ВИДЖНЯНА


ВИДЖНЯНА

[санскр.  ; пали  - сознание, познание, различение, распознавание, постижение], один из базовых терминов инд. психологии и философии сознания, встречающийся впервые в Упанишадах. В «Брихадараньяка-упанишаде» душа, расстающаяся с телом, сопровождается лишь В. (означает «сознание» как таковое), состояние к-рой определяет ее буд. воплощение (IV 4. 3), и в том же тексте упоминается «состоящее из познания-Виджняны» духовное начало-пуруша (II 1. 16-17). В «Чхандогья-упанишаде» В. вполне четко идентифицируется как познание, посредством к-рого приобретаются самые разнообразные знания и «науки», начиная со знания о Четырех Ведах и завершая «наукой о змеях и низших божествах» (VII 7. 1-2). В «Тайттирия-упанишаде» В.- один из 5 «слоев» (букв.- ножен) Атмана, и «Атман, состоящий из распознавания» (виджняно-майя) выше Атманов, «состоящих» из пищи, дыхания и ума, и ниже лишь «состоящего из блаженства» (II 5. 1). В более поздней «Катха-упанишаде», в иерархии ментальных способностей, В. как распознавание фактически идентична интеллекту-буддхи, располагается на этой шкале выше ума-манаса и управляет всей «колесницей» психофизической организации человека, обладателем к-рой является Атман (III 5-6). В Бхагавадгите (VI 8, VII 2 и т. д.) В. и джняна находятся, по мнению Ф. Эджертона, в корреляции познания практического и умозрительного.

В.- одно из основных понятий традиц. буддизма, в нек-рых наиболее древних контекстах отчасти замещающее духовное начало. Так, в одном из пассажей В., идентичная сознанию (читта) и уму (манас), противополагается телу и с распадом одного тела переходит в другое (Самъютта-никая II 95). Однако постепенно, вместе с демонтированием идеи духовного начала уже в ранней буддийской философии, начинает подвергаться осуждению взгляд (первоначально, вероятно, в буддизме популярный) на В. как на некое постоянное духовное начало (Маджджхима-никая I 258). С формированием классической буддийской концепции сознания как единства функций, лишенных их носителя (анатмавада), В. занимает высшее место в системе 5 скандх в качестве «сознания», к-рое мыслится как сознание прежде всего различающее (и в практических вопросах и в умозрительных). В системе 18 дхату (3-й тип классификации дхарм) В. занимает 6 «табличных клеточек», соответствующих сознанию слышимого, видимого, осязаемого, обоняемого, вкушаемого и мыслимого. Приоритетное значение В. как первого буддийского «заменителя души» сохраняется, когда указывается, что именно через В. осуществляются реинкарнации, когда В. локализуется в сердце, и подчеркивается, что именно В. обеспечивает буд. жизнь определенной аккумуляцией заслуги или порока, накопленных в предыдущем состоянии псевдоиндивида. Тем не менее на шкале приоритетных понятий В., по наблюдениям А. Ваймана, нередко занимает и подчиненное место по отношению к «знанию» (санскр.  ; пали  ) и соотносится с последним как «восприятие» и «постижение».

В буддийском идеализме йогачары-виджнянавады В.- системообразующее понятие всей теории сознания. В соч. Асанги «Махаяна-санграха» прежняя скандха В. стратифицируется и различаются 4 ее уровня (Х 5 и т. д.). Самый глубокий соответствует алая-виджняне («аккумулированное сознание»), хранящей «плоды» всего накопленного в безначальном прошлом опыте псевдоиндивида, к-рые определяют «цветение» его сознания в настоящем и сохранятся (если не будет достигнуто «освобождение») для будущего. Следующие по порядку уровни В.: «загрязненный ум-манас» (клишта-манас); сознание, базирующееся на уме-манасе (мано-виджняна) и, наконец, 5 видов внешнего восприятия. Каждый из этих динамических слоев сознания черпает из «аккумулированного сознания» и находится поэтому во взаимодействии с ним. Реверсиями этих уровней сознания, достигаемыми благодаря специальной йогической практике, являются соответственно «зеркалоподобная мудрость» (адарша-джняна), «мудрость всеединства» (самата-джняна), «мудрость различающая» (пратьявекшана-джняна) и «мудрость исполнения должного» (критьянуштхана-джняна).

У Васубандху в «Тримшатике» осуществляется перегруппировка элементов этой стратификации (ст. 1-9). Глубинным слоем остается «аккумулированное сознание», но «сознание умственное» поглощает «нечистотное» сознание, загрязненное аффектами, потому что его функционирование неразрывно связано с «нечистотой», а сознание перцептивное (включающее восприятия объектов не только 5 внешних чувств, но и ума-манаса) перемещается с 4-го места на 3-е.

Поскольку йогачара исключает существование любых экстраментальных объектов (отсюда и ее др. название - виджняпти-матра (учение, в к-ром признается только деятельность сознания)), стратификация «слоев» В. оказывается здесь равнозначной и стратификации уровней реальности.

Лит.: Edgerton F. The Beginnings of Indian Philosophy: Selections from the Rig Veda, Atharva Veda,  and  . L., 1965; Johansson R. E. A. Citta, manas,  a Psychosemantic Investigation // Univ. of Ceylon Review. 1965. Vol. 23. P. 165-215; Wayman A. Buddhist Insight: Essays. Delhi, 1984; Rhys Davids T., Stede W. Pali-English Dictionary. Delhi, 1993. P. 618-619.

В. К. Шохин


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Смотреть что такое "ВИДЖНЯНА" в других словарях:

  • ВИДЖНЯНА —         (санскр., от виджна различать, распознавать), понятие др. инд. теории познания и психологии, означающее способность различения, распознавания, дискурсивного мышления и соответственно знания, предполагающего анализ состава объекта и его… …   Философская энциклопедия

  • ВИДЖНЯНА —         (от префикса ви , соответствующего рус. рази корня джня знать) начиная с упанишад, противопоставляется джняне как знание о многом, разном, с различением знающего и знаемого знанию единого. В веданте виджнянамая коша, т. е. оболочка… …   Словарь индуизма

  • ВИДЖНЯНА БХИКШУ —     ВИДЖНЯНА БХИКШУ (санскр. Vijnana BMksu) индийский философ аскет 16 в., предпринявший попытку создания системы ведантизированной йоги в виде своеобразного синтеза йога, неадвайтистской веданты и санкхьи с привлечением понятийного арсенала и… …   Философская энциклопедия

  • ВИДЖНЯНА-ВАДА —     ВИДЖНЯНА ВАДА (санскр. vijfiàna vàda учение о сознании) онтологическая концепция, разрабатывавшаяся в буддийской школе йогачара. Йогачаров за приверженность названной концепции называли также виджнянавадинами. Наиболее известными среди них… …   Философская энциклопедия

  • Виджняна-бхайрава-тантра — Статья по тематике Литература индуизма Веды Риг · Яджур …   Википедия

  • Йогасана Виджняна — Брахмачари Д. «Йогасана Виджняна», «Проспект», 296 стр, 2006 г. Автор: Свами Дхирендра Брахмачари Язык оригинала …   Википедия

  • АЛАЯ-ВИДЖНЯНА — (санскр. сознание сокровищница), в буддийской школе йогачара (см. ЙОГАЧАРА) философское понятие о восьмом виде сознания. Оно понимается как сознание сокровищница, в которой хранятся семена всех феноменальных элементов сознания, т. е. дхармо… …   Энциклопедический словарь

  • алая-виджняна — (санскр сознание сокровищница, или всесохраняющее сознание) единое первонач. индивидуальное сознание, к рое невыразимо. В нем накапливаются следы всех прошлых деяний (карма) и содержатся определяемые кармой «ростки» всех возможных идей и объектов …   Буддизм

  • Йогачара — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Виджнянавада — Храм Кёмидзу дера в Киото, несущий традиции хоссо во время цветения сакуры Храм Хорю дзи около Нара, несущий традиции хоссо Йогачара (санскр. योगाचार, yogāchāra? …   Википедия

Книги