- ВЕРРИЯ
[Верия; греч. Βέῤῥοια, Βέροια], город в обл. Македония (Греция) и митрополия Элладской Православной Церкви. Находится в 75 км к юго-западу от Фессалоники, у подножия горного массива Вермион.
История
Древнейшей археологической находкой на территории В. является захоронение раннего железного века (X-VIII вв. до Р. Х.). О существовании поселения на этом месте свидетельствует некрополь классического периода (кон. V - нач. IV в. до Р. Х.). В письменных источниках В. впервые упоминается под 431 г. до Р. Х. в связи с неудачной осадой В. афинянами во время их похода на Халкидику в ходе Пелопоннесской войны (Фукидид. История. I 61, 4). С III в. до Р. Х. начинается экономический расцвет В. С постепенным упадком соседней Пеллы (ставшей столицей при македонском царе Филиппе II) и вхождением Македонии в состав Римской империи (148 г. до Р. Х.) В. превращается в один из важнейших центров этого региона. Она являлась главным городом Македонского союза (κοινόν τῶν Μακεδόνων). В эпоху поздней античности В. входила в состав пров. Македония Первая.
Вима ап. Павла
Вима ап. ПавлаСохранились остатки агоры, городских стен, сооруженных в нач. III в., и центральной городской улицы рим. периода (параллельная совр. ул. Венизелу). О существовании гимнасия, амфитеатра и многочисленных храмов известно только из сочинений античных авторов.В 51 или 54 г. из Фессалоники в В. прибыли апостолы Павел и Сила и проповедовали в синагоге. «Здешние [иудеи] были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так. И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало» (Деян 17. 10-12). Когда фессалоникийские иудеи стали возмущать против апостолов народ, ап. Павел удалился в Афины, а в городе остались апостолы Сила и Тимофей (Деян 17. 13). На месте проповеди ап. Павла (сохр. ступени вимы - ораторской трибуны) в наст. время воздвигнут монумент. Согласно Апостольским спискам, первым епископом В. был ап. Карп (Dolbeau. P. 67). По преданию, он скончался в этом городе и здесь хранились его мощи. В «Апостольских постановлениях» (Const. Ap. VII, 46) первым епископом назван ап. Онисим (Funk. T. 1. P. 454). Один из спутников ап. Павла - Сосипатр Пирров - был родом из В. (Деян 20. 4).
Мозаичный пол базилики около ц. св. Патапия. IV-V вв.
Мозаичный пол базилики около ц. св. Патапия. IV-V вв.Во время гонений 276-282 гг. в В. пострадала прмц. Иерусалима.К 343 г. относится первое достоверное упоминание епископской кафедры в В. (еп. Веррийский Геронтий участвовал в Сардикийском Соборе - Mansi. T. 3. Col. 39, 42). Веррийская епископия находилась в подчинении архиепископа Фессалоники (Darrouzès. Notitiae. P. 278, 299, 316, 358, 371). На протяжении всего визант. периода В. в политическом, экономическом и культурном отношении была тесно связана с Фессалоникой.
В В. сохранились остатки церковных построек: баптистерия IV в. и 3-нефной базилики V в. (видимо, служившей кафедральным храмом) с мозаичными полами (ок. ц. св. Патапия), базилики VI в. с мозаичным изображением павлина (ул. Каратасу). Мн. визант. храмы были воздвигнуты на развалинах раннехрист. базилик: Старая Митрополия, ц. Сретения Господня (Панагуда), ц. св. Анны и, возможно, древнейшая часть ц. св. Стефана.
В VII в. равнина вокруг города была заселена слав. племенем драгувитов. В кон. VIII в. имп. Ирина отстроила В. и назвала ее своим именем - Иринуполь, хотя нек-рые исследователи относят это известие к В. Фракийской (совр. Стара-Загора) (Χιονίδης. Τ. 2. Σ. 14-18). В 904 г. город был разграблен арабами. В Х в. В. входила в Фессалоникийскую фему. Эскуриальский Тактикон (Х в.) упоминает стратига В. рядом со стратигом Стримона (Oikonomidès. P. 265).
Икона Божией Матери Одигитрии. Худож. Г. Каллиергис. 1315 г. (Византийский музей. Веррия)
Икона Божией Матери Одигитрии. Худож. Г. Каллиергис. 1315 г. (Византийский музей. Веррия)В 985 г. В. была взята болгарами (Лев Диакон. История. М., 1988. С. 90-91, 222), царь Самуил поставил правителем города Добромира. В результате болг. завоеваний В. вошла в состав Болгарского Патриархата. В конхе алтаря базилики св. Ахиллия, возведенной царем Самуилом в своей столице Преспе, помещены изображения 18 «тронов» (кафедр) Болгарского Патриархата, в т. ч. и Веррийской епархии. В 1001 г. имп. Василий II Болгаробойца вернул В. под власть Византии, но и после завоевания им всего Первого Болгарского царства Веррийская епархия осталась в диоцезе Охридской архиепископии (1018). В Третьем сигиллии (1020) имп. Василия II епископу В. предписывалось иметь в своем подчинении 30 клириков и 30 париков (зависимых крестьян) (Gelzer. S. 46).В Х-XI вв. в окрестностях В. вел отшельническую жизнь прп. Антоний Новый Веррийский, к-рый считается небесным покровителем города. Впосл. на месте пещеры, где он подвизался, возник скит Иоанна Предтечи, называемый также Веррийским, т. к. его история неразрывно связана с историей города.
В кон. XI - нач. XII в. была образована особая Веррийская фема. С 1107 г. дукой В. был Константин Комнин, племянник имп. Алексея I (Ep. 123 - Gautier. P. 563). В письме к нему Феофилакт, архиеп. Охридский, называет Веррийскую кафедру «одной из прекрасных болгарских Церквей», но говорит о ее экономическом упадке (Ер. 16). Во 2-й пол. XII в. В. вновь была присоединена к Фессалоникийской митрополии К-польского Патриархата.
Исследователи затрудняются определить, взятие какого из одноименных городов - В. Македонской или В. Фракийской - было осуществлено в 1186/87 г. братьями Петром и Иоанном Асенями (Χιονίδης. Τ. 2. Σ. 27).
После захвата К-поля крестоносцами и распада Византийской империи в 1204 г. В. была включена Бонифацием Монферратским в состав лат. Фессалоникийского королевства, в В. служил католич. епископ. В 1205 г. город был захвачен болг. царем Калояном. В 1224 г. эпирский деспот Феодор Ангел Комнин Дука присоединил В. к своим владениям и она снова временно оказалась в составе Охридской архиепископии. К этому периоду относится роспись кафедрального храма Старой Митрополии. В 1246 г. В. завоевал никейский имп. Иоанн III Дука Ватац, в 1257 г.- эпирский деспот Михаил II Дука Комнин, в 1259 г.- буд. визант. имп. Михаил VIII Палеолог, и, т. о., она вошла в состав восстановленной Византийской империи (1261).
При Михаиле VIII Палеологе В. была возведена в ранг архиепископии (после 1261), а с 1300 г.- митрополии. В кон. XIII в. Веррийскую кафедру занимал деятельный иерарх Антоний Малакис. На Влахернском Соборе 1285 г. он выступил с осуждением бывш. К-польского Патриарха Иоанна XI Векка и сторонников унии. Антоний Малакис известен также как заказчик иллюминованных рукописей (напр., Евангелие Athen. Ben. Vitr. № 32 и Gött. Theol. 28).
В 1309 г. город разорили каталанцы (отряды наемников, вышедшие из подчинения имп. Андроника II Палеолога). В 1310-1324 гг. уроженец В. Нифонт занимал патриаршую кафедру в К-поле. Город служил местом ссылки высокопоставленных персон. В 10-20-х гг. XIV в. в В. работал Георгий Каллиергис, к-рого называли «лучшим художником всей Фессалии». В 1325-1331 гг. в ските Иоанна Предтечи подвизался свт. Григорий Палама, нек-рое время здесь жили прп. Афанасий Метеорский (между 1335 и 1340 гг.) и прп. Феодосий Тырновский (в 40-х гг. XIV в.).
Базилика во имя прп. Антония Нового Веррийского. 1860 г.
Базилика во имя прп. Антония Нового Веррийского. 1860 г.Во время междоусобной войны императоров Андроника II и Андроника III Палеологов (1321-1328) окрестности В. были театром военных действий. В 40-х гг. этот город являлся опорным пунктом Иоанна VI Кантакузина в его борьбе с Алексеем Апокавком и сербами. В 1343/44 г. В. была завоевана серб. кор. Стефаном Душаном, к-рый провел работы по реконструкции городских укреплений. В 1350 г. она была возвращена под власть визант. имп. Иоанна VI Кантакузина, но через неск. лет вновь отвоевана сербами. С 1358 г. В., Воденом (Эдессой) и Касторией управлял серб. господарь Радослав Хлапен, тесть македонского кор. Марко.Ок. 1375 г. греки возвратили город, но с кон. XIV в. над ним нависла тур. угроза. Он неоднократно подвергался нападениям турок: ок. 1387 г. В. стала платить дань Мураду I, в 1391 г. она была захвачена Баязидом I. Веррийский митр. Арсений был повешен турками на дереве перед кафедральным собором, а собор превращен в мечеть. В 1433 г. В. была окончательно включена в Османскую империю, центр духовной жизни переместился из города в скит Иоанна Предтечи, где нек-рое время подвизались прп. Никанор Завордский († 1519), прп. Дионисий Олимпийский († 1540) и др., останавливался равноап. Косма Этолийский (1775).
В период тур. владычества город назывался Караферия и оставался крупным торговым и промышленным центром Македонии, а Веррийская кафедра считалась престижной и перспективной для иерархов: ряд Веррийских митрополитов впосл. стали К-польскими и Александрийскими Патриархами (Кирилл II Контарис, Иоанникий Киприот, Хрисанф I). В перечнях митрополий К-польского Патриархата В., занимавшая первоначально 30-е место, в кон. XV в. поднимается на 17-е, в 1715 г.- на 16-е место.
Тесными были связи В. с Афоном, на средства веррийских архиереев в афонских обителях воздвигнут и расписан ряд построек (напр., роспись кафоликона Великой Лавры была выполнена мастером Феофаном Критским по заказу митр. Неофита). Бывш. Веррийский митр. Аверкий, приехавший в Москву в 1628 г., был принят с почетом и пользовался большим доверием царя Михаила Федоровича и Патриарха Филарета.
В 1650 г. в В. иером. Каллиник Маниос открыл одну из первых греч. школ в Македонии, где впосл. преподавали ученые монахи Иоанникий (1721-1723), Кирилл (1771), Триандафиллос (1790), Ангел (1817) и др.
Период XVIII - нач. XIX в. был временем экономического подъема В., количество жителей увеличилось в XVIII в. вдвое по сравнению с XVI в. и составило 8 тыс. чел. В XVIII-XIX вв. в городе продолжалось активное храмостроительство (напр., Новая Митрополия (1728), величественная базилика во имя прп. Антония Нового Веррийского (1860)). После освободительного восстания 1821 г. и образования независимого Греческого гос-ва В. осталась в числе европ. тур. владений и вошла в состав Греции только в окт. 1912 г.
В 1931 г. В. была подчинена большая часть епархии Камбании, до этого относившаяся к Фессалоникийской митрополии (дата присоединения епископии Наусы точно неизвестна).
В нач. XXI в. В. являлась кафедрой митрополии В., Наусы и Камбании. В епархии насчитывается 108 приходских, 8 монастырских, 22 кладбищенских храма, 10 домашних церквей, 75 параклисов, 75 часовен, в к-рых служат 147 иереев и 7 диаконов (Δίπτυχα. 2003. Σ. 457-465). Действовали 3 муж. и 3 жен. мон-ря, из них наиболее известны cкит Иоанна Предтечи и мон-рь Сумела, в к-ром находится чудотворная икона Божией Матери, написанная евангелистом Лукой.
Покровителями города считаются прп. Антоний Новый Веррийский, прмц. Иерусалима; также чтутся сщмч. Арсений, митр. Веррийский, прп. Никодим Верриец, прмч. Тимофей Верриец, нмч. Каллиник Веррийский.
Епископы, архиепископы и митрополиты В.
ап. Карп (I в.); ап. Онисим († ок. 109); Геронтий (упом. в 343); Лука (упом. в 449); Севастиан (упом. в 451); Тимофей (упом. в 536); Иосиф (упом. в 870); Василий (XI в.); Никита (упом. в 1078); Христофор (XII в.); Лев (упом. в 1280); Антоний Малакис (упом. в 1285); Максим (упом. в 1326); Дионисий (упом. в 1330 и 1351/1352); сщмч. Арсений († 1391); Даниил (с 1393, не ранее 1394); Евстафий (упом. в 1403 и 1409); Мефодий (упом. в 1506); Неофит (с 1538); Игнатий (с 1550); Матфей (с 1554); Неофит (с 1555); Феофан (упом. в 1567); Митрофан, эпитроп К-польского Патриарха Иеремии II (1572-1578); Кирилл Контарис (с 1579); Артемий (упом. в 1591); Паисий (1606-1607); Иоасаф (с 1610); Аверкий (1613 - до 1621); Тимофей (упом. в 1621); Кирилл Контарис, повторно (1630-1633, позже Патриарх К-польский); Кирилл (с 1634); Иоаким (с 1638); Иоанникий Киприот (1640-1645, позже Патриарх Александрийский); Иосиф (с 1645); Иоаким (1649-1689); Леонтий (с 1705); Макарий (1715-1721); Агапий (с 1725); Иоаким Хиосский (с 1727); Макарий (1730-1735); Иоаким (упом. в 1745); Самуил (с 1746); Дорофей (с 1763); Даниил (1766-1799); Хрисанф (1799-1811, позже К-польский Патриарх); Захария (1811-1823); Мефодий (1823-1831); Дионисий (1831-1848); Феоклит (1848-1863); Софроний (1863-1869); Венедикт (1869-1877); Прокопий (1877-1892); Косма (1892-1895); Констанций (Исаакидис) (1895-1906); Апостолос (Христодулос) (1906-1909); Лука (Петридис) (1909-1911); Каллиник (Деликанис) (1911-1922); Констанций (Русис) (1922-1924); Апостолос (1924); Хризостом (1924); Софроний (Стамулис) (1924-1927); Поликарп (Сакелларопулос) (1927-1943); Александр (1943-1958); Павел (Янникопулос) (1968-1994); Пантелеимон (Калпакидис) (с 1994).
Памятники архитектуры и живописи
В. называлась городом 72 церквей, в наст. время сохранилось 48 визант. и поствизант. храмов, из к-рых 39 украшены фресками. В церковной архитектуре В. преобладают 2 типа зданий: однонефные и 3-нефные базилики. Однонефные храмы появляются с XIV в., древнейший - ц. Христа (Воскресения Христова) 1314 г.
Свт. Афанасий Великий и прп. Антоний Веррийский. Икона XIV в. (Византийский музей. Фессалоника)
Свт. Афанасий Великий и прп. Антоний Веррийский. Икона XIV в. (Византийский музей. Фессалоника)Старая Митрополия (греч. Παλιά Μητρόπολη) (1070-1080), бывш. кафедральный собор В., согласно местному преданию (зафиксированному в нач. XX в. О. А. Штруком), посвящен 12 апостолам, а по мнению Г. Хионидиса - апостолам Петру и Павлу. Сохранилась надпись, в к-рой ктитором храма назван Веррийский еп. Никита, упоминаемый в афонских актах под 1078 г. После тур. завоевания храм был превращен в мечеть, названную Хюнкяр-джами (мечеть Победы), позднее был пристроен минарет. Здание, являющееся одним из крупнейших кафедральных соборов той эпохи, представляет собой 3-нефную базилику со слабо выраженным трансептом, деревянным перекрытием. Юж. неф не сохранился, в процессе археологических исследований были открыты фундаменты юж. рукава и части нартекса, обрушившиеся в неизвестное время. Нартекс по ширине был равен храму и сообщался с ним 3 проемами. Уникальность здания Старой Митрополии состоит в том, что оно, построенное на месте раннехрист. базилики, повторяет ее планировку, о чем свидетельствует нек-рое сходство в планах и элементах конструкции с ц. вмч. Димитрия в Фессалонике.В Старой Митрополии сохранилось неск. слоев росписей. Древнейший фрагмент - образ Христа Халкитиса кон. XII в. на зап. грани сев. предалтарного столпа, выполненный в традициях позднекомниновской живописи. значительная часть росписей относится к XIII в. (в апсиде и на стенах центр. и боковых нефов) и выполнена в 2 этапа. К 1-му (1215/16-1224/25) принадлежат фрески апсиды и большей части нефа, еще сохраняющие связь с комниновским искусством, но уже имеющие новые черты. В конхе апсиды находилось утраченное ныне изображение Богоматери с 2 поклоняющимися ангелами. Далее располагаются погрудные образы апостолов в медальонах, ниже - святителей в рост: Елевферия, Григория Великого, Кирилла Александрийского, Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Афанасия Великого, Иоанна Милостивого, Николая Мирликийского и Дионисия Ареопагита. По сторонам конхи помещена композиция «Благовещение»; на стенах центрального нефа - сцены Двунадесятых Праздников и страстного цикла: «Рождество», «Сретение», «Богоявление», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Тайная вечеря», «Умовение ног», «Распятие». Композиция «Успение Богоматери» на зап. стене была испорчена при сооружении окна после тур. завоевания. В средней зоне находятся 8 изображений святителей в рост и 8 пророков. Ниже представлена композиция обличения царя Давида прор. Нафаном и фигуры святых. На одном из столпов - фигуры апостолов Петра и Павла вместе с местночтимой прмц. Иерусалимой. Изображение сщмч. Елевферия с молящимся Иоанном Амарианосом (происходящим из к-польской семьи, одна из ветвей к-рой, видимо, проживала в В.) носит не только ктиторский характер. Исследователи отмечают, что образ сщмч. Елевферия, дважды повторенный в апсиде и в нефе, символизировал освобождение от лат. оккупации (ἐλευθερία - свобода). Политическая и церковная свобода В. была связана с правлением эпирского деспота Феодора Ангела, и к этому периоду относят росписи Старой Митрополии.
2-я фаза росписей (70-80-е гг. XIII в.) характеризуется иконографическими новациями и живописными приемами, предвосхищавшими палеологовский ренессанс. В это время были выполнены композиции центр. нефа, связанные с темой Двунадесятых Праздников и страстей Господних, напр., под композицией «Рождество» находятся остатки сцены «Бегство в Египет», под «Сошествием во ад» - «Явление Христа женам-мироносицам». В палеологовский период (ок. 1320) созданы композиция «Крещение» в сев. части храма, сцены жития св. Иоанна Предтечи и нек-рые фигуры святых.
Церковь Воскресения Христова. 1314 - 1315 гг.
Церковь Воскресения Христова. 1314 - 1315 гг.Церковь Иоанна Богослова (Μέγας Θεολόγος), 3-нефная базилика нач. XIII в., перестроенная, вероятно, в XVII в. От нее сохранились алтарь и часть центр. нефа с фресками 2-й четв. XIII в. и нач. XIV в. Первоначальная роспись осталась только в алтаре: в конхе апсиды - Богоматерь Оранта с 2 ангелами, ниже - «Евхаристия». На вост. стене фигуры 2 святителей фланкируют «Евхаристию», выше - «Благовещение», на фронтоне - «Вознесение Господне». По мнению В. Джурича, один из мастеров находился под влиянием живописи ц. вмч. Георгия в Курбинове (1191). На юж. стене помещены композиции «Рождество», «Сретение», под ними - «Снятие с Креста»; на сев.- «Сошествие во ад» и изображения ап. Иоанна Богослова с Богоматерью. В юж. нефе на сев. стене под декоративной аркой - Деисус (с неизвестным святителем); в сев. нефе - арх. Михаил, Богоматерь с Младенцем и др. Среди святителей, пророков и святых выделяется один из ранних сохранившихся образов прп. Афанасия Афонского.Церковь Христа (Χριστός, ᾿Αναστάσεως τοῦ Χριστοῦ, Μονή τοῦ Σωτῆρος Χριστοῦ τοῦ Καλοθέτου) (1314-1315), кафоликон мон-ря в честь Воскресения Христова. Хрисовулом визант. имп. Андроника II Палеолога (1314) мон-рь определялся во владение мон. Игнатию Калофету (проживавшему на Св. Горе) и разрешалось взять в общину его отца, иером. Андрея Калофета и др. иноков. Игнатий Калофет был связан с патриаршими и правительственными кругами: на освящение кафоликона нового мон-ря был приглашен К-польский Патриарх Нифонт, уроженец В.
Сошествие во ад. Роспись ц. Воскресения Христова. 1314 - 1315 гг. Худож. Г. Каллиергис
Сошествие во ад. Роспись ц. Воскресения Христова. 1314 - 1315 гг. Худож. Г. КаллиергисКтиторская надпись (1315) содержит важные сведения об истории храма, напр. о ведении строительства на средства Ксеноса Псалидаса и его супруги Евфросинии. Др. надпись указывает на ставропигиальный статус мон-ря. В 1330 г. К-польский Патриарх Исаия подтвердил права Калофета и разрешил ему передачу полномочий, кому он пожелает. Ранее 1400 г. (точная дата неизв.) храм Христа был передан в ведение Великой Лавры, в 1727 г. он уже принадлежал митрополии В.Ц. Христа - однонефный храм с деревянным перекрытием, с 3 дверями по сторонам, с полукруглой конхой алтаря. В XVIII в. он был окружен закрытой галереей, перестроенной в открытую при реставрации 1950 г.
Роспись храма 1314-1315 гг. является единственным подписным произведением худож. Георгия Каллиергиса, на к-ром базируется изучение его творчества. В. Джурич назвал фрески храма Христа одним из лучших произведений палеологовского ренессанса. Он приписывает Каллиергису фрески Хиландара. С. Пеликанидис полагал, что ц. свт. Николая Орфаноса в Фессалонике также расписана Каллиергисом, однако А. Цитуриду опровергла это мнение.
в конхе помещены Богоматерь Платитера («Ширшая небес») и 2 ангела, ниже - фигуры епископов в рост. По сторонам конхи - «Благовещение», над конхой - плат с Нерукотворным образом, представленный как бы укрепленным на крюках в виде змей. На фронтоне вост. стены - ангелы, держащие медальон с Христом, по сторонам - изображения пророков. В верхней части храма представлен цикл из 12 праздников и страстей Христовых, в среднем поясе - медальоны с полуфигурами евангелистов, пророков и святых. Ниже помещены ростовые изображения святых, в нишах около дверных проемов расположены 2 большие композиции - «Распятие» и «Сошествие во ад». Большой интерес представляет изображение на юж. стене Игнатия Калофета в молении прп. Арсению Великому.
Снаружи, на зап. и сев. стенах храма, в псевдо-аркосолиях, помещены изображения местных вельмож. Композиция в аркосолии на зап. стене - Богоматерь подводит ко Христу Марию Синадину - написана в 1326 г. Ктиторские портреты на юж. стене датируются 1355 г., живопись сев. стены относится к 1727 г.
Церковь св. Власия (XIV в.), однонефный храм с деревянным перекрытием; крытая галерея была пристроена с юж. стороны, возможно, неск. десятилетий спустя. В XVI в. облик храма изменился: для увеличения площади были разобраны стены (частично с сев. и полностью с зап. сторон), на их месте образовались 2 большие арки. Предполагают, что в росписи храма (ок. 1320) принимал участие Каллиергис или его ученики. Фрески XIV в. находятся в древнейшей части храма и галереи. В конхе - Богоматерь в рост с Младенцем на руках и 2 поклоняющихся ангела, ниже - служащие святители Василий Великий и Иоанн Златоуст с 2 ангелами. В зените арки - «Благовещение», на фронтоне вост. стены - «Вознесение». На юж. стене - композиции «Введение» и «Рождество Христово», образы свт. Спиридона, сщмч. Ипатия, апостолов Иоанна Богослова и Марка, ниже - священномученики Карп, Поликарп и Власий; на сев. стене - «Сошествие во ад». В перестроенной части фрески датируются XVI и XVIII вв.
Церковь вмч. Георгия архонта Грамматика (̀λδβλθυοτεΑγιος Γεώργιος τοῦ ἄρχοντος Γραμματικοῦ) (нач. XIV в.), 3-нефная базилика с нартексом, искаженная поздними пристройками. На юж. стене алтаря - фрагменты фресок 1380 г., др. росписи выполнены в 1518/19, 1603, 1629 и 1718 гг.
Церковь Кирика и Иулитты (сер. XIV в.), единственная в В. крестово-купольная постройка (купол не сохр.). Ктиторская надпись, выложенная плинфой между ромбов керамического украшения апсиды, упоминает некого Макария, к-рого можно отождествить с Макарием, еп. Камбании (1351), а позднее Смирны. В патриаршей грамоте 1395 г. храм был назван собором ставропигиального мон-ря.
После землетрясения 1589 г. осталась небольшая часть древнейшей кладки сводов и стен, лучше сохранились вост., сев. и сев.-зап. части храма. Особенностью храмового пространства является закрытый диаконник, куда можно попасть только из алтаря. Граненые апсиды имеют богатое керамическое украшение.
Фрагменты первоначальной росписи сер. XIV в. находятся в жертвеннике - это изображения прп. Парфения Лампсакийского, свт. Андрея Критского, прп. Патапия и ангела. В храме сохранились также фрески XV в., основная часть живописи в центр. нефе относится ко времени перестройки церкви в 1589 г.
Церковь свт. Николая архонта Калократа (̀λδβλθυοτεΑγιος Νικόλαος τοῦ ἄρχοντος Καλοκρατά), 3-нефная базилика, построенная Комнином Калократом в XVI в., включает алтарную часть более древней церкви XIV в., где сохранились фрески сер. XIV и XVIII в. Основная часть храма расписана в 1566 г.
Вмч. Георгий. Икона. 2-я пол. XII в. (Византийский музей. Веррия)
Вмч. Георгий. Икона. 2-я пол. XII в. (Византийский музей. Веррия)Церковь Сретения Господня (XV в.), 2-нефная базилика с нартексом. В конхе апсиды сохранились фрагменты фресок посл. четв. XIV в. В 1706 г. были расписаны наос (основной храм) и сев. неф. Ниже уровня совр. здания найдены части 2 древнейших построек, одна из к-рых - раннехрист. 3-нефная базилика с нартексом.В Византийском музее В., открывшемся в 2001 г., хранятся фрагменты мозаичных полов и визант. фресок, монеты, керамика, уникальная коллекция визант. икон XI-XVI вв., прежде находившихся в храмах В. Древнейшая икона - образ Божией Матери с Младенцем на троне с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом из храма свт. Николая «тис Гурнас», по мнению Ф. Папазотоса, датируется XI в. К комниновскому периоду относится икона вмч. Георгия (1-й пол. XII в.) из иконостаса ц. св. Стефана. Ок. 1300 г. живописцем фессалоникийской школы был выполнен образ свт. Николая. Икона Божией Матери Одигитрии из ц. Воскресения Христа приписывается Каллиергису (1315). Иконы Божией Матери Гликофилусы (Пелагонитиссы) и «Предста Царица» датируются XIV в., образы Христа Пантократора и Божией Матери Елеусы - ок. 1400 г.
Основой мн. церквей В. являются сооружения XIV-XV вв. (с фрагментами фресок визант. периода), значительно перестроенные в последующие столетия: церкви Христа Антифонита, св. Георгия, Панагии Дексии, св. Прокопия, Благовещения Пресв. Богородицы (Панагии Евангелистрии), св. Георгия Малого, Панагии Перивлепты, Панагии Горгоепикоос, Панагии Палеофоритиссы, или Пантанассы, святых Феодоров, Панагии Хавиары, св. Параскевы (в приходе Макариотиссы), св. Саввы и св. Андрея (в приходе Кириотиссы) и др.
В В. сосредоточено значительное число поствизант. памятников: церкви св. Патапия, св. Анны (в приходе прор. Илии), Христа Пантократора, св. Димитрия, св. Стефана, св. Андрея (в приходе св. Георгия), Панагии Фанеромени, Преображения Господня, Новая Митрополия во имя апостолов Петра и Павла, базилика прп. Антония Нового, 2 церкви во имя святых Космы и Дамиана (Большие и Малые Бессребреники), 4 церкви во имя свт. Николая (Агиос-Николаос тис Гурнас, Агиос-Николаос ту монаху Анфиму, Агиос-Николаос Псарас и одноименный храм в приходе Макариотиссы) и др.
Ист.: Gelzer H. Ungedruckte und wenig bekannte Bistümerverzeichnisse der orientalischen Kirche // BZ. 1893. Bd. 2; Funk F. X. Didascalia et Constitutiones Apostolorum. Paderbornae, 1905. T. 1; Darrouzès. Notitiae. P. 278, 299, 316, 342, 352, 358, 371, 386, 395, 406, 412, 419; Oikonomidès N. Les listes de préséance byzantines des IXe et Xe siècles. P., 1972; Theophylacte: Discours, traités, poésies et lettres / Ed. P. Gautier. Thessal., 1980-1986. T. 1; Dolbeau F. Une liste latine de disciples et d'apôtres traduite sur la recension grecque du Pseudo-Dorothée // AnBoll. 1990. T. 108. Fasc. 1-2.
Лит.: Γριτσόπουλος Τ. Α. Βεροίας καὶ Ναούσης, Μητρόπολις // ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 823-826; Janin R. Berrhée (1) // DHGE. T. 8. Col. 885-887; Χιονίδης Γ. Χ. ῾Ιστορία τῆς Βεροίας. Θεσσαλονίκη, 1970. Т. 1-2; idem. ῾Η ἀρχαία καὶ ἡ Βυζαντινὴ Βέροια. Βέροια, 1993; Mauropoulou-Tsioumi Ch. Verroia // Alte Kirchen und Klöster Griechenlands. Köln, 1972. S. 126-130; idem. Τα βήματα του Αποστόλου Παύλου από τους Θιλίππους ως τη Βέροια: προφορική παράδοση καὶ αρχαιολογικές γνώσεις. Βέροια, 1995; Πελεκανίδης Σ. Καλλιέργης, ὅλης Θετταλίας ἄριστος ζωγράφος. ᾿Αθῆναι, 1973; Τσιγαρίδας Ε. Ν. Οἱ τοιχογραφίες τῆς πρόθεσης στὴν Παλαιὰ Μητρόπολη Βεροίας // Πρῶτο Συμπόσιο Βυζαντινῆς καὶ Μεταβυζαντινῆς ᾿Αρχαιολογίας καὶ Τέχνης. ᾿Αθῆναι, 1981. Σ. 85-86; idem. Les peintures murales de l'Ancienne Métropole de Veroia // Milesheva dans l'histoire du peuple Serbe: Colloques scientifiques de l'acad. serbe des sciences et des arts. Belgrade, 1987. Vol. 38. P. 266-277 (Cl. d. sciences hist.; 6); idem. Οἱ τοιχογραφίες τοῦ ναοῦ τῆς Παναγίας Γοργοεπηκόου Βεροίας // Μακεδονικά. 1992. T. 28. Σ. 92-100; idem. Οἱ τοιχογραφίες τῆς ῾Αγίας Θωτεινῆς Βεροίας // Τοιχογραφίες τῆς περιόδου τῶν Παλαιολόγων σὲ ναούς τῆς Μακεδονίας. Θεσσαλονίκη, 1999. Σ. 155-170; Γούναρης Γ. Χριστὸς Βεροίας. Θεσσαλονίκη, 1991; Παπαζῶτος Θ. ῾Η Βέροια καὶ οἱ ναοί της (11ος-18oς αἰ.). Αθήνα, 1994; idem. Βυζαντινὲς εἰκόνες τῆς Βεροίας. Αθήνα, 1995; ᾿Αχειμάστου-Ποταμιάνου Μ. ῾Ελληνικὴ Τέχνη: Βυζαντινὲς τοιχογραφίες. Αθήνα, 1995. Σ. 242; Brocas-Deflassieux L. Beroia, cité de Macédoine: étude de topographie antique. Beroia, 1999; Πέτκος Α. Τα μνημεία της Βέροιας (4ος-19oς αιώνας). Αθήνα, 2001.
О. В. Лосева, Е. М. Саенкова
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.