- ВАХБ
ибн Муннабих ибн Камил ибн Сайадж, Абу Абдаллах [араб. ] (654 или 655, с. Замар, Йемен - 728 или 732, Сана, Йемен) , мусульм. ученый-традиционалист, принадлежавший к табиун, т. е. к поколению передатчиков предания, получавших информацию непосредственно от сподвижников Мухаммада. Большую часть жизни провел в Сане. Отец В. вел свой род от персов, к-рые завладели Йеменом в конце правления Хосрова I Ануширвана. По преданию, его предки были выходцами из Герата, их родословие, восходящее к шаханшаху Замаспу, сыну Пероза (496-498/9), сомнительно. Мать В. принадлежала к химьяритам, т. е. к коренному оседлому населению доисламской Юж. Аравии, и говорила на «химьяритском языке» (по-видимому, на одном из местных бесписьменных диалектов). Семья В. приняла ислам ок. 630 г., и он с рождения воспитывался как мусульманин, поэтому упоминание его среди «людей Писания», обратившихся в ислам, недостоверно.
В. прославился как один из образованнейших людей своего времени, прекрасный знаток Библии, иудейских и христ. преданий. Приводимые им этимологии имен библейских патриархов, а также переведенные на араб. подлинные цитаты из Свящ. Писания показывают, что он владел древнеевр. и сир. языками. При этом он не проявлял интереса к эпиграфике древнего Йемена, к-рая, очевидно, четко ассоциировалась у него с язычеством. Знание сир. языка, а также ссылки на евангельскую традицию свидетельствуют о принадлежности его предков (вероятно, по материнской линии) к южноаравийским христианам. Во многом благодаря В. их культурное наследие обогатило мусульм. традицию. Приблизительно из 10 приписываемых ему произведений сохранились до наст. времени история царя Давида, книга о походах Мухаммада, а также предание о царях Химьяра в переработке ибн Хишама, т. н. Книга диадем. В. также приписывается первоначальная версия мусульм. псевдо-Псалтири Давида (Забур Дауд), составленной в подражание Корану. Часто В. выдавал за отрывки из древних пророческих книг благочестивые изречения, сочиненные другими или даже им самим. Отсюда явно фантастические сведения о 92 писаниях, с к-рыми он ознакомился.
В. вел благочестивый образ жизни и был тверд в вере. Обратил в ислам йеменского христианина Гавриила, у к-рого изучал Евангелие. Был имамом (настоятелем мечети) жителей Саны, а при халифе Умаре II (717-720) занимал в этом городе пост кади (мусульм. судьи). Интересовался богословскими вопросами: из кадарита (сторонника свободы воли) стал приверженцем абсолютного Божественного предопределения, ссылаясь при этом на писания иудеев и христиан. Скончался после побития палками, к к-рому его приговорил йеменский наместник. Могила В., расположенная рядом с соборной мечетью Саны, почитается до наст. времени.
Соч.: Вахб б. Мунаббих. Кита б ат-ти джа н фи мулу к Химйар / Рива йат Аби Мухаммад ‘ Абд ал-Малик б. Хиша м. Сана, [19802]; Khoury R. G. Wahb b. Munabbih. Wiesbaden, 1972. T. 1: Der Heidelberger Papyrus PSR Heid Arab 23. Leben und Werk des Dichters. (Codices Arabici Antiqui. Bd. 1). S. 33-115 [Geschichte Davids], S. 117-175 [Biographien und Maga z des Propheten Muhammad].
Ист.: Ахмад б. ‘Абдалла х ар-Ра зи ас-Сан‘а ни . Кита б та'ри х мади нат Сан‘а '. Тахки к Хусайн ‘Абдалла х ал-‘Умари ва-‘Абд ал-Джабба р Закка р. Дамаск, 1974. С. 367-417; Ибн Хаджар ал-‘Аскала ни . Тахзи б ат-тахзи б. Дж. 11. Хайдарабад (Декан), 1327 г. хиджры [1868/1869]. С. 166-168; Ибн Халлика н. Вафайа т ал-а‘йа н ва-анба ' абна ' аз-зама н. Тахки к Ихса н ‘Абба с. Мудж. 6. Бейрут, б. г. С. 35-36 (№ 772); The Irshád al-aríb ilá ma‘rifat al-adíb or Dictionary of the Learned Men of Yáqút / Ed. by D. S. Margoliouth. L., 1926. Vol. 7. («E. J. W. Gibb Memorial» Ser. Vol. 6, 7). P. 232; Kitâb al-Fihrist mit Anmerkungen / Hrsg. von G. Flügel. Lpz., 1871. Bd. 1. S. 22.
Лит.: Французов С. А. Псевдо-Псалтырь Давида в мусульманской традиции: История изучения и общая характеристика жанра // ХВ. 2001. Т. 3 (9). С. 269-296; Frantsouzoff S. A. On the Origin of the Arabic Alphabetic Letter-Order // Proc. of the 17th Congr. of the Union européenne des arabisants et islamisants. St.-Pb., 1997. P. 69-70; Horovitz J. Wahb b. Munabbih // EI. Vol. 4. P. 1084-1085; Sezgin F. Geschichte des Arabischen Schrifttums. Leiden, 1967. Bd. 1. S. 305-307.
С. А. Французов
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.