- ВИДЖНЯНА
[санскр. ; пали - сознание, познание, различение, распознавание, постижение], один из базовых терминов инд. психологии и философии сознания, встречающийся впервые в Упанишадах. В «Брихадараньяка-упанишаде» душа, расстающаяся с телом, сопровождается лишь В. (означает «сознание» как таковое), состояние к-рой определяет ее буд. воплощение (IV 4. 3), и в том же тексте упоминается «состоящее из познания-Виджняны» духовное начало-пуруша (II 1. 16-17). В «Чхандогья-упанишаде» В. вполне четко идентифицируется как познание, посредством к-рого приобретаются самые разнообразные знания и «науки», начиная со знания о Четырех Ведах и завершая «наукой о змеях и низших божествах» (VII 7. 1-2). В «Тайттирия-упанишаде» В.- один из 5 «слоев» (букв.- ножен) Атмана, и «Атман, состоящий из распознавания» (виджняно-майя) выше Атманов, «состоящих» из пищи, дыхания и ума, и ниже лишь «состоящего из блаженства» (II 5. 1). В более поздней «Катха-упанишаде», в иерархии ментальных способностей, В. как распознавание фактически идентична интеллекту-буддхи, располагается на этой шкале выше ума-манаса и управляет всей «колесницей» психофизической организации человека, обладателем к-рой является Атман (III 5-6). В Бхагавадгите (VI 8, VII 2 и т. д.) В. и джняна находятся, по мнению Ф. Эджертона, в корреляции познания практического и умозрительного.
В.- одно из основных понятий традиц. буддизма, в нек-рых наиболее древних контекстах отчасти замещающее духовное начало. Так, в одном из пассажей В., идентичная сознанию (читта) и уму (манас), противополагается телу и с распадом одного тела переходит в другое (Самъютта-никая II 95). Однако постепенно, вместе с демонтированием идеи духовного начала уже в ранней буддийской философии, начинает подвергаться осуждению взгляд (первоначально, вероятно, в буддизме популярный) на В. как на некое постоянное духовное начало (Маджджхима-никая I 258). С формированием классической буддийской концепции сознания как единства функций, лишенных их носителя (анатмавада), В. занимает высшее место в системе 5 скандх в качестве «сознания», к-рое мыслится как сознание прежде всего различающее (и в практических вопросах и в умозрительных). В системе 18 дхату (3-й тип классификации дхарм) В. занимает 6 «табличных клеточек», соответствующих сознанию слышимого, видимого, осязаемого, обоняемого, вкушаемого и мыслимого. Приоритетное значение В. как первого буддийского «заменителя души» сохраняется, когда указывается, что именно через В. осуществляются реинкарнации, когда В. локализуется в сердце, и подчеркивается, что именно В. обеспечивает буд. жизнь определенной аккумуляцией заслуги или порока, накопленных в предыдущем состоянии псевдоиндивида. Тем не менее на шкале приоритетных понятий В., по наблюдениям А. Ваймана, нередко занимает и подчиненное место по отношению к «знанию» (санскр. ; пали ) и соотносится с последним как «восприятие» и «постижение».
В буддийском идеализме йогачары-виджнянавады В.- системообразующее понятие всей теории сознания. В соч. Асанги «Махаяна-санграха» прежняя скандха В. стратифицируется и различаются 4 ее уровня (Х 5 и т. д.). Самый глубокий соответствует алая-виджняне («аккумулированное сознание»), хранящей «плоды» всего накопленного в безначальном прошлом опыте псевдоиндивида, к-рые определяют «цветение» его сознания в настоящем и сохранятся (если не будет достигнуто «освобождение») для будущего. Следующие по порядку уровни В.: «загрязненный ум-манас» (клишта-манас); сознание, базирующееся на уме-манасе (мано-виджняна) и, наконец, 5 видов внешнего восприятия. Каждый из этих динамических слоев сознания черпает из «аккумулированного сознания» и находится поэтому во взаимодействии с ним. Реверсиями этих уровней сознания, достигаемыми благодаря специальной йогической практике, являются соответственно «зеркалоподобная мудрость» (адарша-джняна), «мудрость всеединства» (самата-джняна), «мудрость различающая» (пратьявекшана-джняна) и «мудрость исполнения должного» (критьянуштхана-джняна).
У Васубандху в «Тримшатике» осуществляется перегруппировка элементов этой стратификации (ст. 1-9). Глубинным слоем остается «аккумулированное сознание», но «сознание умственное» поглощает «нечистотное» сознание, загрязненное аффектами, потому что его функционирование неразрывно связано с «нечистотой», а сознание перцептивное (включающее восприятия объектов не только 5 внешних чувств, но и ума-манаса) перемещается с 4-го места на 3-е.
Поскольку йогачара исключает существование любых экстраментальных объектов (отсюда и ее др. название - виджняпти-матра (учение, в к-ром признается только деятельность сознания)), стратификация «слоев» В. оказывается здесь равнозначной и стратификации уровней реальности.
Лит.: Edgerton F. The Beginnings of Indian Philosophy: Selections from the Rig Veda, Atharva Veda, and . L., 1965; Johansson R. E. A. Citta, manas, a Psychosemantic Investigation // Univ. of Ceylon Review. 1965. Vol. 23. P. 165-215; Wayman A. Buddhist Insight: Essays. Delhi, 1984; Rhys Davids T., Stede W. Pali-English Dictionary. Delhi, 1993. P. 618-619.
В. К. Шохин
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.