- ВИССЕР'Т ХООФТ
В.А.Виссер'т Хоофт. Фотография. Кон. XX в.
В.А.Виссер'т Хоофт. Фотография. Кон. XX в.Ви́ссер'т Хо́офт [Виссерт Хуфт; нидерланд. Visser't Hooft] Вилем Адольф (20.09.1900, Харлем, Нидерланды - 4.07.1985, Женева), религ. и общественный деятель; реформатский пастор; первый генеральный секретарь Всемирного Совета Церквей (ВСЦ).В 1924 г. В. закончил богословский фак-т Лейденского ун-та; женился на Г. Бодаерт; познакомился с Дж. Моттом, видным деятелем международного христ. студенческого движения, к-рый впосл. стал его другом и наставником. В том же году В. был избран одним из секретарей Всемирной христианской студенческой федерации, в 1932 г. стал ее генеральным секретарем. В авг. 1925 г. В. принял участие в работе 1-й Всемирной конференции «Жизнь и деятельность» в Стокгольме (Швеция), собравшей 600 делегатов из 37 стран (в т. ч. представителей 9 Православных Церквей), созванной для рассмотрения вопросов, поставленных перед христианами первой мировой войной. В 1928 г. в Лейденском ун-те В. защитил докт. дис. на тему «Истоки социального Евангелия в Америке». После прихода А. Гитлера к власти (1933) он решительно поддержал антифашистскую Исповедующую Церковь Германии, открыто встав на сторону Д. Бонхёффера и М. Нимёллера. В 1936 г., будучи пастором Голландской Реформатской Церкви, В. начинает свое служение в Национальной Протестантской Церкви Женевы. В июле 1937 г. на 2-й Всемирной конференции экуменического движения «Жизнь и деятельность» в Оксфорде возглавил подсекцию «Церковь и война»; в августе того же года принял участие в работе 2-й Всемирной конференции движения «Вера и церковное устройство» в Эдинбурге. Обе конференции приняли решение о создании ВСЦ и выделили из числа делегатов по 7 полномочных представителей в учредительный «Комитет 14-ти», в состав к-рого был избран и В. Комитет ставил своей задачей осуществить слияние экуменических движений «Вера и церковное устройство» (1927) и «Жизнь и деятельность» (1925). В мае 1938 г. «Комитет 14-ти» на консультативной конференции в г. Утрехте принял решение о создании ВСЦ. Председателем «Всемирного Совета Церквей в процессе подготовки» был избран Архиепископ Йоркский Уильям Темпл, генеральным секретарем - В. В 1939 г. он принял участие в подготовке и проведении Всемирной конференции христианской молодежи в Амстердаме, получил звание почетного доктора богословских наук Абердинского ун-та. В дек. 1940 г. стал одним из инициаторов создания Комиссии по изучению основ справедливого и длительного мира.
В годы второй мировой войны В. жил и работал в Женеве, где находилась штаб-квартира «Всемирного Совета Церквей в процессе подготовки». При содействии Международного Красного Креста эта орг-ция оказывала помощь Церквам стран, оккупированных фашистами, военнопленным стран антигитлеровской коалиции, беженцам, в т. ч. и еврейским, а также участвовала в образовании службы военных капелланов. В. внес вклад и в создание «Декларации о мире во всем мире и о принципах послевоенных взаимоотношений», подписанной 7 окт. 1943 г. представителями различных религ. конфессий. После окончания второй мировой войны В. продолжил работу по созданию ВСЦ. 22 авг. 1948 г. в Амстердаме открылась I Ассамблея ВСЦ, на к-рой Дж. Мотт был избран почетным президентом, а В. был утвержден генеральным секретарем. В состав ВСЦ вошли 147 Церквей и религ. объединений из 44 стран мира. В. объяснял, что «символом ВСЦ является лодка, не очень отличающаяся от рыбацкой лодки святого апостола Петра на Галилейском море. У лодки одна мачта и на мачте - поперечная перекладина, которые образуют крест. Никогда раньше в истории христиане стольких различных исповеданий не собирались вместе в одной лодке» (Цит. по: ЖМП. 1986. № 12. С. 66).
В нояб. 1949 г. В. посетил Бангкок (Таиланд), где возглавил экуменическую конференцию христ. Церквей Вост. Азии. В 1951 г. участвовал в праздновании 1900-летнего юбилея прибытия св. ап. Павла в Грецию. В том же году В. предпринял поездку на Ближ. Восток, чтобы помочь в урегулировании проблемы палестинских беженцев. После конференции в Бейруте В. побывал в Израиле, где встретился с евр. религ. философом М. Бубером, выступившим против арабско-евр. конфликта и антигуманных действий по отношению к палестинским арабам.
В нач. 50-х гг. перед В. и ВСЦ встала новая проблема: на сессиях ЦК ВСЦ в июле 1950 г. в г. Торонто (Канада) и в авг. 1951 г. в г. Роль (Швейцария) представители нек-рых зап. Церквей в условиях «холодной войны» стали выдвигать свои политические требования. По инициативе В. была разработана и принята декларация «Церковь, Церкви и Всемирный Совет Церквей», в к-рой говорилось о том, что ни одна Церковь не обязана менять свою экклезиологию, для того чтобы быть членом ВСЦ, где есть место всем, кто готов участвовать в экуменическом диалоге. Выступая на сессии ЦК ВСЦ в Лакнау (Индия) (1952), В. упомянул и об искажении христ. надежды, к-рую нередко смешивают с материальным прогрессом и с победой, пытаясь связать с этим понятием чисто земные, в частности социально-политические, интересы и цели.
В сент. 1955 г. в Стамбуле произошли волнения, в результате к-рых пострадали члены греч. общины, правосл. храмы, школы и госпитали. Враждебные по отношению к христианам акции значительно осложнили положение К-польского Патриарха Афинагора. В 1956 г. встал вопрос о его переезде в Женеву. По инициативе В. Комиссия Церквей по международным делам (КЦМД) ВСЦ предприняла шаги на высоком международном уровне, чтобы нормализовать положение. С этой целью В. вместе с председателем КЦМД К. Граббом и директором Комиссии О. Нольде (США) посетили Грецию и Турцию, добившись урегулирования проблемы.
В кон. 50-х - нач. 60-х гг. В. столкнулся с обвинениями в том, что в недрах экуменического движения создается модель некой «сверх-Церкви», к-рая неизбежно будет усвоена ВСЦ. В ответ В. выступил со статьей «Сверх-Церковь и экуменическое движение», в к-рой заявил, что нельзя исключить возможность появления таких взглядов и предложил ряд мер по их предотвращению: ВСЦ должен разъяснить Церквам-членам, что окончательное решение любого вопроса принадлежит им самим, а не ВСЦ. В свою очередь ВСЦ не должно принимать никаких решений в ущерб Церквам, находящимся в меньшинстве при обсуждении к.-л. вопросов. По уставу ВСЦ руководящие посты в его аппарате могут занимать лица не старше 65 лет, В. еще в 1961 г. на III Ассамблее ВСЦ в Нью-Дели объявил о своей грядущей отставке в 1966 г.
В мемуарах В. пишет, что уже в 20-30-х гг. XX в. неоднократно встречался с правосл. иерархами и богословами: архиеп. Германом (К-польский Патриархат), еп. Новосадским Иринеем (Сербская Православная Церковь), проф. протопресв. Стефаном Цанковым (Болгарская Православная Церковь), проф. Г. С. Аливизатосом (Элладская Православная Церковь) и др. Борьба В. против нацизма во время второй мировой войны укрепила его симпатии к России. Он приложил немало усилий, чтобы рассеять предубеждения в отношении РПЦ, бытовавшие в то время на Западе. В июне 1945 г., во время офиц. визита делегации РПЦ в Великобританию, В. встречался и беседовал с митр. Крутицким Николаем (Ярушевичем). В этот период шла интенсивная подготовка к проведению в Амстердаме I Ассамблеи ВСЦ и В. хотел, чтобы РПЦ приняла в ней участие. С этой целью он предложил Патриарху Алексию I направить делегацию для ознакомления с деятельностью «Всемирного Совета Церквей в процессе подготовки». Это предложение было принято, однако усиливавшаяся «холодная война» помешала его осуществлению. Совещание Предстоятелей и представителей автокефальных правосл. Церквей в Москве, проходившее в июле 1948 г. совместно с празднованием 500-летия автокефалии РПЦ, обсудило среди др. и вопрос об отношении Поместных Православных Церквей к экуменическому движению и вынесло решение воздержаться от участия в амстердамской Ассамблее ВСЦ, мотивируя это тем, что «экуменическое движение не обеспечивает дела воссоединения Церквей благодатными путями и средствами» (Деяния Совещания Глав и представителей Автокефальных Православных Церквей. Т. 2. С. 435-436). В то же время деятельность самого В. на Совещании была охарактеризована весьма положительно. По инициативе В., ЦК ВСЦ, собравшийся в Давосе в апр. 1955 г., обратился к РПЦ с предложением об экуменической встрече. Предложение было принято, и 7-9 авг. 1958 г. в Утрехте состоялась встреча делегаций ВСЦ и РПЦ, возглавлявшихся В. и митр. Николаем. Во время совместных заседаний были обсуждены 4 темы: «Русская Православная Церковь и Всемирный Совет Церквей», «Христианское единство в защите мира», «Русская Православная Церковь и социально-политические проблемы нашего времени», «Общая озабоченность Церквей религиозной свободой». В. выступил с докладом «Всемирный Совет Церквей и мир во всем мире». Была выработана общая позиция, к-рая заключалась в том, что Церкви должны совместно добиваться мира (Memoirs. P. 266). Результаты встречи предопределили принятие последующего решения о вступлении РПЦ в ВСЦ. В дек. 1959 г. В. впервые посетил Москву в составе офиц. делегации ВСЦ, к-рая прибыла в СССР по приглашению РПЦ с целью дальнейшего сближения позиций в рамках экуменического диалога, а также для содействия вступлению РПЦ в ВСЦ.
Прямые контакты и переговоры В. с представителями РПЦ привели к пересмотру первоначального и явно недостаточного с правосл. т. зр. базиса ВСЦ, к-рый на III Ассамблее ВСЦ в Нью-Дели (1961) был расширен за счет прибавления тринитарной формулы. Исповедание ВСЦ Пресв. Троицы как богословское основание веры участников экуменического движения явилось одним из основных факторов, позволивших РПЦ 20 нояб. 1961 г. на III Ассамблее ВСЦ в Нью-Дели вступить в ВСЦ. Осенью 1962 г., в период т. н. Карибского кризиса, вызвавшего опасную конфронтацию США и СССР, В. от имени ВСЦ обратился с телеграммами к руководителям обеих держав, призвав их проявить обоюдную сдержанность и политическое благоразумие. В 1963 г., после посещения Св. Горы Афон, В. обратился с просьбой к иерархам Элладской Православной Церкви поддержать перед правительством Греции ходатайство РПЦ о допуске на Афон монахов из России. В февр. 1964 г., во время своего визита в СССР, В. участвовал в работе очередной сессии Исполнительного комитета ВСЦ, проходившей в Одессе с 10 по 14 февр. 1964 г. На сессии была принята специальная резолюция «Проблемы и возможности разоружения в настоящее время», направленная всем правительствам мира. В кон. мая - нач. июня 1968 г. В. (вместе с Ю. К. Блейком) представлял ВСЦ в Москве на юбилейных торжествах по случаю 50-летия восстановления Патриаршества в РПЦ. В 1980 г. в связи с 80-летием В. Святейший Патриарх Пимен наградил В. орденом прп. Сергия Радонежского.
Соч.: Anglo-Catholicism and Orthodoxy. L., 1933; «None Other Gods». L., 1937; Our Ecumenical Task in the Light of History. Gen., 1955; Rembrandt and the Gospel. L., 1957; The Pressure of our Common Calling. N. Y., 1959; No Other Name: The Choice between Syncretism and Christian Universalism. L., 1963; Auf dem Weg zur Einheit. Wetzhausen, 1970; Memoirs. L., 1973; The Genesis and Formation of the World Council of Churches. Gen., 1982.
Лит.: Казем-Бек А. Л. К 65-летию д-ра Виссер'т Хоофта // ЖМП. 1965. № 10; Никитин В. А. Памяти д-ра Виссер'т Хоофта // ЖМП. 1986. № 12. С. 62-67; 1987. № 1. С. 41-66.
В. А. Никитин
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.