«ВЗЫГРАНИЕ»


«ВЗЫГРАНИЕ»

(«Взыграние Младенца»), рус. название одного из вариантов иконографического типа Богоматери Елеусы, отражающее подчеркнуто эмоциональный характер взаимоотношений Богоматери с Сыном, изображенным играющим (или резвящимся). Название извода появилось на Руси в эпоху позднего средневековья, не являлось ни лит. эпитетом, ни топонимом, имело хождение преимущественно в среде иконописцев и любителей иконописи; случаи использования его в качестве сопровождающей надписи на самих иконах не известны. В большинстве композиций этого извода Младенец Иисус, сидящий на левой или правой руке Богородицы, порывисто тянется ручками к лику Матери, касаясь Ее подбородка или щеки, резко закинув назад голову. Его фигура полна живого, нетерпеливого движения, так что Богоматери приходится удерживать Сына, нежно прижимая одну из Его обнаженных ножек (часто скрещенных). Неотъемлемой деталью иконографии является свернутый свиток в откинутой назад руке Младенца.

Богоматерь Пелагонитисса. Фреска алтарной преграды ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино. 1318 г.

Богоматерь Пелагонитисса. Фреска алтарной преграды ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино. 1318 г.


Богоматерь Пелагонитисса. Фреска алтарной преграды ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино. 1318 г.

Относительно происхождения иконографии «В.» существовали различные мнения: Н. П. Кондаков и Н. П. Лихачёв считали, что Византия позаимствовала ее из итал. искусства XIV в., где композиция с играющим Младенцем получила широкое распространение. Ф. Швайнфурт связывал зарождение этого типа на Западе с искусством готики. Большинство же исследователей (К. Вайгельт, А. Н. Грабар, Н. М. Беляев, П. Мильковик-Пепек, В. Н. Лазарев) не сомневались в визант. происхождении иконографии, по их мнению занесенной в Италию с Востока, однако каждый из них по-разному определял регион и время ее формирования.

Иконография «В.», лишенная характерной для мн. визант. богородичных икон иератичности, получила широкое распространение в поствизант. искусстве, особенно в слав. странах. Ее прототипом, очевидно, является не дошедший до нас древний образ Богоматери Пелагонитиссы, почитавшийся в местности Пелагония (Македония). О его существовании здесь говорят многочисленные повторения в серб. живописи, композиционно близкие типу «В.» и уже с XIV в. сопровождаемые надписью: «Пелагонитисса» (напр., фреска 1318 на алтарной преграде ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино). Об особом почитании этой иконы в Сербии свидетельствует тот факт, что ее изображения украшают ниши аркосолиев над гробницами кесаря Воихны и деспота Иоанна Углеши, потомков серб. королевского рода Неманичей в кафоликоне мон-ря Хиландар на Афоне (60-е гг. XIV в.).

Икона Божией Матери "Взыграние младенца". 1422 г. Мастер Макарий Зограф (Худож. галерея Скопье)

Икона Божией Матери "Взыграние младенца". 1422 г. Мастер Макарий Зограф (Худож. галерея Скопье)


Икона Божией Матери "Взыграние младенца". 1422 г. Мастер Макарий Зограф (Худож. галерея Скопье)

Все наиболее ранние изображения «В.» либо встречаются на Балканах (на территории совр. Греции, Македонии и Сербии), либо были исполнены балканскими мастерами: фрагмент фрески XI в. на зап. грани сев. предалтарного столпа ц. Св. Софии в Охриде, македон. икона «Богоматерь Елеуса» позднего XII в. (Византийский музей, Афины); миниатюра из серб. Призренского Евангелия XIII в. из Белградской народной б-ки (Cod. 297/3. Fol. 71; утрачено), воспроизводящая, судя по обрамлению, чтимую древнюю икону Пелагонитисса; икона сер. XIV в. из афонского мон-ря Филофея; выносная серб. икона 2-й пол. XIV в. из мон-ря Хиландар с изображением прор. Илии на обороте (см. ст. «Евхаитская» (Серрская) икона Божией Матери), фреска ц. Успения мон-ря Трескавец близ Прилепа (Македония), ок. 1360 г.; фреска 1422 г. c надписью «Богородица Елеуса» в храме св. Алипия в Кастории; серб. икона 1422 г., написанная Макарием Зографом в Зрзе (Худож. галерея, Скопье); фреска «Богородица Рассиотисса Гликофилуса» в храме Богородицы Рассиотиссы в Кастории, 1553 г., а также многочисленные греч. и крит. иконы XV- XVI вв., получившие различные наименования (Богородица Гликофилуса, Кардиотисса и др.). Поза разыгравшегося Младенца Христа известна в визант. памятниках комниновского времени (инициал с поясным изображением Богоматери с Младенцем в Гомилиях Иакова Коккиновафского - Vat. gr. 1162. Fol. 32, XII в.; икона XII в. «Богоматерь с Младенцем типа Киккской на троне, в окружении пророков и святых» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае). Иконографический тип «В.» был распространен и в др. восточнохрист. землях (среди наиболее ранних примеров сир. миниатюра в Книге псалмов 1203 г. (Add. 7154. Fol. 1v) - образ заключен в отдельную рамку).

Богоматерь с младенцем типа Киккской на троне. Средник иконы. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)

Богоматерь с младенцем типа Киккской на троне. Средник иконы. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)


Богоматерь с младенцем типа Киккской на троне. Средник иконы. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)

Подобно нек-рым др. визант. богородичным иконам, жанровый характер изображения «В.» скорее всего сформировался из повествовательных евангельских сцен, в первую очередь композиции «Сретение Господне». Драматический характер движения Младенца Христа, порывисто хватающегося за край мафория Матери, более всего напоминает позу Младенца в сцене Сретения, где Он часто показан вырывающимся из рук Богоматери. Это соответствует текстам гомилий и проповедей, посвященных принесению Богомладенца в храм, для к-рых характерным является мотив «взыграния» Младенца, влекомого силой своего жертвенного предназначения от Матери на руки Симеона, предвозвещающего страстной путь (Гомилии на Сретение Григория Никомидийского - PG. 28. Col. 985C - 988A). В ряде др. текстов также подчеркивается антитеза ласкания Богородицей Младенца Христа и оплакивание Ею мертвого Сына: «Когда-то я растила Тебя материнскими руками, когда Ты по-детски подпрыгивал и скакал, а ныне Ты лежишь на тех же руках мертвый» (Псевдо-Симеон Метафраст - PG. 144. Сol. 126). Иконография Пелагонитиссы является своего рода изобразительным синтезом этих противоположных смысловых акцентов: на Киккской иконе «взыграние» Младенца близко к отвержению (жест правой ручки) нежной ласки Матери, на Владимирской иконе Он приникает к лику Богородицы.

В рус. иконографии к типу «В.» относятся: Яхромская, «Взыграние» Акидимская, Угрешская «Взыграние» (празд. 7 нояб.) и др. иконы Божией Матери.

Лит.: Кондаков. Иконография Богоматери. С. 182- 187; Лихачев Н. П. Ист. значение итало-греч. иконописи: Изображения Богоматери в произв. итало-греч. иконописцев и их влияние на композиции нек-рых прославленных рус. икон. СПб., 1911. С. 209- 214; Weigelt C. An Early Trecento Umbrian Painter // Art in America. N. Y., 1927. P. 255- 264; Grabar A. Recherches sur les influences orientales dans l'art balkanique. Strasbourg, 1928. P. 76. Pl. VII- 1; idem. Deux images de la Vierge dans un manuscrit serbe // L'art Byzantine chez les slaves. P., 1930. Vol. 2. P. 264- 276; idem. Les images de la Vierge de Tendresse // Zograf. 1975. [Vol.] 6. P. 25- 30; Беляев Н. Образ Божьей Матери Пелагонитиссы // Bsl. 1930. Vol. 2. S. 386- 394; Schweinfurth Ph. Geschichte der russischen Malerei im Mittelalter. Haag, 1930. S. 444; Миљковиќ-Пепек П. Умилителните мотиви во византиската уметност на Балканот и проблемот на Богородица Пелагонитиса // Археолошкиот музеj во Скопjе. Скопjе, 1958. 1957/1958. Зб. 2. С. 1- 31; Pallas D. I. Passion und Bestattung Christi in Byzanz: Der Ritus - das Bild. Münch., 1965. S. 167-173. (Miscellanea Byzantina Monacensia; 2); Лазарев В. Н. Этюды по иконографии Богоматери // он же. Визант. живопись. М., 1971. С. 291- 298; Hadermann-Misguich L. Pelagonitissa et Kardiotissa // Byzantion. 1983. Vol. 53. P. 10-16; idem. La Vierge Kikkotissa et l'éventuelle origine latine de son voile // FS f. K. Wessel zum 70: Geburtstag in memoriam / Red. M. Restle. Münch., 1988. S. 197-204 (Münchener Arbeiten zur Kunstgeschichte und Archäologie; Bd. 2); N. P. Š. Virgin Eleousa // ODB. Vol. 3. P. 2171; Baltoyanni Ch. The Virgin Glykophilousa and the «Reclining Infant» in an Icon of the Loverdos Coll. // ΔΧΑΕ. 1991/1992. Τ. 16. Σ. 219-236; eadem. Icons: Mother of God. Athens, 1994; Hilandar Monastery. Belgrad, 1998. P. 211-213; Бельтинг Х. Образ и культ: История образа до эпохи искусства. М., 2002. С. 330-331.

И. А. Шалина


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Смотреть что такое "«ВЗЫГРАНИЕ»" в других словарях:

  • ВЗЫГРАНИЕ — чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась в XVIII в. Находилась в Николаевском Угрешском монастыре Московской еп. Празднуется 7/20 ноября. Источник: Энциклопедия Русская цивилизация …   Русская история

  • "Взыграние" — – икона Божией Матери, находится близ гор. Москвы в Николо Угрешском монастыре. Обретена она в 1795 году. Подобные иконы имеются еще в Московском Новодевичьем монастыре и на Афоне, в Ватопедской обители. Празднование ей – 7 ноября …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • «ВЗЫГРАНИЕ» УГРЕШСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — см. Угрешская «Взыграние» икона Божией Матери …   Православная энциклопедия

  • ЕВХАИТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» (Евхаитская). До 1345 г. (мон рь Хиландар на Афоне) Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» (Евхаитская). До 1345 г. (мон рь Хиландар на Афоне) [Серрская, Сересская, царя Стефана Душана], чудотворный… …   Православная энциклопедия

  • Пелагонитисса — (Македония. 1421 1422 гг.) Пелагонитисса  икона Божией Матери. Время появления иконы неизвестно. Пелагонитисса относится к иконографическуму типу «Взыграние Младенца» (разнов …   Википедия

  • Икона Божией Матери "Умиление" — Типы икон Богородицы Оранта Елеуса Одигитрия Агиосоритисса Елеуса. Владимирская икона Божией Матери (XII век). Елеуса (греч …   Википедия

  • Умиление — Типы икон Богородицы Оранта Елеуса Одигитрия Агиосоритисса Елеуса. Владимирская икона Божией Матери (XII век). Елеуса (греч …   Википедия

  • Элеуса — Типы икон Богородицы Оранта Елеуса Одигитрия Агиосоритисса Елеуса. Владимирская икона Божией Матери (XII век). Елеуса (греч …   Википедия

  • ВЗЫГРЫВАТЬ — ВЗЫГРЫВАТЬ, взыграть или взыгрываться, взыграться, разыграться, взвеселиться, обнаружить радость свою веселыми, игривыми телодвижениями. Рыба плещется, взыгрывает. Сердце взыгралось радостию. Река взыграла, сиб. разлилась. Взыграл вихорь перед… …   Толковый словарь Даля

  • НИКОЛАЙ КОЧАНОВ — Новгородский, Христа ради юродивый (ск. 27.07.1392), сын богатых новгородских горожан Максима и Иулиании. Мать вложила в сердце сына любовь к Богу и ближнему, научила его молитве. В детстве он не любил играть, а став взрослым, избегал общества… …   Русская история