- ВЕЛИМИРОВИЧ
М. Велимирович. Фотография. 2001 г.
М. Велимирович. Фотография. 2001 г. [Velimirovič] Милош (10.12.1922, Белград - 18.04.2008), амер. музыковед, исследователь визант. и слав. муз. культур. В 1940 г. окончил Белградскую муз. школу (ныне им. С. Мокраняца) как скрипач и пианист. В 1941 г. после прекращения занятий в Белградском ун-те в связи с началом второй мировой войны и нем. оккупации Югославии В. поступил в Музыкальную академию и продолжил занятия по классам скрипки (у П. Стояновича) и фортепиано (у Е. Крстич). В 1943 г., избежав работы на рудниках, он сумел сформировать маленький муз. ансамбль, игравший в лагерях серб. молодежи нем. полувоенной строительной орг-ции Тодта. В дек. 1943 г. бежал в Белград; в апр. 1944 г. из-за амер. бомбардировки Белграда присоединился к войскам генерала Д. Михайловича, занимался составлением ежедневных сводок новостей. В 1945 г. был взят в плен силами И. Б. Тито, однако был определен в Клуб 23-й дивизии Югославской армии с предписанием создать джаз-банд совместно с музыкантами разных подразделений. В связи с выборами 1945 г. был арестован за причастность к силам Михайловича, провел 9 месяцев в штрафном батальоне в Словении. В 1946 г. возвратился в дивизию, располагавшуюся близ Триеста, на место пианиста и руководителя клубного ансамбля. В 1947 г. вернулся после военной службы в Белград, где продолжил занятия в Музыкальной академии (1947-1952) по фортепиано, композиции (у М. Логара) и с 1948 г. в качестве музыковеда, а также в ун-те (1947-1951) на отд-нии изящных искусств философского фак-та (среди учителей - историк-византинист Г. Острогорский). В 1950-1951 гг. в качестве ассистента проф. А. Лорда (Гарвардский ун-т, США) занимался собиранием эпической поэзии, гл. обр. репертуара мусульм. певцов, поющих с аккомпанементом гусле, в т. ч. в Македонии.С 1952 г. учился в Гарвардском ун-те у О. Гомбоши (история музыки, муз. палеография), Р. Томпсона (контрапункт), С. Таттла (библиография, музыка англ. верджинелистов); в 1953 г. получил диплом магистра искусств. В 1954 г. начал заниматься визант. пением и нотацией с Э. Веллесом, под рук. к-рого в качестве стипендиата центра Дамбартон-Окс готовил докт. дис., посвященную Ирмологию. После присуждения степени д-ра (1957) преподавал в Йельском ун-те (1957-1969), ун-те Висконсина (Мадисон, 1969-1973, профессор), Вирджинии (Шарлотсвилл, 1973-1993, профессор; в 1974-1977 глава кафедры музыки, в 1990-1993 директор Центра рус. и восточноевроп. исследований, с 1993 почетный профессор музыки). В 1963-1964 гг. работал в монастырских б-ках Св. Горы Афон и в мон-ре св. Иоанна Богослова на Патмосе в качестве стипендиата фонда Морса (Morse Fellowship) и фонда Фулбрайта (Fulbright Fellowship), в 1985 - в Югославии как профессор (Distinguished Professor) фонда Фулбрайта. В 1988 г. выступал с докладами на конференциях, посвященных 1000-летию Крещения Руси, организованных РПЦ в Ленинграде и Библиотекой Конгресса США совместно со Смитсоновским ин-том в Вашингтоне. Участник многочисленных международных научных конгрессов в США, Югославии, Болгарии, Чехословакии, Польше, России, Украине.
Основной сферой научных интересов В. являются визант. и ранняя форма древнерус., а также южнослав. невменные нотации в их эволюции. Одно из важнейших направлений исследовательской работы В. отражено в названии докт. дис.- «Византийские элементы в раннем славянском пении: Ирмологий» (Byzantine Elements in Early Slavic Chant: The Hirmologium. Copenhagen, 1960. Pars Principalis et Pars Suppletoria. (MMB, Subsidia; 4)). В. изучал Ирмологий в контексте истории жанра канона, занимался классификацией списков этой певч. книги по 2 основным типам: порядок канонов и порядок песней, сделал их научное описание, определил состав пространной и сокращенной редакций Ирмология, исследовал формульный мелос ирмосов и их композиционную структуру, параллели визант. и древнерус. мелоса. В. занимается также разработкой проблем слав. гимнографии (стихиры святым Борису и Глебу, канон вмч. Димитрию Солунскому), исследованием трудов визант. и слав. мелодов (св. Феолипта, митр. Филадельфийского, протопсалта Иоанна Ватаца (XV в.), Иоанна Ласкаря Пигонита, лампадария Петра Пелопоннесского и др.), а также музыкантов более позднего времени (К. Ивановича из Будвы, первого историка венецианской оперы XVII в.; хорват. композитора Ивана Сибенчанина (итал. Giovanni Sebenico)). В.- редактор научных сборников: Studies in Eastern Chant (L., 1966-1973. Vol. 1-3; Crestwood (N. Y.), 1979. Vol. 4), From Idea to Sound (Kraków, 1993), Christianity and the Arts in Russia (Camb., 1991, совм. с У. К. Брумфильдом) и др.
Соч.: Liturgical Drama in Byzantium and Russia // DOP. 1962. N 16. P. 351-385; Структура старословенских музичких Ирмолога // Хиландарски зб. Београд, 1966. Вип. 1. С. 139-161; Unknown Stichera for the Feast of St. Athanasios of Mt. Athos // Ibid. P. 108-129; Preparation of an Inventory of Old Slavic Mus. Manuscripts // Anfä nge der slav. Musik. Bratislava, 1966. S. 173-178; Byzantine composers in ms Athens 2406 // Essays presented to E. Wellesz. Oxf., 1966. P. 7-18; The Influence of the Byzantine Chant on the Music in the Slavic Countries // Proc. of the 13th Intern. Congr. of Byzantine Studies. L., 1967. P. 119-140; An Unusual Russian ‘Spiritual verse' // Ibid. P. 166-172; Present Status of Research in Byzantine Music // Acta musicologica. 1971. N 43. P. 1-20; The Present State of Research in Slavic Chant // Ibid. 1972. N 44. P. 235-265; The Byzantine Heirmos and Heirmologion // Gattungen der Musik in Einzeldarstellungen: Gedenkschrift L. Schrade. Bern; Münch., 1973. 1. Folge. S. 192-244; The Grigorovich Heirmologion: Table of Concordances // Fundamental problems of Early Slavic music and poetry: Stud. on the Fragmenta Chiliandarica Palaeoslavica. Copenhagen, 1979. Vol. 2. P. 171-195. (MMB, Subs.; 6); The Slavic Responce to Byzantine Mus. Influence // Musica Antiqua Europae Orientalis: Acta congressus, VI. 1982. P. 727-736; Beginnings of National Music Cultures among the Southern Slavs // Serbian Studies. 1982/1983. Vol. 2. N 1. P. 61-70; A Papadike in the Hilandar ms 703/II // Dzielo muzyczne: Teoria, Historia, Interpretacja: Prof. J. Chomińskiemu. Kraków, 1984. P. 31-38; The melody of the 9th-century Kanon for St. Demetrius // Russian and Soviet Music: Essays for B. Schwarz. Ann Arbor, 1984 [1985]. P. 9-34; Some Letters of P. Chesnokov in the United States // Slavonic and Western Music: Essays for G. Abraham. Ann Arbor, 1985. P. 253-269; Byzantine Mus. Traditions among the Slavs // The Byzantine Tradition after the Fall of Constantinople. Charlottesville, 1991. P. 95-105; Reflections of Music and Musicians in Byzantium // To Hellenikon: Stud. in Honor of S. Vryonis Jr. New Rochelle (N. Y.), 1994. Vol. 1. P. 451-463; Originality and Innovation in Byzantine Music // Originality in Byzantine Literature, Art and Music. Oxf., 1995. P. 189-199; Problems of Evolution in Meaning in the Russian Neumatic Notation Between the 14th and 17th Centuries // Cantus planus. Bdpst., 1995. Vol. 2. P. 465-472; History of Art Music in Serbia // Serbian Studies. [1995]. Vol. 9 (1-2). P. 80-87; [1996]. Vol. 10 (1). P. 42-58; Russian mus. azbuki: A Turning Point in the History of Slavonic Chant // The Study of Medieval Сhant. Camb., 2001. P. 257-268.
И. Е. Лозовая
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.