- АВЕНИР
[евр. , - отец света; отец есть свет], сын Нира, двоюродный брат и военачальник царя Саула (1 Цар 14. 50). Как высший чиновник А. имел право сидеть рядом с царем и его сыновьями. Участвовал в битве с филистимлянами в Сокхофе (1 Цар 17. 55). Командовал войском Саула во время преследования им Давида и подвергся упрекам последнего, когда дал ему возможность безнаказанно войти ночью в шатер царя Саула (1 Цар 26. 14-16). После гибели Саула А. возвел на престол оставшегося в живых царского сына Иевосфея в Маханаиме, новой столице царства (2 Цар 2. 8-10). Под властью царя Давида осталось только Иудино колено со столицей в Хевроне (2 Цар 2. 1). С целью преодолеть разделение царства Саула и решить вопрос о правах на него в Гаваоне произошло сражение между 12 воинами из войска Иевосфея, к-рым командовал А., и из войска Давида, находившегося под командованием Иоава. Сражение избранных не решило вопроса, тогда развернулась ожесточенная битва между войсками, в к-рой А. был побежден. Тогда же он убил преследовавшего его племянника Давидова Асаила (2 Цар 2. 12-23). Вскоре Иевосфей обвинил А. в притязаниях на царство, т. к. узнал о его связи с Рицпой, одной из наложниц Саула. Разгневавшись на царя, А. послал вестников к Давиду с предложением заключить с ним мир, обещая объединить весь Израиль под властью Давида (2 Цар 3. 7-21). Царь Давид принял его предложение, но Иоав, брат Асаила, не доверял А. Желая отомстить за смерть брата, он тайком от Давида умертвил А. (2 Цар 3. 22-27). Когда Давид узнал об этом, он проклял потомков Иоава. «Когда погребали Авенира в Хевроне, то царь громко плакал над гробом Авенира; плакал и весь народ» (2 Цар 3. 28-39).
Лит.: Богородский Я. А. Еврейские цари. Каз., 1884; Van der Kam J. C. Davidic complicity in the deaths of Abner and Eshbaal // JBL. 1980. Vol. 99. P. 521-539; Cryer F. H. David's rise to power and the death of Abner // VT. 1985. Vol. 35. P. 385-394.
Г. В. Рудницкий
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.