ВАСИЛЬЕВСКИЙ ЧИН

ВАСИЛЬЕВСКИЙ ЧИН

иконостас, созданный в 20-х гг. XV в., для собора в честь Успения Пресв. Богородицы во Владимире, из числа наиболее известных произведений круга прп. Андрея Рублёва. иконостас состоял из 21 иконы деисусного (размер средника 314´ 220 см), 25 икон праздничного (125´ 92 см) и 15 пророческого (158´ 148,5 см) рядов, к 1775 г. был заменен новым, находящимся в соборе в наст. время. Древние иконы были приобретены жителями с. Васильевского (Шуйский у., ныне Ивановская обл.) и поставлены в ц. Св. Троицы и часовне. сохранились 13 икон деисусного ряда, 10 - праздничного, 2 - пророческого, к-рые получили известность как «В. ч.».

Спас в силах. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ)

Спас в силах. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ)


Спас в силах. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ)

Память о происхождении и древности икон В. ч. сохранялась, тем не менее он неоднократно поновлялся в XVII-XIX вв., на древних досках были написаны новые образы, напр. в XVII в. 2-я пара икон архангелов. по предположению И. Э. Грабаря, основой для них стали утратившие красочный слой доски с изображениями великомучеников Георгия и Димитрия (Грабарь. 1926. С. 176). В 1855 г. иконы В. ч. расчищал худож. Н. И. Подключников, по собственной технологии, «снимая по два и по три слоя в толщину медной копейки», после этого живопись икон была поновлена.

Пресв. Богородица. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ)

Пресв. Богородица. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ)


Пресв. Богородица. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ)

Пристальное внимание на иконы В. ч. в 1918 г. обратила Комиссия по раскрытию древней живописи под рук. Грабаря, что было обусловлено стремлением учесть все памятники, легендарно или документально связанные с вел. мастерами. В 1919 г. в Москву на реставрацию поступила находившаяся в часовне икона «Вознесение Господне», к 1923 г. по решению правительства все иконы из с. Васильевского были вывезены. Позднее большая часть икон (Спаситель на престоле, Богоматерь, Иоанн Предтеча, апостолы Андрей Первозванный, Иоанн Богослов, святители Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, иконы архангелов; Благовещение, Вознесение, Сошествие во ад; иконы с живописью XVIII в.: Введение во храм, Вход в Иерусалим, Преображение Господне, Рождество Богоматери, Рождество Христово, Успение Богоматери) вошла в коллекцию ГТГ, остальные (иконы апостолов Петра и Павла, свт. Николая, архиеп. Мирликийского и свт. Василия Великого; Крещение Господне, Сретение; пророков Софонии и Захарии) были переданы в ГРМ. с 1919 до 50-х гг. XX в. иконы В. ч. находились в Комиссии по раскрытию древней живописи (позднее ЦГРМ), а также в реставрационных мастерских ГРМ и ГТГ. полное реставрационное раскрытие и исследование сохранившихся частей В. ч. не проведено, и в наст. время сохранность раскрытых икон неоднородна; в результате поновлений сильно пострадали мн. иконы деисуса. На иконах апостолов Андрея и Иоанна Богослова даже первоначальный рисунок фигур сохранился не полностью. Наиболее полная сохранность живописи отмечается на иконах «Крещение», «Пророк Софония» (полностью раскрыта).

Св. Иоанн Предтеча. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ)

Св. Иоанн Предтеча. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ)


Св. Иоанн Предтеча. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ)

В. ч.- важное звено в реконструкции иконостаса владимирского Успенского собора, пока гипотетической, поскольку остается нерешенным вопрос о соотношении иконостаса с фресками, сохранившимися на алтарных столпах собора (Бетин. 1970; Ильин. 1970). деисусный ряд В. ч.- полнофигурный, в центре помещено изображение «Спас в силах». Спаситель изображен в двуцветных одеждах, покрытых ассистом, Богоматерь - в одеяниях коричневого и синего цветов, Иоанн Предтеча в гиматии и милоти, с развернутым свитком в руках, подобно тому как его изображают в сцене Крещения. Архангелы одеты в далматики и лоры, украшенные драгоценными камнями, в плащах с золотым орнаментом. Уникален приглушенно-зеленый (а не лиловый) цвет гиматия ап. Павла, хотя нельзя исключать, что это качество цвета связано с сохранностью верхних красочных слоев. Обилие складок гиматия, охватывающих фигуру, и жест поднятой правой руки, передающий молитвенное обращение к Спасителю, выделяют изображение ап. Петра среди др. фигур. По краям В. ч. находились иконы святителей, облаченных в белые ризы (раскрыты иконы Иоанна Златоуста и Григория Богослова), замыкали его иконы мучеников. В Деисусе наряду с Богоматерью, Иоанном Предтечей, архангелами, 4 апостолами, 4 вселенскими святителями описи собора упоминают иконы рус. святителей, связанных с владимирской и ростовской кафедрой: епископов Леонтия и Иакова, митрополитов Петра и Алексия. присутствие иконы св. Иакова Ростовского (канонизирован в 1549) следует объяснять либо изменением надписи, поскольку в описи Успенского собора 1708 г. его изображение не упоминается, либо заменой иконы в момент составления описи. появление образа святого до общерус. канонизации в кафедральном соборе было возможно, это подтверждают др. древние памятники.

Ап. Петр. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ)

Ап. Петр. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ)


Ап. Петр. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ)

Состав праздничного ряда В. ч. предположительно восстанавливается также по описи Успенского собора 1708 г. Его отличительной чертой было наличие развитого страстного цикла, что находит аналогии в др. иконостасах раннего XV в.- праздничном ряду Благовещенского собора Московского Кремля (нач. XV в.) и Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (ок. 1425). Прориси композиций в 3 комплексах имеют сходство, хотя и не копируют друг друга. В иконостасе Троицкого собора представлен и близкий тип изображения пророков - полуфигуры со свитками в руках.

Ап. Павел. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ)

Ап. Павел. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ)


Ап. Павел. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ)

Летописное сообщение 1408 г. о работе мастеров преподобных Андрея Рублёва и Даниила Чёрного над росписью Успенского собора позволило исследователям, прежде всего Грабарю, предположить, что «подписание» храма включало в себя также исполнение иконостаса. Это мнение долго было общепринятым и подверглось обоснованной критике только в последнее время. В. ч. стоит у истоков распространения на Руси высокого иконостаса, композицию к-рого определяет полнофигурный Деисус с иконой «Спас в силах» в центре. Первым, по-видимому, был Деисус Благовещенского собора Московского Кремля, созданный Феофаном Греком в кон. XIV в. как символическая композиция, основанная на тексте Видения прор. Иезекииля (Пуцко. 1995, 1997; Щенникова. 2000; Евсеева. 2000). Иначе осмыслена композиция Деисуса и иконостаса в целом в В. ч. Его состав увеличен за счет праздничного и пророческого рядов, к-рых, по-видимому, не было у Феофана Грека. По-особому решен центральный образ: фигура Христа устойчива, приближена к молящемуся, благословляющий жест правой руки направлен к себе, призывает к вниманию и созерцанию, что соответствует евангельским словам: «Научитесь от Меня…» Спаситель не только обращается к предстоящим, но и несет им Слово, начертанное на страницах крупного выдвинутого на первый план раскрытого Евангелия. Эту интонацию усиливают сдержанное колористическое решение и трактовка славы, окружающей Спасителя: внутренний ромб, символизирующий место постоянного и неизменного пребывания Спасителя, и красный ромб, символ Вселенной, имеют равную величину (Кочетков. 1994. С. 52), благодаря чему они предстают как математическая модель мироздания.

Сретение Господне. Икона из праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире (ГТГ)

Сретение Господне. Икона из праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире (ГТГ)


Сретение Господне. Икона из праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире (ГТГ)

В Деисусе предстоящие святые изображены в молитвенных позах, их жесты сдержанны, не повторяются, и, т. о. создается духовная атмосфера, к-рая сопоставима с изображением «Евхаристии» в монументальной живописи (Ильин. 1970. С. 35). Важными для образов Деисуса В. ч. являются темы покаяния, внутреннего преображения, что подтверждает и текст свитка в руках у Иоанна Предтечи.

Вознесение Господне. Икона из праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире (ГТГ)

Вознесение Господне. Икона из праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире (ГТГ)


Вознесение Господне. Икона из праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире (ГТГ)

В композиции и цветовом решении В. ч. ощущается единство художественной воли, отождествляемой с выдающейся творческой личностью, прежде всего с прп. Андреем Рублёвым. Вместе с тем в исполнении заметны черты сходства с памятниками визант. круга первых десятилетий XV в. В особом иконографическом изводе представлен ап. Павел: он не прижимает, как обычно, Евангелие к груди, а несет его, держа перед собой. Подобное изображение можно видеть на фресках ц. Богородицы в Калениче (ок. 1413, Сербия). судя по иконе «Крещение», в художественную артель, создавшую В. ч., наряду с московскими мастерами входили и балканские художники (Смирнова. 1985), чем могут быть объяснены нек-рые иконографические новации.

Написание В. ч. можно связать с работами по украшению рус. кафедры, начатыми в 10-х гг. XV в. прибывшим на Русь митр. Фотием. Исполнение В. ч. могли поручить главной московской мастерской, в к-рую входил или возглавлял ее прп. Андрей Рублёв. Анализ стиля живописи В. ч. не позволяет согласиться с более поздней датировкой иконостаса, предлагаемой нек-рыми исследователями на основе истолкования письменных источников (Голейзовский, Дергачев. 1986).

Ист.: РГАДА. Монастырский приказ. ф. 237. оп. 1. ч. 2, № 2764 («Опись г. Владимира соборной ц. Успения пресв. Богородицы всякой утвари на 31 листе»); Письмо художника Н. И. Подключникова к Андрею Николаевичу Муравьеву из села Васильевского близ Шуи // Иконописный сб. СПб., 1909. Вып. 3. С. 41-49; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. № 223-225. С. 267-276.

Лит.: Виноградов А., свящ. История Владимирского кафедрального собора. Владимир, 1891, 19052; Грабарь И. Э. Андрей Рублев: Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918-1925 гг. // Вопр. реставрации. М., 1926. Т. 1. С. 7-112; Лазарев В. Н. Андрей Рублев. М., 1960. С. 14-15; Бетин Л. В. Исторические основы древнерусского иконостаса // Дри. М., 1970. [Вып.]: Художественная культура Москвы и прилегающих к ней княжеств XIV-XVI вв. С. 57-72; Ильин М. А. Иконостас Успенского собора во Владимире // Там же. С. 29-40; Гусева Э. К. Иконы «Васильевского чина» и фрески 1408 года Успенского собора во Владимире (К вопросу о манере письма Андрея Рублева) // Вопросы рус. и сов. искусства: Мат-лы науч. конф. ГТг. Янв.-март 1971. М., 1971. Вып. 1. С. 25-32; Плугин В. А. Мировоззрение Андрея Рублёва // Древнерус. живопись как ист. источник. М., 1974; Смирнова Э. С. Иконы праздничного ряда из иконостаса Успенского собора во Владимире // Зограф. Београд, 1985. Вып. 16. С. 55-65; Голейзовский Н. К., Дергачев В. В. Новые данные об иконостасе 1481 г. из Успенского собора Моск. Кремля // Сов. искусствознание. М., 1986. Вып. 20. С. 445-470; Кочетков И. А. «Спас в силах»: развитие иконографии и смысл // Древнерус. искусство: Пробл. иконографии/ Ред.-сост. А. В. Рындина, А. Л. Баталов. М., 1995. С. 45-68; Пуцко В. Г. Византийское наследие в искусстве Моск. Руси: («Спас в силах» в рус. живописи XIV-XV вв.) // ВВ. 1995. Т. 56 (81). С. 266-282; 1997. Т. 57 (82). С. 234-245; Евсеева Л. М. Эсхатология 7000 года и возникновение высокого иконостаса // Иконостас: Происхождение-развитие-символика. М., 2000. С. 411-427; Щенникова Л. А. Древнерус. высокий иконостас XIV - нач. XV в.: итоги и перспективы изучения // Там же. С. 392-408.

Е. Я. Осташенко


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ВАСИЛЬЕВСКИЙ ЧИН" в других словарях:

  • ДЕИСУС — со святыми на плях. Икона. XI в. (мон рь вмц. Екатерины на Синае) Деисус со святыми на плях. Икона. XI в. (мон рь вмц. Екатерины на Синае)Деисус [греч. δέησις моление], образ, в к ром разные святые предстательствуют перед Христом за род… …   Православная энциклопедия

  • АНДРЕЙ РУБЛЁВ — (ок. 1360? 1430?, Андроников московский мон рь), прп. (пам. 4 июля, 12 июня святых, в Андроникове мон ре подвизавшихся, 6 июля в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых), великий рус. иконописец. Письменные свидетельства об А. Р.… …   Православная энциклопедия

  • Варяги — (др. исл. Vaeringjar, греч. Βάραγγοι)  группа в составе населения Древней Руси, этнический, профессиональный либо социальный характер которой вызывает многочисленные дискуссии. Традиционные версии отождествляют варягов с выходцами из… …   Википедия

  • Степногорск (Запорожская область) — У этого термина существуют и другие значения, см. Степногорск (значения). Посёлок городского типа Степногорск укр. Степногірськ Страна …   Википедия

  • Меншиков, светлейший князь Александр Данилович — фаворит Петра I и Екатерины I, открывающий собой ряд русских временщиков XVIII столетия. Год его рождения в точности не известен: по одним известиям (Берхгольц), он родился в 1673 г., по другим (Голиков) в 1670 г. Не вполне выяснено и… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Иконоборство — движение против почитания икон, возникшее в Византии в первой половине VIII века и продолжавшееся почти до середины IX века (об И. в эпоху реформации см. Реформация). В VIII веке каноническая формулировка иконопочитания еще не была установлена, и …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Благовещенский мост (Санкт-Петербург) — У этого термина существуют и другие значения, см. Благовещенский мост. Благовещенский мост …   Википедия

  • Иконоборство — движение против почитания икон, возникшее и Византии впервой половине VIII века и продолжавшееся почти до середины IX века. ВVIII веке каноническая формулировка иконопочитания еще не былаустановлена, и самое иконопочитание часто принимало… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Боссе, Гаральд Юлиус — Это статья про Гаральда Юлиуса Боссе, его сын Гаральд Гаральдович Боссе  также известный архитектор Гаральд Юлиус Боссе (также Юлий Андреевич, Гаральд Андреевич, Гаральд Эрнестович, нем. Harald Julius von Bosse, 1812 1894) … …   Википедия

  • Ростопчин, граф Феодор Васильевич — — обер камергер, Главнокомандующий Москвы в 1812—1814 гг., член Государственного Совета. Род Ростопчиных родоначальником своим считает прямого потомка великого монгольского завоевателя Чингисхана — Бориса Давидовича Ростопчу,… …   Большая биографическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»