ВИРСАВИЯ

ВИРСАВИЯ

[Беэршива, Беэр-Шева; евр.      - кладезь клятвы (Быт 21. 27-31) или колодец семи (Быт 21. 31б); греч. Βηρσαβεε], город в пустыне Юж. Иудеи. Находился на границе заселенной израильтянами территории, так что фразы «от Дана до Вирсавии» (Суд 20. 1 и мн. др.) и «от Вирсавии до Дана» (1 Пар 21. 2) указывали на весь евр. народ, тогда как фраза «от Гевы до Вирсавии» (4 Цар 23. 8) обозначала территорию только Иудейского царства. Точное значение названия города остается предметом предположений. Согласно рассказу Быт 21. 25-31, это «источник семи», названный так по 7 ( ) агнцам, к-рые Авраам отдал герарскому царю Авимелеху в знак заключения союза между ними; однако в ст. 31 название объясняется уже как место клятвы ( ). Согласно Быт 26. 32-33, имя городу было дано Исааком, т. к. после клятвы о союзе с тем же или уже др. Авимелехом, царем Герара, он узнал, что его слуги нашли источник; Исаак назвал этот источник «Шива» (клятва), «посему имя городу тому Беэршива до сего дня» (ст. 33).

Патриархи Авраам и Исаак не раз были в В. После захвата Ханаана В. принадлежала колену Иуды и отошла по жребию к колену Симеона (Нав 15. 28; 19. 2). Свидетельством о важности В. как религиозно-адм. центра является тот факт, что 2 сына Самуила, Иоиль и Авия, были неправедными судьями именно здесь (1 Цар 8. 2). Прор. Илия во время бегства от гнева Иезавели шел по дороге в В. (3 Цар 19. 3), после чего продолжил путь на Хорив, гору Божию. Цивья, мать царя Иоаса, к-рый должен был свергнуть узурпаторшу Гофолию, также пришла из В. (4 Цар 12. 1). В. упомянута в одном из текстов из Арада (ок. VII в. до Р. Х.?). О судьбе В. в поздний монархический период известно мало, но город стал одним из первых заселенных центров после возвращения евреев из вавилонского плена (Неем 11. 27).

В. была религ. святилищем еще со времени патриархов (Быт 21. 33). Позднее культ В. был ассимилирован с богослужением Яхве, а имя Эль Олам понято как Его эпитет «Бог вечный». Иаков перед путешествием в Египет получил в В. пророчество от Господа (Быт 46. 1-5). Во время прор. Амоса (VIII в. до Р. Х.) святилище в В. было одним из самых известных в стране, пророк упоминает его наряду с Даном и Вефилем (где поклонялись золотым тельцам), Галгалом (древним святилищем, основанным еще Иисусом Навином) и Самарией (столицей Израильского царства). Амос упоминает В. как место паломничества (Ам 5. 5; 8. 14), к-рое он осуждает, а также клятву грешников: «Жив бог твой, Дан! и жив путь в Вирсавию!» (Ам 8. 14), что, возможно, указывало на то, что здесь совершались особые свящ. ритуалы.

С ветхозаветной В. отождествляют 2 памятника: Телль-эс-Себа и Хирбет-Бир-эс-Себа. Телль-эс-Себа впервые идентифицировал Э. Мастерман (International Standard Bible Encyclopedia. 1929. Vol. 1. P. 424-425); в 1969-1976 гг., во время раскопок Тель-Авивского ун-та (рук. Й. Ахарони и З. Херцог), открыт хорошо спланированный адм. центр со слоями от Х до VIII вв. до Р. Х., вероятно древний евр. город (Y. Aharoni, 1968; 1973; 1974а; 1974b; 1973; Yadin, 1976 и др.). Однако эта идентификация ставится под сомнение из-за несоответствия этой даты библейскому тексту: на телле нет следов поселения эпохи бронзы и поздней фазы раннего железного века, что делает маловероятным существование здесь города в эпоху патриархов, а также и во времена Иисуса Навина. С 90-х гг. на телле под рук. Херцога ведутся новые исследования.

Район В. был важным и процветающим уже с медно-каменного века (3500-3000 до Р. Х.), поселения нач.-сер. IV тыс. до Р. Х. открыты по берегам вади. Нек-рые поселения могли быть ремесленными центрами металлургии (Абу-Матар) и резьбы по кости (Бир-эс-Сафади).

В эпоху раннежелезного века на Телль-эс-Себа насчитывается 9 слоев (не считая персид., эллинистических и иродианского). Самое раннее поселение (слой IX) открыто только в юго-вост. части холма; оно состояло из пещер и ям разной формы, вырытых в склоне холма, к-рые могли использоваться для хранения зерна или для жилья. В слое обнаружены фрагменты филистимской, краснолощеной и крашеной керамики (кон. XII - нач. XI в.). Пещеры и ямы оставались основными сооружениями в слое VIII (ок. сер. XI в.), но найдены и следы строительства зданий на каменных фундаментах.

Застройка поселения зданиями с характерным для бытовых евр. построек планом (4-комнатный дом), стоявшими по периметру холма, произошла в кон. XI - нач. X в. (слой VII). Задние стены домов были пристроены к городской стене. Ворота состояли из 2 камер, пристроенных к углам домов по обеим сторонам. За воротами находился колодец, также окруженный зданиями. Дата появления колодца неясна: его наслоения нарушены в древности падением верхней части стенок, а дно при раскопках (пройдено 28 м) не достигнуто. Он возник не позже VII слоя, т. к. стоит точно в центре двора этого времени.

Слой VI (X в.) отличается от предшествующего как стратиграфически, так и по качеству строительства: 4-комнатный дом отмечен только в одном случае, остальные здания построены наскоро или с использованием руин VII слоя.

В слое V обнаружены следы сноса прежних зданий и строительства мощной стены из сырца по каменному основанию. Стена была прикрыта гласисом, наружный ров был глубиной более 4 м; городские ворота (ок. 21´ 21 м) с 3 камерами располагались с юго-востока. Дата слоя - Х век; город погиб в пожаре, к-рый Ахарони связал с военными действиями фараона Шешонка I (925 до Р. Х.) в Юж. Иудее (Aharoni. 1973. P. 106). 2 архитектурных элемента - монолитная стена и тройные ворота - необычны для Х в., «эпохи Соломона» (обычны казематные стены и ворота с 4 камерами), в связи с чем Ахарони (1974) отнес укрепления к «эпохе Давида», XI в. (дата не является общепризнанной, см.: EAEHL. Vol. 1. P. 320). Город возродился на руинах слоя V, но вскоре был вновь уничтожен (слой IV, ок. 910-865).

Последний уровень состоит из 2 фаз (слой III-II) и исследован на максимально широкой площади. Обнаружена ясная картина небольшой, хорошо спланированной крепости,- провинциального центра управления. Крепость состояла из казематной стены с гласисом, стоявшей на руинах более ранней монолитной и превосходившей ее высотой. С вост. стороны стена спускалась с телля, чтобы обеспечить жителям доступ к воде. Новые 3-частные ворота стояли на месте ранних; проход в ширину имел 4,2 м, по сторонам одной из камер шли скамьи (высота ок. 30 см), уничтоженные в слое II. В городе помимо древнего колодца была и др. система снабжения водой, открытая (1994) в сев.-вост. части: вертикальная квадратная шахта (ок. 15 м глубиной) вела в глубь телля, а затем переходила в ступенчатый туннель (еще 5 м), выводя к 5 подземным цистернам (6 м высотой каждая, общий объем 500 м3). Они заполнялись водой в зимний период через особый туннель. Дома в основном 4-комнатные, сразу за воротами располагались адм. здание с жилыми, парадными и хозяйственными помещениями, часть к-рых замощена камнем (здание обычно трактуют как дом правителя города), и 3 хранилища, где было найдено много тарной керамики (пифосы, кувшины, горшки), кухонной и столовой посуды.

Особый интерес представляют блоки, заложенные в стену «хранилища» от стенок и верхней части 4-рогого жертвенника (на нек-рых из них были насечены изображения змеи). Часть камней от жертвенника, причем со следами огня, собрана в слое II. Попытки Ахарони открыть в B. храм, аналогичный найденному в Араде, не увенчались успехом. Предполагалось, что храм находился в сев.-зап. части города, где найдено много культовых объектов более поздних периодов, или во дворе здания, слева от городских ворот. Ахарони думал, что В. была одним из религ. центров страны в VIII в. до Р. Х. и ее храмы разобрали при реформах первосвящ. Езекии (4 Цар 18. 22; Ис 36. 7; 2 Пар 31. 1, 2; 32. 12).

Город, по мнению Ахарони, погиб при пожаре во время похода ассир. царя Синаххериба ок. 701 г. до Р. Х.; однако И. Ядин связывал гибель В. с кампанией вавилонского царя Навуходоносора II в 587 г. до Р. Х., указывая на совпадения в керамике с Лахишем, а К. М. Кеньон считала, что гибель города произошла между этими датами и не имела отношения к указанным нашествиям.

После разрушения город был вновь укреплен (слой I, VII в. до Р. Х.), часть казематной стены укрепили новой насыпью, но зданий не поставили - возможно, что главная часть поселения уже переместилась вдоль вади к западу, в Хирбет-Бир-эс-Себа. Персид. период оставил только ямы и хранилища, в к-рых найдено неск. остраконов (сер. IV в.?) с арам. надписями, упоминающими о зерне, и с перечислениями имен (иудейских, эдомитских и араб.).

В эпоху эллинизма на месте В. была поставлена крепость, а в иродианский период - большой дворцовый комплекс со служебными зданиями и банями. Во II в. по Р. Х. центр телля заняла рим. крепость (30´ 30 м), в последующий период она была полностью оставлена.

А. Альт, Н. Глюк и др. полагали, что библейская В.- это Хирбет-Бир-эс-Себа. Они считали, что в эпоху железного века именно он был подлинной В., остатки к-рой сохранялись и в римско-визант. эпоху. Действительно, в Хирбет-Бир-эс-Себа есть древние слои, в основном Х в. до Р. Х. (железный век II C и I C) (Glueck. P. 40-41), однако отсутствие соответствующего ландшафта и укреплений не позволяет помещать древнюю В. здесь (Gophna R., Yisraeli Y.). Возможно, что В. состояла из 2 частей: царской крепости (телль) и города (хирбет) к западу, на берегу вади, на месте совр. города. Этим можно объяснить двойственность наименования города колена Симеона: Вирсавия и Шива (Нав 19. 2; 15. 26 (Шема), 28; 1 Пар 4. 28).

Лит.: Robinson G. L. The Wells of Beersheba // Biblical World. 1901. Vol. 17. P. 247-255; Perrot J. The Excavations at Tell Abu Matar near Beersheba // IEJ. 1955. Vol. 5. P. 17-40; idem. Notes and News: Beersheba Bir es-Safadi // Ibid. Vol. 5. P. 125-126; idem. Notes and News: Beersheba Bir es-Safadi // Ibid. 1960. Vol. 10. P. 120-121; Dothan M. Excavations at Horvat Beter (Beersheba) // Atiqot. 1959. Vol. 2. P. 1-42; Aharoni Y. Arad: Its Inscriptions and Temple // BiblArch. 1968. Vol. 31/1. P. 2-32; idem. Beer-sheba: The Excavation of a Biblical City. N. Y., 1973; idem. The Horned Altar of Beer-sheba // BiblArch. 1974. Vol. 37. P. 2-6; idem. Notes and News: Tel Beersheba // IEJ. 1974. Vol. 24. P. 270-272; Glueck N. Rivers in the Desert. N. Y., 1968; Gophna R., Yisraeli Y. Soundings at Beer Sheba (Bir es-Seba) // Beer-Sheba I / Ed. Y. Aharoni. Tel Aviv, 1973. P. 115-118; Kenyon K. M. Review of Beer-Sheba I // PEQ. 1976. Vol. 108. P. 63-64; Yadin Y. Beer-sheba: The High Place Destroyed by King Josiah // BASOR. 1976. Vol. 222. P. 5-17; Beer-sheba II / Ed. Z. Herzog. Tel Aviv, 1984; Manor D.W. Beer-sheba // ABD. Vol. 1. P. 641-645; Herzog Z. Beersheba // OEANE. 1997. Vol. 1. P. 287-291.

Л. А. Беляев


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ВИРСАВИЯ" в других словарях:

  • ВИРСАВИЯ — ВИРСАВИЯ, в Библии одна из жен царя Давида, мать Соломона …   Современная энциклопедия

  • ВИРСАВИЯ — в Библии одна из жен царя Давида, мать Соломона …   Большой Энциклопедический словарь

  • Вирсавия — см. Батшеба …   Исторический словарь

  • вирсавия — сущ., кол во синонимов: 1 • имя (1104) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Вирсавия — Эта статья о библейском персонаже. О библейском городе Вирсавия см. статью Беэр Шева …   Википедия

  • ВИРСАВИЯ — в Ветхом Завете, супруга царя Давида и мать царя Соломона. Давид воспылал к ней любовью при жизни ее мужа, Урии Хеттеянина, и женился на ней после того, как Урия был убит во время сражения, коварно посланный Давидом в самое опасное место (2 Цар… …   Энциклопедия Кольера

  • Вирсавия — 1) (евр. Бат Шева, дочь изобилия ), дочь Елиама, внучка Ахитофела и жена хеттеянина Урии (2Цар 11:3; 23:34; Мф 1:6). Когда Урия в составе израил. войска осаждал Равву, Давид увидел купающуюся В. и велел привести ее к себе. В. не посмела… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Вирсавия — (дочь клятвы) (2Цар.11:3 ) дочь Элиама и жена Урия Хеттеянина. Она именуется также дочерью Аммиила (1Пар.3:5 ). Давид совершил с нею грех прелюбодеяния, и, в наказание за грех, дитя родившееся от нее на седьмой день умерло (2Цар.12:18 ). За тем… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Вирсавия — в Библии одна из жён царя Давида, мать Соломона. * * * ВИРСАВИЯ ВИРСАВИЯ, в Библии одна из жен царя Давида (см. ДАВИД (Иудея)), мать Соломона (см. СОЛОМОН (Иудея)). Согласно 2 1 Книге Царств (11:3) была женой одного из полководцев Давида, Урии… …   Энциклопедический словарь

  • Вирсавия — Бат Шева Вирсавия 1) Дочь Елиама, жена Урии (2 Цар. 11:3), была соблазнена Давидом и стала его женой, после того, как убили ее мужа. Она родила Соломона и старалась упрочить за ним престол (3Цар. 1:17). 2) См. «Беер Шива» …   Словарь библейских имен


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»