- «ВИДЕНИЕ ЕВЛОГИЯ»
иконографический сюжет в основе к-рого лежит повесть Скитского Патерика (известен в древнерус. письменности с XIV в. как особая редакция Сводного и Азбучного Патериков) «Иже на всенощных бдениях полезно души и благоугодию пред Богом не расслаблятися леностию», рассказывающая о блж. Евлогии, видевшем во время бдения на Пасху ангелов, певших службу вместе с монахами и раздававших им по окончании богослужения различные дары. Из прозрачных корзин ангелы доставали золотые, серебряные и медные монеты, просфоры и куски просфор, кого-то из братии помазывали из золотого сосуда миром, других кадили из золотой кадильницы фимиамом, иные уходили, ничего не получив, а нек-рые оставляли дары в храме и выходили с пустыми руками. В рассказе Патерика дано объяснение видения, смысл к-рого в том, что ангелы символически открывают меру духовной пользы разных монашеских подвигов и соответствующих им наград - т. е. духовных даров. Золото получают совершающие бдение в среду, пятницу, воскресенье и Господские праздники с вечера до утра, серебро - те, кто служат от полуночи до утра, медные деньги достаются подвизающимся в пении и псалмах, просфоры - усердным в чтении книг, куски просфор отдаются новоначальным, помазуются миром послушливые, кадятся те, «кто только в церкви в чувство приходит», оставляют дары увлекающиеся «еллинскими книгами и учениями» и тем самым утрачивающие духовную пользу, получаемую в церкви.
Видение преподобного Евлогия. Икона из Введенского мон-ря в Сольвычегодске. 1565 - 1596 гг. (ГТГ)
Видение преподобного Евлогия. Икона из Введенского мон-ря в Сольвычегодске. 1565 - 1596 гг. (ГТГ)В XIV в. в росписи храмов, особенно монастырских, появляются назидательные истории и рассказы о подвигах монахов, известные из Патериков. В нартексе ц. св. Николая мон-ря Йошаница близ Светозарева (Сербия, ок. 1400), в одной из плохо сохранившихся композиций, расположенной в люнете на зап. стене нартекса, изображена сцена, содержание к-рой близко к рассказу о блж. Евлогии: в центре из открытых ворот здания вереницей выходят монахи, направляясь к 3 ангелам, сидящим справа от ворот. В левой части изображен монах, к-рому 3 др. ангела указывают на происходящее. Расположение этих сюжетов в нартексах или зап. частях храмов связывают с отмеченным в Типиконах правилом чтения в этой части храма глав из Патериков на утренях Великого поста.Самым ранним известным примером этой иконографии в рус. искусстве является фреска Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря (1502), написанная на сев. стене перед входом в жертвенник. На условном архитектурном фоне изображена большая группа монахов, среди к-рых стоят ангелы, одних помазывающие елеем, другим вручающие монетки и просфоры. В центре композиции - престол, на к-ром лежит крест, окруженный голубым сиянием. Помазуемые и склоняющиеся к кресту монахи изображены с обнаженными головами, остальные - в клобуках; с нимбами - только ангелы. Новым по сравнению с визант. традицией изображения монашеских циклов является расположение назидательного сюжета не в нартексе, а в вост. части наоса, причем размеры и место композиции в Ферапонтове ставят ее в один ряд с циклом Вселенских Соборов. Возможно, в росписи Рождественского собора отразились особенности, сложившиеся в искусстве 1-й четв. XV в. Фрагментарная сохранность памятников не позволяет судить об этом с уверенностью, но дошедшие до нас фрески ц. Успения на Городке (в Звенигороде), где на зап. гранях вост. столпов представлены сцены «Явление ангела прп. Пахомию» и «Беседа Варлаама и Иоасафа», свидетельствуют о том, что сюжетные композиции монашеского цикла могут помещаться в предалтарной зоне.
Во 2-й пол. XVI в. иконография «В. Е.» (иконы ГРМ, ГТГ) была дополнена нек-рыми деталями. Сцена изображается на фоне церкви с 3 куполами, на фасаде к-рой помещен образ Богоматери «Воплощение» в медальоне. В соответствии с текстом повести на престоле стоит большой золотой сосуд с миром, ангелы держат корзинки, сосуды с елеем, раздают просфоры и свитки. На развернутых свитках в руках Евлогия и 3 ангелов написаны назидательные обращения к монахам. Два монаха по сторонам престола и Евлогий изображены с нимбами. На рисунке из Сийского иконописного подлинника (XVII в.) «В. Е.» представлено в иконографическом типе, близком ферапонтовской росписи: нет изображения храма, все монахи, кроме Евлогия в левом углу, изображены без нимбов, они идут чередой, с непокрытыми головами, принимая помазание и дары из корзин, стоящих на престоле в соответствии с церковным чином елеопомазания и раздаяния благословенных хлебов. Подпись под рисунком: «Ангели раздавают златники и сребреники и покропляют с верою послушающих неседальна Богоматере» - связывает «В. Е.» с Акафистом Богородицы. Возможно, такая связь возникла под влиянием росписи храма Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря, в к-рой сцена из Патерика соседствует с иллюстрациями Акафиста.
Ист.: Евлогиево видение // ВМЧ. Вып. 14. Дек. День 31. Стб. 2566-2569; РГБ. Троиц. № 704; 705; ГИМ. Епарх. 384, 385.
Лит.: Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник. СПб., 1897. Вып. 3. С. 117-118; Преображенский В. С. Славяно-рус. Скитский патерик. К., 1909; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. № 644; Джурић В. Византиjске фреске у Jугославиjи. Beograd, 1975. C. 98, сл. 105 (на рус. яз.: М., 2000. С. 290-291. Ил.: с. 525); Petkovic S. The Lives of Heremites in the Wall Paintings of the Katholikon of the Monastery at Josanica // Byzantine East, Latin West: Art -history Stud. in Honor of K. Weitzmann. Princeton, 1995; Лукашев А. Видение прп. Евлогия // София Премудрость Божия. М., 2000. С. 242-243; Квливидзе Н. В. «Видение Евлогия» в росписи Рождественского собора Ферапонтова мон-ря // К 500-летию фресок Дионисия в Ферапонтовом мон-ре // Рус. и поствизант. искусство рубежа XV-XVI вв. М., 2002. С. 11-14; Шалина И. А. Врата с «притчами» как символический вход в Дом премудрости // ДРИ: Рус. искусство позднего средневековья: XVI в. СПб., 2003. С. 273-274.
Н. В. Квливидзе
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.