ВЕЛИКОУСТЮЖСКИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

ВЕЛИКОУСТЮЖСКИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Собор арх. Михаила. Икона. Кон. XIII в. (ГРМ)

Собор арх. Михаила. Икона. Кон. XIII в. (ГРМ)


Собор арх. Михаила. Икона. Кон. XIII в. (ГРМ)

в г. Вел. Устюг Вологодской обл. Основан, по-видимому, в 1276 г. О существовании мон-ря во 2-й пол. XIII в. свидетельствуют происходящие из него памятники: храмовая икона «Собор архангела Михаила» (кон. XIII в., ныне в собр. ГРМ) и обнаруженная в 1846 г. П. И. Савваитовым в замурованной монастырской келье Служебная Минея XIII в. (см.: Вздорнов. Кат. № 11). В РГБ сохранились 2 фрагмента Минеи: Q. п. I. 53 (СК XI-XIII. № 278) и Унд. № 968 (СК XIV. Вып. 1. Прилож. 2. № 39), на одном имеется запись Григория, «стяжавшего книгы сия святому архангелу Михаилу в монастырь в век». С кон. XVII в. появляются противоречивые летописные свидетельства об основании мон-ря. В 1-й редакции Устюжского летописца 1681 г. (ПСРЛ. Т. 37. С. 108) основателем обители назван прп. Киприан Устюжский, современник блж. Прокопия Устюжского († 1303). Во 2-й редакции Устюжского летописца 1746 г. (Там же. С. 110) впервые приведены даты основания В. м.- 1216 г. и кончины прп. Киприана - 29 сент. 1293 г. В Летописце священника устюжского Успенского собора Л. Вологодина 1765-1767 гг. (Там же. С. 8-14, 129) рассказывается, что прп. Киприан в 1212 г. поселился в келье за стеной Устюга «при семи езерах». Когда собралась братия, «по желанию и усердию» горожан началось строительство мон-ря, игуменом к-рого прп. Киприан оставался до своей кончины, последовавшей 29 сент. 1276 г. Л. В. Мошкова и А. А. Турилов предложили др. датировки основания мон-ря - 1276 г.- и кончины его основателя - 29 сент. 1296 г.- с учетом расхождений, имеющихся в летописных датах смерти прп. Киприана, и возможных ошибок в передаче писцами кириллической цифири (Мошкова, Турилов. С. 53-54).

Прп. Киприан Устюжский. Икона. XIX в.

Прп. Киприан Устюжский. Икона. XIX в.


Прп. Киприан Устюжский. Икона. XIX в.

Согласно Летописцу Вологодина, жители Устюга «многая от иждивений своих» вкладывали в обитель, в XIII в. были построены деревянные Введенская ц. и храм арх. Михаила, неск. иноческих келий, ограда. В XIII - 1-й пол. XVI в. В. м. входил в систему обороны города, являясь передовым форпостом на его сев. окраине; неоднократно подвергался нападениям вятчан, казанских татар и черемис. В XV в. на вост. стороне мон-ря были поставлены входные ворота, над ними башня с бойницами в 3 ряда. При архим. Герасиме I вел. кн. Василий III Иоаннович пожаловал В. м. несудимую грамоту (8 сент. 1510), впосл. неоднократно подтверждавшуюся рус. правителями.

Под 1517 г. обитель упоминается в Устюжском летописном своде и памятниках позднейшего местного летописания в связи с чудесным истечением здесь 23 мая после литургии мира от икон «Воскресение Христово», «Патерик, на ней же писан рай на востоце» и от 7 клейм иконы «Пятидесятница» (ПСРЛ. Л., 1982. Т. 37. С. 54, 102, 108).

Вид мон-ря с юго-запада. Слева — ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. 1653 г. Фотография. 70-е гг. XX в.

Вид мон-ря с юго-запада. Слева — ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. 1653 г. Фотография. 70-е гг. XX в.


Вид мон-ря с юго-запада. Слева — ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. 1653 г. Фотография. 70-е гг. XX в.

Во 2-й редакции Устюжского летописца под 1619 г. помещены рассказы о явлении прп. Киприана Устюжского в 1616 или 1617 г. монастырскому сторожу новокрещеному И. Карымцу, под 1622 г. об исцелении монастырского слуги И. Александрова и 3 недатированных сообщения, предшествующие построению теплой каменной Введенской ц. и повествующие о явлениях преподобного келарю мон. Иосифу с требованием перенесения раки (Там же. С. 121-123). Еще 2 явления начальника обители тому же (?) Иосифу помещены под 1678 и 1679 гг. (Там же. С. 123). Рассказы явно восходят к записям, современным событиям.

В Смутное время (нач. XVII в.) В. м. давал значительные денежные суммы московским царям и платил большие налоги, что опустошило монастырскую казну. В сотной книге 1630 г. среди монастырских построек упомянуты деревянные теплая Введенская ц. с трапезной и келарской, колокольня, 20 братских келий, 3 больничные кельи. 28 апр. 1636 г. сгорели Введенский храм, часовня, колокольня и кельи, остались лишь поварня, хлебня, погреба и сушила. В XVI-XVII вв. настоятели В. м. являлись представителями епархиального архиерея в Устюжском крае, осуществляли надзор за духовенством, имели право освящения новопостроенных храмов.

Каменные храмы и др. постройки

Каменное строительство в В. м. началось при архим. Игнатии (1642-1658). По благословенным грамотам Ростовских и Ярославских митрополитов Варлаама II (26 мая 1651) и Ионы (Сысоевича) (2 авг. 1653) иждивением устюжского купца Н. Ф. Ревякина на месте сгоревшей была построена и в 1653 г. освящена теплая ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. Одноглавый одноапсидный бесстолпный храм почти лишен декоративного убранства: фасад украшен простыми карнизами, полукруглыми закомарами, широкими лопатками на углах объемов. Примыкающая к церкви с запада трапезная состояла из обширной одностолпной палаты для общих трапез и хоз. помещений (келарской, кладовых, хлебопекарни). В храме стоял трехъярусный позолоченный иконостас. В XVIII в. древнюю луковичную главку Введенской ц. заменили на барочную, окна растесали, изменили интерьер: в 1765 г. в алтаре и трапезной были сложены печи из зеленых изразцов. В 1782 г. в храме был поставлен новый позолоченный иконостас, резные царские врата с сенью, все местные образа написаны устюжским иконописцем К. Волковым. В 1842 г. были устроены 3 входа из трапезной в церковь, упразднена палатка, увеличена паперть. В 1845 г. в трапезной поставили новый иконостас, украшенный резьбой и позолотой, поновлялись иконы.

Церковь во имя Собора арх. Михаила. 1653–1656 гг. Фотография. Кон. XX в.

Церковь во имя Собора арх. Михаила. 1653–1656 гг. Фотография. Кон. XX в.


Церковь во имя Собора арх. Михаила. 1653–1656 гг. Фотография. Кон. XX в.

В 1653-1656 гг. по грамоте Ростовского митр. Ионы иждивением Ревякина был построен холодный 5-главый 4-столпный на подклете храм во имя Собора арх. Михаила. Крытые каменные переходы соединяли Архангельский собор с Введенской ц. Особенностью собора явилось отсутствие полукруглых апсид на востоке центрального четверика - алтарь имел редко встречающуюся в монастырских храмах прямоугольную форму. Традиц. полукруглые алтарные апсиды имелись в сев. приделе свт. Николая Чудотворца и юж. приделе Входа Господня в Иерусалим (в 1789 сев. придел был обращен в жертвенник, южный - в ризницу). Храм венчали 5 деревянных, обитых белым железом луковичных глав. Внешний облик собора отличался простотой и лаконизмом декоративного убранства. Только барабаны глав были богато украшены аркатурно-колончатыми поясами, поребриком и сухариками. В соборе стоял тябловый 4-ярусный иконостас, замененный в 80-х гг. XVIII в. на резной золоченый 3-ярусный работы мастеров М. Шурухина, И. Кулакова, С. Соколова и Н. Лодвикова. Приделы свт. Николая и Входа Господня в Иерусалим имели 2-ярусные иконостасы с резными царскими вратами, сенью и столбцами. Первоначально собор был расписан. Сохранившаяся стенопись «Притчи старческие» датируется рубежом XVII-XVIII вв., остальные росписи паперти выполнены позднее. Во 2-й пол. XVIII в. стенопись была поновлена, ок. 1900 г. забелена.

Одновременно с собором в сер. 50-х гг. XVII в. была выстроена каменная восьмигранная шатровая колокольня. Ее монументальное четырехгранное трехъярусное основание несло открытый восьмерик звона, над к-рым поднимался стройный шатер с 2 рядами оконцев-слухов, завершенный небольшой луковичной главкой с крестом. В 1750 г. на колокольне были установлены часы с боем.

Церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. 1682–1688 гг. Фотография. 70-е гг. ХХ в.

Церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. 1682–1688 гг. Фотография. 70-е гг. ХХ в.


Церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. 1682–1688 гг. Фотография. 70-е гг. ХХ в.

В 1682-1688 гг. по храмозданной грамоте первого Великоустюжского и Тотемского архиеп. Геласия на средства дьяка Мироносицкой ц. И. Мальцева перед зап. входом в Архангельский собор была возведена надвратная ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери. Строили ее специально для Владимирского образа, написанного устюжским иконописцем А. Соколовым с московской святыни. Издавна существовавший в рус. зодчестве тип надвратных храмов получил здесь своеобразное композиционное решение. Над 3-пролетными св. вратами, имевшими проезд в центре и более узкие проходы по бокам, возвышался четверик с 3-апсидным алтарем и крытой папертью-галереей, опиравшейся на 3 мощных, разных по форме (внешние - цилиндрические, внутренний - кубышкой) столба-пилона, соединенные асимметричными широкими арками. Храм был увенчан луковичной главой на круглом барабане с аркатурно-колончатым поясом и кокошниками в основании. Владимирская ц. отличалась богатством и разнообразием архитектурного декора. Наиболее выразителен главный - зап. фасад здания, украшенный традиционными для XVII в. лопатками и полуколонками, фризами и ширинками, разнообразными узорными наличниками окон и нишами-киотами, карнизами и кокошниками. Великолепны нарядные перспективные порталы с колонками, оформляющие проезд и боковые входы. В XVIII в. обитая белым железом луковичная глава была заменена на железную шаровидную, деревянный крест - на ажурный металлический. Во 2-й пол. XIX в. с юж. стороны к храму были пристроены палатки и одноэтажные больничные кельи.

В 1695 г. по грамоте Великоустюжского архиеп. Александра на сев.-вост. стороне мон-ря, при больничных кельях, была построена каменная ц. во имя Всех святых, одноэтажная, с небольшой полукруглой апсидой. В 1786 г. храм был перестроен в домовую церковь архимандритов мон-ря: устроены проходы во внутренние покои, к зап. стене пристроены хоры.

Церковь в честь Преполовения Пятидесятницы. 1710–1711, сер. XVIII — нач. ХХ в. Фотография. 2003 г.

Церковь в честь Преполовения Пятидесятницы. 1710–1711, сер. XVIII — нач. ХХ в. Фотография. 2003 г.


Церковь в честь Преполовения Пятидесятницы. 1710–1711, сер. XVIII — нач. ХХ в. Фотография. 2003 г.

По храмозданной грамоте архиеп. Великоустюжского Иосифа (1710) над могилой прп. Киприана Устюжского в 1711 г. была построена небольшая ц. в честь Преполовения Пятидесятницы. По богатству декоративного убранства фасадов ц. Преполовения Пятидесятницы уступала др. устюжским храмам нач. XVIII в. Пилястры в простенках между окнами и по углам были уравновешены 2 горизонтальными валиками вдоль всего фасада над и под окнами, дополнительно обрамленными вертикальными валиками с 2 сторон, и 3-м валиком по верху четверика под городчатым карнизом. При оформлении окон четверика впервые в устюжском зодчестве был применен новый тип декора, придававший нарядность,- наличники в виде прорисованных бровок. В сер. XVIII в. с зап. стороны к церкви была пристроена каменная паперть, декоративное убранство к-рой в целом повторяло декор четверика. В 1809 г. с сев. стороны к храму пристроили 2 небольшие каменные палатки, одна из к-рых в 1848 г. стала приделом во имя прп. Киприана. С 1842 г. с зап. стороны к храму была пристроена трапезная, а к ней в 1845 г.- тесовая (с 1910 кирпичная) паперть. К нач. ХХ в. в результате пристроек первоначально небольшой храм Преполовения увеличился в размерах в 3 раза.

Западные ворота мон-ря. 1734–1737 гг. Фотография. 2003 г.

Западные ворота мон-ря. 1734–1737 гг. Фотография. 2003 г.


Западные ворота мон-ря. 1734–1737 гг. Фотография. 2003 г.

В 1734-1737 гг. мон-рь обнесли каменной оградой, в 1734-1735 гг. к северу от собора был построен каменный настоятельский корпус, в 1736-1737 гг. вдоль вост. стены - 2-этажный братский корпус, одноэтажный корпус с жилой кельей, 3 погребами и 2 поварнями (в этом корпусе в нач. ХIХ в. размещалось ДУ), неск. хозяйственных зданий. В 1896-1897 гг. во Введенском храме было устроено помещение для миссионерской школы и хоры для певчих, в теплом переходе между Введенским и Архангельским храмами разместились 5 братских келий. C 1737 г. в корпусах В. м. существовала семинария, в 1786 г. переведенная в Вологду.

Насельники

По писцовой книге 1626 г., в В. м. помимо архимандрита, келаря и казначея жили 125 чел., в 1668 г. числились 62 старца, 24 больничных старца и 206 вкладчиков-бельцов. В 1764 г. В. м. был отнесен ко 2-му классу, по штату, в обители жили архимандрит, казначей, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона, 2 пономаря, «просвиряк», ключник, чашник, подьячий, 16 «служителей» для архимандрита и «прочих в монастыре потребных служб», а также 30 заштатных «больничных» монахов, 4 «больничных» иеромонаха. К 1863 г. в мон-ре вместе с насельниками приписных обителей числились 25 чел., из них 15 монашествующих и 10 послушников, к нач. XX в.- 19 чел.

О настоятелях В. м. до нач. XVI в., кроме прп. Киприана, ничего неизвестно. В XVI-ХIХ вв. во главе обители стояли архимандриты (за исключением периода с 1 нояб. 1786 по 13 окт. 1799, когда мон-рем управлял последний епископ упраздненной Великоустюжской епархии). При архим. Иове I (1536-1551, 1554-1567) царь Иоанн IV Грозный 17 мая 1550 г. дал мон-рю несудимую грамоту: «А кому будет чего искати на самом архимандрите, то его судит епископ Пермский и Вологодский Киприан, а старцев архангельских судит меж их архимандрит сам». 8 окт. 1627 г. архим. Варлаам после 13-летнего управления обителью был хиротонисан во архиепископа Вологодского и Великопермского. В 1697 г. архим. Иосиф III (1684-1701), первым из настоятелей В. м., получил Патриаршую благословенную грамоту на ношение «ради чина и всякого церковного благолепия» на богослужениях «среброкованной шапки». После учреждения в 1888 г. Великоустюжского вик-ства Вологодской епархии настоятелями обители были викарные епископы.

Земельные владения и материальное обеспечение

С XVI в. В. м. являлся крупным землевладельцем на Русском Севере, угодья обители находились в Устюжском и Усольском уездах. В Устюге мон-рь имел лавки в торговых рядах, амбары, держал перевоз на р. Сухоне. По прошению келаря Антония с братией царь Василий Иоаннович Шуйский грамотой от 2 мая 1610 г. освободил на год деревни обители от поборов и податей. С 1667 г. мон-рю принадлежала вотчина на р. Исеть в Зап. Сибири, состоявшая из 3 деревень и слободы, в к-рых проживало 458 чел. (К 1763 г. в Исетской заимке мон-рю были приписаны теплая ц. во имя архистратига Михаила и холодный храм во имя святых Прокопия и Иоанна Устюжских, деревянная колокольня, хозяйственные постройки. Оброк с заимки составлял 6 р. в год и 141 четв. хлеба.) Во 2-й пол. XVII в. мон-рь получил неск. царских грамот (1663, 1677, 1681, 1683 гг. и др.) на владение покупными и закладными деревнями и уплату податей. В 1763 г. В. м. владел 167 деревнями, в к-рых проживали 2315 чел. В 1786 г., в связи с упразднением Великоустюжской епархии, к обители было приписано с. Богородское с каменной ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери, основанное в сер. XVIII в. для летнего пребывания архиереев. С 13 окт. 1842 до 1912 г. к В. м. был приписан великоустюжский Гледенский мон-рь с земельными угодьями, в 1860 г. приписан Лальский мон-рь в Вологодской губ. В 1865 г. В. м. принадлежало 206 дес. 800 кв. саж. земли, в 1917 г.- 199 дес. 1011 кв. саж. пахотной и сенокосной земли, лесная дача в 50 дес., 2 мельницы. Доходы обители составляли 8282 р. 11 к.

Святыни

В обители почитался прп. Киприан, мощи к-рого к 2004 г. пребывают под спудом в храме Преполовения Пятидесятницы. В XIX в. над его захоронением поставили каменную гробницу с изображением святого на холсте и положили камень,- один из тех валунов, к-рыми, по преданию, св. Киприан отмечал территорию мон-ря. У ворот обители, на месте кончины блж. Прокопия Устюжского, в XIV в. был установлен деревянный крест, в XVII в. замененный белокаменным. В 1707 г. крест был обрамлен иконной рамой, ее клейма изображали Страсти Христовы, в 1737 г., в связи со строительством каменной ограды, его перенесли в трапезную Введенской ц. (в наст. время находится в коллекции Великоустюжского музея-заповедника). В нач. ХIХ в. на месте кончины подвижника была построена каменная часовня. Находившаяся в Архангельском храме мон-ря икона «Собор архангела Михаила» (кон. XIII в.) ныне в ГРМ.

Библиотека

Согласно сотной книге 1630 г., в В. м. имелась небольшая б-ка, состоявшая из 47 кодексов, в основном рукописных. Неск. рукописей б-ки находятся в составе Великоустюжского собр. РГБ и Устюжского собр. БАН. Монастырской б-ке принадлежал сборник кон. XIII - нач. XIV в. («Устюжская Кормчая» - РГБ. Рум. № 230), содержащий древнейший список Номоканона в переводе св. равноап. Мефодия и составленный св. Мефодием «Закон судный людям». В 1910 г. по благословению Великоустюжского еп. сщмч. Алексия (Бельковского) при В. м. открылось древлехранилище, куда поступили архив бывш. Великоустюжской консистории и духовного правления, архивы ряда мон-рей.

В. м. в XX в.

В сент. 1918 г. представители сов. власти произвели обыск в В. м., были изъяты ценные вещи, деньги и продукты питания. 31 дек. 1918 г., согласно договору с Великоустюжским уездисполкомом, имущество и здания обители перешли в ведение церковной общины при мон-ре, к-рая вскоре была упразднена. 1 дек. 1924 г. на заседании секретариата Северо-Двинского губисполкома принято постановление о передаче Владимирской надвратной ц. и Михаило-Архангельского собора, как «имеющих художественно-археологическую ценность», в распоряжение губернского музея. До 1941 г. на территории В. м. размещались концлагерь, губернский исправительно-трудовой дом, следственное отделение, тюрьма. Последний настоятель В. м.- Великоустюжский еп. сщмч. Алексий (Бельковский) после закрытия мон-ря был возведен в сан архиепископа, 30 июля 1923 г. вступил в управление Великоустюжской епархией, ставшей к этому времени самостоятельной. В 1937 г. 95-летний старец был арестован и заключен в тюрьму, находившуюся на территории В. м., через месяц скончался, был тайно погребен на городском кладбище. В 1941-1945 гг. монастырские здания были заняты перебазированным в Вел. Устюг Пуховичским военно-пехотным уч-щем. С 1945 г. на территории В. м. расположен Великоустюжский автодорожный техникум.

Арх.: Великоустюжский филиал ГАВО. Ф. 363, 364, 436, 496; Фадеева Г. В. Михаило-Архангельский мон-рь: Ист. справка // ВУИАХМЗ. Науч. архив. 1975. Ркп.; она же. Церковь Преполовения Пятидесятницы: Ист. справка // Там же. 1979; Роднин Н. Н. Церковь Введения во храм Пресв. Богородицы Михайло-Архангельского мон-ря: Ист. справка // Там же. 1980; он же. Настоятельские кельи XVII-XVIII вв. Михаило-Архангельского мон-ря: Ист. справка // Там же. 1982; Гусев А. Н. Архангельский собор Михаило-Архангельского мон-ря: Ист. справка // Там же. 1987.

Ист.: Шляпин В. П. Акты Великоустюжского Михаило-Архангельского мон-ря. Вел. Устюг, 1912-1913. 2 ч.; Описание Вел. Устюга в Устюжской писцовой книге «Письма и меры Микиты Вышеславцова да подьячего Агея Федорова 131, и 132, и 133, и 134 году» / Публ. Ю. С. Васильева, Р. П. Биланчука, С. Е. Замраева // Бысть на Устюзе... Вологда, 1993. С. 160-232; Житие св. прав. Прокопия Устюжского. М., 2003. С. 56-61.

Лит.: Августин, архим. Описание Великоустюжского Архангельского мон-ря // Вологодские ГВ. 1847. № 8. С. 73-79; № 9. С. 83-87; Савваитов П. Описание Великоустюжского Архангельского и приписного к нему Троицко Гледенского мон-рей. СПб., 1848; Голосов А. Великоустюжский Михаило-Архангельский мон-рь // Вологодские ЕВ. 1900. № 1, 4-6, 10, 14, 15, 18, 20; 1901. № 1, 3, 6, 8; Дунаев Б. И. Город Устюг Великий. М., 19192; Подъяпольский С. С. По Сухоне и Сев. Двине. М., 1969; Вздорнов Г. И. Икона «Собор архангелов Михаила и Гавриила» из Великого Устюга // Сообщ. ВЦНИЛКР. М., 1971. Вып. 27. С. 141-162; Шильниковская В. П. Вел. Устюг. М., 1973; Вздорнов Г. И. Искусство книги в Древней Руси: Рукоп. кн. Сев.-Вост. Руси XII - нач. XV в. М., 1980; Зенкова О. Б. Сибирская вотчина Устюжского мон-ря // Устюжане в Сибири, на Дальнем Востоке и в Рус. Америке, XVII - 1-я пол. XIX в. Вел. Устюг, 1998. С. 43-51; Мошкова Л. В., Турилов А. А. «Плоды ливанского кедра». М., 2003. С. 53-54.

Л. Г. Конусова, Л. Н. Сыроватская, Г. Н. Чебыкина


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»