del Bello: Studi sulla Filocalia: Atti del «Simposio Intern. sulla Filocalia» / Pontificio Istituto Greco. Roma, nov. 1989. Magnano, 1991. Р. 179-207. (Spiritualità orient.; [5]); Ciprian (Zaharia), arhim. Biserica Ortodoxă Română şi traducerile patristice şi filocalice în limbile moderne // Paisianismul. Bucureşti, 1996.

В . С . Пелин


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Смотреть что такое "ВАСИЛИЙ ПОЛЯНОМЕРУЛЬСКИЙ" в других словарях:

  • Константин Раковицэ — рум. Constantin Racoviţă Дата смерти: 1764 год(1764) Константин Раковицэ (Константин V Раковица, рум …   Википедия

  • Хронологический список святых Русской Православной Церкви XVIII века — В списке представлены святые Русской Православной Церкви Московского Патриархата, подвизавшиеся в XVIII веке. Хронология приводится по году упокоения. Святой/Святая Имя в миру Дата рождения Место рождения Дата смерти Место смерти Примечания Дата… …   Википедия

  • ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН — [лат. Ioannes Cassianus] (IV V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества. Жизнь Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Икона. Кон. XX нач. XXI в. (мон рь Дервент, Румыния) Прп. Иоанн Кассиан Римлянин.… …   Православная энциклопедия