- ВИТРАЖ
[франц. vitrage; лат. vitrum - стекло], вид монументальной живописи, основой к-рого является орнаментальная или сюжетная композиция из стекла (реже слюды) или на стекле, размещенная, как правило, в оконном проеме. В христ. традиции В. широко использовался в средневек. храмах Зап. Европы, прежде всего романских и готических, где он являлся частью художественного ансамбля, важным элементом архитектуры.
Цветные стекла существовали уже в Др. Египте со 2 тыс. до Р. Х., в Др. Риме - с I в. по Р.Х. Судя по описаниям современников и археологическим данным, цветное стекло было использовано в окнах собора Св. Софии К-польской (а также зеркала), рим. ц. Санта-Сабина (ок. 430), известны 3 фрагмента с изображением Иисуса Христа из ц. Сан-Витале в Равенне (ок. 547), в Зап. Европе - в мон-ре Ярроу в Англии (686). Согласно «Liber pontificalis», окна алтарной апсиды следовало украшать цветным стеклом. В романский период (X-XII вв.) В. исполняли гл. обр. в мозаичной технике, что сближало их композиции с мозаиками пола и монументальными росписями стен, детали прорисовывали темными красками. В сер. XI в. появились первые фигурные и сюжетные В. из фрагментов цветного (красного и синего) стекла, вырезанных по контуру изображений, напр., в соборе Нотр-Дам в Шартре (до перестройки в 1260), базилике аббатства Клюни (XI в., не сохр.). Наиболее сохранившиеся без значительных утрат В. этого периода - группа пророков в хоре собора Аугсбурга (1065, Германия). Рецепты и методы изготовления В. приводились в специальных рукописях, напр. трактатe «Diversarum atrium schedula» мон. Феофила («О разных ремеслах», XI в.), к-рого исследователи отождествляют с западноевроп. мастером по обработке металла Рогером из Хельмарсхаузена (см. ст. «Прикладное искусство Византийской империи», а также: Theophilus: De diversis artibus / Еd. and transl. C. R. Dodwell. Oxf., 1986).
Бегство в Египет. Витраж из капеллы Девы Марии собора в Бове. Франция. 1238-1248 гг. Фрагмент
Бегство в Египет. Витраж из капеллы Девы Марии собора в Бове. Франция. 1238-1248 гг. ФрагментВ готическую эпоху искусство В. достигло расцвета; были известны 2 основных типа В.: со свинцовой арматурой и из монолитных стекол. Цветное стекло получали путем добавления в расплавленную массу окислов металлов: для синего - кобальта, зеленого - меди или железа, желтого - марганца или железа, красного - сочетания марганца с железом или медью и т. д. Согласно эскизу, отдельные фрагменты вырезали из стекла раскаленным железным острием. При необходимости темными керамическими красками наносили основные детали изображения, после чего расписное стекло подвергали обжигу. Затем красками выделяли освещенные и затененные места и вновь обжигали стекло. Полученные фрагменты скрепляли свинцовыми перемычками, составлявшими сетчатую несущую конструкцию, к-рую помещали в оконную раму. В. из монолитных пластин бесцветного тонированного стекла расписывали керамическими красками различных цветов либо в технике «гризайль» (белой и коричневой или серой и черной красками). В XII-XIII вв. множество соборов были украшены В.: во Франции - в аббатстве Сен-Дени, городах Бурж, Ле-Ман, ц. Сент-Шапель в Париже и др.; в XIV-XV вв. в Англии - Кентербери, Йорке, Уэлсе и т. д. В сер. XII -1-й пол. XIII в. в Германии возникли 3 и 5-частные циклы В. с Древом Иессеевым в центре и фланкирующими сюжетами из жизни Христа и чтимых святых, напр. в церквах мч. Патрокла в Зосте (1160-1666), мон-ря в Альпирсбахе (60-70-е гг. XII в.). В XII в. стали изготавливать окна с медальонами, центральное место в них занимали сюжеты из Свящ. Писания, с XIII в. на В. появились изображения архитектуры, напр. колонные аркады. В росписи стекла мастера использовали приемы фресковой живописи. Прорисовка деталей была рассчитана на восприятие издали. Буквы наносили кистью или выскабливали на фоне, отдельные детали (короны, края одежд) инкрустировали цветными стеклами, имитируя драгоценные камни. Источниками для композиций В. служили гравированные рисунки, напр. из «Biblia pauperum» кон. XIII в., «Speculum humanae salvationis» XV в. (Cod. Lat. 512) и др.Специфические качества В. определили его особую роль в ансамбле готического храма: подчиненность принципу сквозной архитектуры обусловила эффект дематериализации, наивысшего одухотворения образов. Способность цветного стекла не только пропускать, но и преображать свет сближала В. с характерным для средневек. мысли стремлением познать природу Божественного света. Свет как поток, связующий мир земной и горний, соответствовал важнейшим понятиям христианства: «истина», «дух», «любовь», «знание»; насыщение пространства храма многокрасочным освещением создавало особую эмоциональную атмосферу.
В XIII-XIV вв. техника В. в целом не менялась, расширилась цветовая гамма, стали накладывать цветное стекло на бесцветное, что давало бо́льшее разнообразие тонов, позволяло увеличить площадь остекления и вставлять В. непосредственно в оконные переплеты. Цветовые нюансы стали тоньше, открытие в XIV в. серебряной краски, дававшей оттенки от светло-желтого до оранжевого, позволило уменьшить количество фрагментов В. Отдельные фигуры и группы изображали на фоне узорчатых ковров, порталов, под готическими крышами и балдахинами. Циклы В. получили распространение в Германии, напр. в соборах Кёльна, Ульма и Нюрнберга. Помимо религ. сюжетов на В., подаренных храмам ремесленными цехами, появились изображения каменщиков, сапожников, др. мастеров за работой (собор в Шартре). В XV в. сказалось подражание В. живописи маслом: орнаментальный фон заменили пейзажи и интерьеры, в свою очередь В. оказал воздействие на искусство книжной иллюминации в период зрелого и позднего средневековья.
В эпоху Возрождения В. утратил связь с архитектурой, перерождаясь в живописную картину: открытие прозрачных эмалей позволило расписывать формы чистого стекла. Для Л. Гиберти, П. Уччелло, Донателло, А. Дюрера, создававших эскизы В., он не более чем живопись на стекле. Несмотря на оживление в XVI в. в связи с изготовлением В. для соборов в Париже, Руане, Бове, Труа (Франция), Гауде (Нидерланды), Брюсселе (Бельгия) и др., к кон. века в искусстве В. настал упадок, в ансамблях барокко и классицизма он не был востребован. С возникновением интереса к готике в Зап. Европе XIX в. были предприняты попытки возродить В., сводившиеся гл. обр. к стилизациям.
Под влиянием искусства Зап. Европы для украшения окон вместо традиц. цветного остекления В. с образами святых стал использоваться на востоке христ. мира: с XII в.-в нек-рых храмах К-поля (ц. Пантократора), в ц. Богородицы мон-ря Студеница (орнаменты с геральдическими мотивами, сев. фасад главного нефа, XIII в., Сербия). Цветные стекла, в т. ч. с росписью, использовались и в храмах Др. Руси. Их фрагменты обнаружены при раскопках (в основном в вост. части храмов) Десятинной ц. в Киеве, Нижней ц. в Гродно (медные обоймицы с цветными стеклами круглой, прямоугольной, овальной и ромбовидной формы), ц. свт. Иоанна Златоуста в Холме, а также в храмах Галича, Вел. Новгорода, Владимира (9 стекол в Мономаховом городе между Рождественским мон-рем и Дмитриевским собором и др.) и в Суздальском кремле. 85 фрагментов собраны в Успенском соборе Елецкого мон-ря (Чернигов) в слое пожара на месте алтарной преграды (синие, желтые, красные, темно-зеленые; многие с растительной и геометрической росписью). Большая серия фрагментов темно-красного стекла с росписью (растительный орнамент и неск. букв надписи) найдена на городище Ст. Рязань при раскрытии в 2001-2002 гг. к северо-востоку от придела ц. святых Бориса и Глеба (1-я пол. 90-х гг. XII в.). Поскольку в их составе присутствуют следы как западноевроп., так и визант. рецептуры варки стекла, о происхождении восточнохрист. В. ведутся споры. По документам, собранным И. Е. Забелиным, а также по западноевроп. гравюрам, отмечалось эпизодическое использование цветных оконных стекол в древнерус. храмах, но в целом стекло как материал для святых изображений не приветствовали, опасаясь хрупкости материала. В XVIII-XIX вв. производство икон на стекле стало популярным во мн. селах румын. Трансильвании (самая древняя из известных датируется 1780 г. и принадлежит мастеру из Брашова по имени Ионица).
Появление В. в правосл. храмах России начиная с XVIII в. было обусловлено переменами в религ. культуре, прежде всего ориентацией рус. зодчих XVIII-XIX вв. на памятники Зап. Европы, когда в куполах стали использовать круглые окна (люминарии), в к-рых часто устанавливали желтые стекла с изображением Всевидящего Ока (ц. Спаса Нерукотворного образа при Главных дворцовых конюшнях, ц. св. Александра Невского при Сенате и др.). Появились и стали распространенным явлением иконы на стекле во мн. правосл. храмах XIX в.
В. получили распространение в России с появлением стиля эклектики, воплотившей в архитектурной практике идеи романтизма, для к-рого символика стекла была притягательна: одновременно оно было знаком входа в неземное царство истины, света и духа, и преграды, защищающей человека от ослепительного Божественного сияния. В. (цветные окна) стали обязательной принадлежностью псевдоготики, одного из проявлений стиля эклектики, напр. декорация ц. св. Александра Невского (К. Г. Шинкель, проект 1829 г., построена 1831-1834, парк Александрия в Петергофе). Утверждение В. произошло после установки в алтарном окне Исаакиевского собора огромной стеклянной иконы с изображением благословляющего Христа по Воскресении (1844, проект худож. Г. М. фон Гесса), послужившей образцом для мн. церквей в столице и провинции. В 1820-1910 гг. были украшены В. более 30 правосл. храмов, существовавшие ранее и новые, в С.-Петербурге, др. городах и мон-рях: Спасо-Преображенский собор в Выборге (1788), ц. Успения во Львове (построена в кон. XVI - нач. XVII в., витражи нач. XX в.), семинарская ц. в резиденции Буковинских митрополитов в Черновцах (1878).
Лит.: Megaw A. H. S. Notes on Recent Work of Byzantine Institut in Instanbul // DOP. 1963. Vol. 17. P. 333-371; Witzleben E. Licht und Farbe aus Frankreichs Kathedralen. N. Y., 1968; Щапова Ю. Л. Стекло Киевской Руси. М., 1972; Grodecki L. Le vitrail roman. Friebourg, 1977; Cowen P. Rose windows. San Francisco, 1979; Henderson J., Mundell Mango M. Glass at Medieval Constantinople: Prelim. Scientific Evidence // Constantinople and its Hinterland: Papers from 27th Spring Symp. of Byzant. Studies, Oxf., apr. 1993 / Ed. C. Mango, G. Dagron. Aldershot; Brookfield, 1995. P. 333-356; Волобаева Т. В. Витражи в рус. культуре: С.-Петербург и его памятники: АКД. СПб., 1999; Лядова А. В. Витражные стекла из Владимира и Суздаля // Рос. Арх. 2005. № 1 [в печати]; Dell'Acqua F. «The unclassical nature of Byzantine church interiors»: enhancing luxury through glass, from Asia Minor to Italy // DOP. Vol. 59: [Workshop on Byzantine glass] / Ed. by A.-M. Talbot a. D. Whitehouse [в печати].
Е. Э. Спрингис
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.