- ВИТАНОВЫ
Вмч. Георгий. Икона. 1814 г. Мастер Иоанникий Папа Витанов
Вмч. Георгий. Икона. 1814 г. Мастер Иоанникий Папа Витанов [Витановичи; болг. Витановци], династия иконописцев и резчиков; представители художественной школы г. Трявна в Болгарии. Согласно легенде, в кон. ХVII- нач. ХVIII в. родоначальник Викентий (Витан) Карчов был приведен афонским монахом на Св. Гору, в мон-рь Зограф, для обучения иконописи и искусству резьбы. Иконописцами были его сын Димитр (род. ок. 1730), поселившийся в Трявне и внук Цоню Димитров, трое сыновей к-рого - свящ. Папа Витан Старший, Кою (Константин) и Симеон Цонювы - работали в кон. ХVIII-нач. ХIХ в. Еще 3 поколения В. писали иконы и резали по дереву до кон. XIX в.; исследователям известны ок. 50 мастеров из этой династии, среди них живописцы Иоанникий (Йонко) Папа Витанов, Витан Коюв, Феодосий Коюв и резчик Кою Витанов (впосл. архим. Константин).Икона Божией Матери "Троеручница". Кон. XVIII - нач. XIX в. (Художественная галерея. Пловдив)
Икона Божией Матери "Троеручница". Кон. XVIII - нач. XIX в. (Художественная галерея. Пловдив)Произведения В. встречаются на территории всей Болгарии и в Румынии. Наиболее ранние датированные иконы исполнены в 1798 г. Папой Витаном Старшим (Христос Пантократор - Нац. худож. галерея, София) и его братом Симеоном (свт. Николай Мирликийский - там же) для церкви с. Радуил, близ Самокова, что свидетельствует как о широкой известности тревненских мастеров, работавших вдали от родных мест, так и об их творческой активности. Для произведений В. характерны сохранение традиций иконописного письма, простота, спокойствие и цельность композиционных форм и колорита, отсутствие барочного натурализма или приемов академической живописи Зап. Европы.
Иконописцы В. получали преимущественно заказы от приходских церквей богатых ремесленных городов, напр. Габрова, Сливена, Севлиева, Шумена. В основном они писали иконы св. покровителей различных ремесленных объединений (прор. Илия, свт. Спиридон, ап. Андрей, вмч. Пантелеимон и др.) с житийными циклами. Обычно В. работали вместе, одной артелью, исполняя как иконостасы, так и их резное убранство. Если в первое время существования тревненской школы (кон. ХVII - нач. ХVIII в.) художников часто приглашали для росписи храмов, то позже они практически перестали получать подобные заказы, за исключением Феодосия Коюва, к-рый в составе артели участвовал в росписи храма Раковицкого мон-ря, церкви в Видине (до 1825) и врачанской ц. Вознесения.
Лит.: Мавродинов Н. Изкуството на Българското възраждане. София, 1955. С. 49-60; Василиев А. За българската живопис през ХVIII в.: В Паисий Хилендарски и неговата епоха. София, 1962. С. 487-488; он же. Български възрожденски майстори. София, 1965. С. 23-61; Друмев Д. Тревненско резбарско изкуство. София, 1962; Божков А. Тревненска живописна школа. София, 1967; Петров Ц. Икони от Тревненски зографи. София, 1978; Паскалева К. Икони от Сливенски край. София, 1975; Тревненска художествена школа. София, 1985.
И. Гергова
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.