- ВИНОГРАДОВ
В.П.Виноградов. Фотография. 10-е гг. XX в.
В.П.Виноградов. Фотография. 10-е гг. XX в. Василий Петрович (23.03.1885, г. Можайск Московской губ.-24.10.1968, Людвигсфельд (ныне в черте Мюнхена, Германия), протопресв. Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ), богослов. Из семьи священника. Окончил в 1899 г. Звенигородское ДУ, в 1905 г.- Вифанскую ДС, в 1909 г.- МДА со степенью канд. богословия, оставлен в академии профессорским стипендиатом. С 16 авг. 1910 г. исполнял должность доцента кафедры гомилетики, с 1914 г. доцент. С 1914 г. ответственный редактор ж. «Христианин». 2 авг. 1914 г. удостоен степени магистра богословия за дис. «Уставные чтения». 30 дек. 1916 г. был уволен из МДА, 27 мая следующего года восстановлен, с 21 авг. 1917 г. экстраординарный профессор по кафедре гомилетики и пастырского богословия. За период службы в МДА опубликовал более 50 работ по богословию, литургике, гомилетике, церковно-общественным и актуальным религ. проблемам. Являлся секретарем 1-го Всероссийского съезда деятелей духовной школы (май 1917). 12 июня 1918 г. В. стал помощником ректора Московской правосл. народной академии (открыта 24 июня), вел в ней курс церковной практики. С 1918 г. член Московского епархиального совета, являлся также начальником московских пастырских курсов и проректором МДА.В нач. 1921 г. В. был арестован, осужден, отбывал срок в лагере около Архангельска, в кон. 1921 г. освобожден. 3 февр. 1922 г. рукоположен во иерея Патриархом св. Тихоном в Москве с возложением золотого наперсного креста. В мае 1922 г. арестован вместе с Патриархом св. Тихоном, заключен в одну из тюрем Москвы, затем переведен во Владимир. В нач. 1923 г. освобожден, вернулся в Москву, возведен в сан протоиерея, награжден палицей и назначен настоятелем ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Сущёве. В 1923-1924 гг. являлся председателем Московского епархиального совета. 21 мая 1924 г. включен Патриархом в состав Высшего церковного совета. В 1928 г. награжден митрой.
В 1930 г. В. вновь был арестован, осужден, до 1935 г. с короткими перерывами находился в лагерях на Колыме, в Красновишерске, Архангельске, Перми и Владимире. В 1935-1942 гг. служил в храмах Московской и Калужской областей. В 1938 г. награжден правом служения литургии при открытых царских вратах до «Отче наш». С кон. 30-х гг. являлся настоятелем Иоанновской ц. в с. Фёдоровском Угодско-Заводского р-на Калужской обл.
Осенью 1941 г. В. оказался на оккупированной нем. войсками территории. Весной 1942 г. он переехал из Можайска в Вильнюс, в 1943 г. возведен экзархом Прибалтики митр. Сергием (Воскресенским) в сан протопресвитера. В 1942 - нач. 1944 г. был наместником вильнюсского в честь сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-ря и ректором пастырско-богословских курсов. В 1944 г. эмигрировал в Австрию, перешел в юрисдикцию РПЦЗ. В 1944-1945 гг. являлся настоятелем Никольского собора в Вене. С 1945 г. жил в Германии, служил настоятелем храмов в Бад-Наухайме и Штутгарте, с 1951 г.- в Мюнхене (в храме арх. Михаила). В 1951 г. был редактором «Церковных ведомостей» Германской епархии РПЦЗ, в 1954 г. возглавлял пастырские курсы при епархиальном управлении и читал лекции. В июне - нояб. 1953 г. руководил в Людвигсфельде постройкой нового храма арх. Михаила, в к-ром затем служил настоятелем до конца жизни. Похоронен в Фельдмохинге (ныне в черте Мюнхена).
Как церковный ученый В. внес значительный вклад в развитие академической науки. Его основной научной отраслью была область гомилетики, а одним из главных трудов - «Уставные чтения». В нем В. задался целью всесторонне изучить сборники чтений, предписываемых богослужебным уставом для поучений молящихся в храме. Он отмечал, что практика этих чтений почти повсеместно упразднена, хотя в древности чтениям придавалось особое значение. В. называл их «проповедью книги», к-рая в отличие от проповеди отдельного иерархического лица является «коллективной» и «многовековой», она несет на себе печать святоотеческой мудрости и отражает духовный опыт мн. поколений. Поэтому уставные чтения служили своего рода центром, вокруг к-рого, как отмечал В., развивалась не только церковная и духовная жизнь, но и жизнь общественная, интеллектуальная, культурная. В. является также автором гомилетического исследования об архиеп. Амвросии (Ключарёве).
В. проявлял живой интерес к вопросам христ. этики, пропуская их сквозь призму церковно-общественной жизни. Он всесторонне изучил этическую систему М. М. Тареева и дал ей оценку в опубликованном труде «Основные пункты христианского миросозерцания в системе проф. М. М. Тареева».
В. считал себя нравственно обязанным защищать свою религию от враждебных христианству сил: он решительно выступил против книг А. фон. Гарнака «Сущность христианства» и Ж. Э. Ренана «Жизнь Иисуса»; сопоставив их, убедительно доказал, что обе книги, несмотря на различие целей и убеждений авторов, направлены против христианства.
Арх.: ГАРФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 57. Л. 19-19 об.; Архив УФСБ по Псковской обл. Д. А-10676. Т. 2. Л. 392-393.
Соч.: Иисус Христос в понимании Ренана и Гарнака. Серг. П., 1908; Публицистическо-проповеднические принципы... Амвросия, архиеп. Харьковского. Серг. П., 1909; О лит. памятниках «полуарианства» // БВ. 1911. № 4. С. 772-794; № 7/8. С. 527-559; № 12. С. 726-761 (отд. изд.: Серг. П., 1912); «Последний из могикан» эпохи великих реформ: [Памяти архиеп. Амвросия]. Серг. П., 1912; «Страж мира христианского» 2-й пол. XIX в.: К характеристике проповеднического творчества... Амвросия, архиеп. Харьковского. Серг. П., 1912; Осн. пункты христ. миросозерцания в системе проф. М. М. Тареева. Серг. П., 1912; Платон и Филарет, митр. Московские: (Сравн. характеристика их нравств. облика) // бВ. 1913. № 1. С. 10-42; № 2. С. 311-340; Уставные чтения Ист.-гомилетич. исслед. Серг. П., 1914-1915. 3 вып.; Наследие митр. Платона в истории МДА // БВ. 1914. № 10/11. С. 701-724; Жития древнерус. святых как источник по истории древнерус. школы и просвещения // БВ. 1915. № 3. С. 562-590; № 4. С. 774-816; № 5. С. 110-152; Самоограбление мира. Серг. П., 1915; Голгофа и Синай // Христианин. 1916. Март/Апр. С. 339-346; О церк. проповеди накануне революции // БВ. 1917. № 8/9. С. 225-250; Die russische akademische theologische Wissenschaft als Vertreterin der Theologie der Orthodoxen Kirche Russlands // Mьnchener Theol. Zschr. 1952. Hf. 2; Die Orthodoxe Lehre und Praxis des Bussakramenter // IKZ. 1955. Hf. 3; Die Hauptursache des endgültigen Bruches zwischen West- und Ostkirche in orthodoxer Schau // Ibid. Hf. 4; idem. Hamburg, 1954; In orthodoxer Schau. Münch., 1958; О нек-рых моментах последнего периода жизни и деятельности свт. Патриарха Тихона (1923-1925): По личным восп. Мюнхен, 1959; Die Kirche unter der Herrschaft des Kommunismus. Münch., 1960; Пастырское богословие. Мюнхен, 1962-1965. 2 т.; Письма еп. Иоанну (Шаховскому) // Вестн. РХД. 1987. № 150. С. 251-255.
Ист.: Акты свт. Тихона. С. 319, 760; Политбюро и Церковь. Кн. 1. С. 107; Кн. 2. С. 358, 359; Следственное дело Патриарха Тихона. М., 2000. С. 369, 371, 741, 902.
Лит.: Поспеловский Д. П. Рус. Правосл. Церковь в ХХ в. М., 1995. С. 75-77, 93, 94, 110, 112, 126-128, 179; Цыпин. История РЦ. С. 124, 125, 161, 615, 659, 660; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 251-253; Голубцов С., протодиак. МДА в эпоху революций. М., 1999. С. 44, 55, 59, 61, 62, 66, 94, 97, 99, 101, 104, 133, 163, 166-168, 170, 173, 209, 213, 231, 235-237; он же. МДА в нач. ХХ в.: Профессора и сотрудники. М., 1999. С. 25-26, 121, 123, 125.
М. В. Шкаровский
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.