- ВИШИШТА-АДВАЙТА
[санскр. - квалифицированная недвойственность], в инд. религиозно-философской традиции второе по значимости направление веданты, оппонирующее адвайта-веданте и выросшее из стремления адаптировать философское учение об Абсолюте к потребностям религ. почитания Божества в движении бхакти. Потому не случайно, что В.-а. составляет мировоззренческое ядро одного из наиболее влиятельных течений бхактистского вишнуизма - шривайшнавов. Название В.-а. связано, вероятно, с пониманием того, что высшее божество - Брахман-Вишну по природе своей наделен совершенными положительными качествами, начиная со всеведения, благости и всемогущества (что в адвайта-веданте соответствует лишь уровню относительной истины познания Брахмана). Его самовыражение через души (чит) и материю (ачит), с к-рыми он, будучи единственной высшей реальностью, находится в соотношениях, подобных отношениям между субстанцией и атрибутами или между душой и телом. В противовес учению Шанкары, по В.-а., Брахман создает мир из самого себя и по своей воле через материю (напоминающую Пракрити санкхьяиков) не иллюзорно, но реально (хотя сам при этом и не изменяется), Упанишады, согласно В.-а., отрицают лишь независимое от него существование материальных объектов, но не саму их действительность. В этой связи адвайтистская концепция Майи подвергается резкой критике, но само это понятие - как обозначение реальной креативной силы Брахмана - не отрицается. Души не тождественны в конечном счете Брахману, но, составляя его частицы (амша), подобны ему в своей вечности и сознательности (утверждается и их атомарность), хотя и соединяются с телами вслед. действия закона кармы, к-рый также неиллюзорен. Потому и освобождение души (мокша) есть максимальное уподобление Божеству, но не идентичность ему (как у адвайта-ведантистов), конечная цель - сопребывание с Вишну на небе Вайкунтха, а лучшее средство ее реализации - самоотдача-прапатти адепта Божеству (а не интеллектуальная медитация, как полагают адвайтисты), рекомендуемая всем, независимо от касты, положения в обществе и пола. Необходимым условием эффективности психотехники по методу самоотдачи является участие в ритуале, приписываемом как ведийскими текстами, так и панчаратрийскими агамами.
В.-а.- первый опыт вишнуитской веданты Бхаскары (к-рая подвергается критике в В.-а. за трансформизм), опирается на философствование панчаратриков (вишнуитская группа, обожествлявшая Васудеву-Нараяну и его манифестации-вьюхи) и мистические прозрения альваров, самым поздним из к-рых был Натхамуни (IX-X вв.). Его последователем был Ямуначарья (X-XI вв.), к-рому «наследовал» через 2 поколения Рамануджа (XI-XII вв.), установивший «школьную» традицию В.-а. в комментариях к «Брахмасутрам», Бхагавадгите и в собственных трактатах, где предлагалось истолкование сакральных для ведантистов текстов, альтернативное шанкаровскому. После Рамануджи В.-а. разделилась на северную (ее приверженцы называются вадагалаи) и южную (ее последователи - тенгалаи), каждое из направлений считает «ортодоксальным» только себя. Основными последователями Рамануджи были Сударшана Сури (XIII-XIV вв.) и Венканатха, более известный под именем Ведантадешика (XIV в.), среди более поздних Шринивасачарья (XVII-XVIII вв.). Основываясь на теистическом способе прочтения в В.-а. основных памятников веданты (прастханатрая) и ее религ. практике, ряд индологов видели связь с южноинд. несторианством (Р. Гарбе и др.), нек-рые компаративисты проводили параллели между концепцией прапатти и католич. мистицизмом (Дж. Плотт и др.).
Лит.: P. N. Philosophy of . Adyar, 19462; idem. Advaita and . Bombay, 1961; Anantharangachar N. S. Philosophy of in . Maysore, 1967; Sharma A. . New Delhi, 1978; Raghavan V. K. S. N. History of Literature. Delhi, 1979; Ramanuja charya N. C. Living in the Absolute: Studies in Philosophy. Madras, 1985.
В. К. Шохин
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.