ВЛАДИКАВКАЗСКАЯ И МОЗДОКСКАЯ ЕПАРХИЯ

ВЛАДИКАВКАЗСКАЯ И МОЗДОКСКАЯ ЕПАРХИЯ

Собор во имя арх. Михаила во Владикавказе. Фотография. Нач. XX в.

Собор во имя арх. Михаила во Владикавказе. Фотография. Нач. XX в.


Собор во имя арх. Михаила во Владикавказе. Фотография. Нач. XX в.

существовала в 1885-1922 гг. Образована с названием Владикавказская в составе Грузинского Экзархата преобразованием Владикавказского викариатства, 10 сент. 1894 г. выведена из подчинения Экзарха Грузии, называлась Владикавказской и Моздокской. Территория епархии сначала включала в себя Терскую обл. (центр - Владикавказ), частью к-рой являлась Сев. Осетия, в 1894 г. в В. е. были присоединены Дагестанская обл. и осетинское сел. Новогеоргиевское Кубанской обл. В нач. XX в. территория В. е. включала в себя совр. Сев. Осетию, Кабардино-Балкарию, Дагестан, Чечню, Ингушетию и регион Кавказских Минеральных Вод. Кафедральный город - Владикавказ. Кафедральные соборы - владикавказские Спасо-Преображенский (1863-1893) и Михаило-Архангельский (с 1894), Успенский в Моздоке (с 1904). В 1910-1914 гг. в составе В. е. существовало Пятигорское викариатство.

Начальный период существования епархии

Организационное оформление Владикавказской епархии связано с деятельностью Иосифа (Чепиговского), с 1857 г. трудившегося в деле христ. просвещения народов Сев. Кавказа и прозванного «апостолом Осетии». Еп. Иосиф первым возглавил новосозданную епархию. Ко времени своего образования епархия насчитывала 122 храма и 2 мон-ря (кизлярский в честь Воздвижения Креста Господня муж. и Георгиевский жен.). Приходы делились на русские и осетинские. Рус. приходы разделялись на приходы казачьих станиц, приходы сел, населенных переселенцами из России и Украины, и городские приходы. Горные осет. приходы были малочисленны и бедны, прихожане сохраняли в быту мн. языческие поверья, были подвержены мусульм. пропаганде. Особенностью Владикавказской епархии являлось то, что число православных, живших на ее территории (в нач. 90-х гг. XIX в.- ок. 300 тыс. чел.), было меньше, нежели число мусульман (ок. 400 тыс. чел.), а также сектантов и старообрядцев (последние жили, в частности, в Кизлярском отделе, ст-це Червлённой, Ессентуках).

Иосиф (Чепиговский), еп. Владикавказский. Фотография. Кон. 80-х гг. XIX в. (РГИА)

Иосиф (Чепиговский), еп. Владикавказский. Фотография. Кон. 80-х гг. XIX в. (РГИА)


Иосиф (Чепиговский), еп. Владикавказский. Фотография. Кон. 80-х гг. XIX в. (РГИА)

С 1885 г. в епархии регулярно проводились съезды духовенства. 1-й съезд, состоявшийся 30 окт. 1885 г., постановил открыть во Владикавказе филиал тифлисского братства во имя Пресв. Богородицы. В 1888 г. во Владикавказе было создано Свято-Троицкое братство ревнителей Православия, построившее Свято-Троицкий храм с больницей и богадельней при нем.

Чрезвычайно острой проблемой для епархиальной жизни являлось частое отпадение крещеных осетин в мусульманство. В борьбе с этим еп. Иосиф особое внимание уделял становлению школьного образования, школы в епархии открывались в основном на средства Общества восстановления православного христианства на Кавказе. Учившиеся в церковноприходских школах дети пели в храмах за богослужением, становились проводниками христианства в семьях. 13 янв. 1887 г. из Моздока во Владикавказ было переведено ДУ, при к-ром действовало отд-ние для подготовки церковно- и священнослужителей и учителей в осет. приходы. 11 окт. в Ардоне, где существовал один из лучших осет. приходов, открылось осет. ДУ.

Еп. Иосиф часто объезжал епархию, много потрудился для перевода Свящ. Писания и вероучительных текстов на осет. язык. Во Владикавказе книги на осет. языке издавались с 1881 г., среди них - «Букварь», «Священная история», многотомный «Русско-осетинский словарь с краткой грамматикой», составленный еп. Иосифом, и др. К 1889 г., когда еп. Иосиф по собственному прошению был уволен на покой, во Владикавказской епархии насчитывалось 136 храмов.

Преемником еп. Иосифа на Владикавказской кафедре стал еп. Петр (Лосев). В течение 2 лет, когда он управлял кафедрой, архиерей совершил большое число поездок по епархии, при посещении приходов призывал создавать при храмах школы, к-рых за это время открылось ок. 30. В отчетах Синоду архиерей писал о низком образовательном уровне осет. духовенства. Для привлечения образованных пастырей к служению на приходах еп. Петр в 1890 г. добился повышения их окладов. По инициативе еп. Петра в 1890 г. началось проведение миссионерских собеседований в приходах, архиерей проводил такие собеседования во Владикавказе. В епархии учреждались попечительства: Георгиевское (открыто в марте 1891) содержало школу для детей из бедных семей, попечительство о бедных духовного звания (открыто в сент. 1891). В 1889 г. в качестве приложения к областной газ. «Терские ведомости» начал издаваться ежемесячный «Епархиальный листок».

Деятельность еп. Владимира (Синьковского)

ранее активно трудившегося в Алтайской духовной миссии, сыграла особое значение в устроении церковной жизни Сев. Кавказа. По инициативе еп. Владимира В. е. была выделена из Грузинского Экзархата (указ 10 сент. 1894), в связи с чем были расширены границы епархии, начала работу духовная консистория. В 1895 г. В. е. была разделена на 13 благочиннических округов (из них один единоверческий).

Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца в Ардоне. Фотография. 2000 г.

Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца в Ардоне. Фотография. 2000 г.


Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца в Ардоне. Фотография. 2000 г.

Особое внимание еп. Владимир уделял развитию школьного образования. За 1895/96 г. в епархии открылись 15 новых школ, выстроено 13 школьных зданий. С февр. 1895 г. во Владикавказе в воскресные и праздничные дни при церковноприходских школах проводились религиозно-нравственные чтения, в к-рых архиерей принимал активное участие. 12 авг. 1895 г. Ардонское осетинское ДУ было преобразовано в Александровскую ДС. Для улучшения положения горских школ еп. Владимир 31 дек. 1895 г. учредил при семинарии отд-ние епархиального училищного совета по заведованию церковноприходскими школами Сев. Осетии. Отд-ние много сделало для материального обеспечения осет. школ, подготовки преподавателей. 17 окт. 1894 г. начались занятия в епархиальном 3-классном жен. уч-ще, в сент. 1897 г. для него было построено собственное здание, в 1899/1900 г. уч-ще стало 6-классным. Большинство его выпускниц работали в церковноприходских школах. 24 июля - 1 авг. 1895 г. во Владикавказе по инициативе еп. Владимира прошел первый съезд учителей церковноприходских школ епархии. Проводились также краткосрочные курсы повышения квалификации преподавателей церковноприходских школ.

С 1893 г. проходили съезды духовенства епархии. С янв. 1902 г. городское духовенство Владикавказа собиралось на пастырские собрания (проводились неск. раз в год), на к-рых читались и обсуждались доклады, посвященные актуальным вопросам церковной жизни.

1 янв. 1895 г. началось издание «Владикавказских епархиальных ведомостей». В авг. того же года в епархии была создана комиссия по распространению дешевых книг и брошюр религиозно-нравственного содержания среди населения В. е. Большее значение имело издание в 1902 г. Евангелия на осет. языке, в 1923 г. переизданного Библейским обществом.

25 марта 1894 г. еп. Владимир открыл Михаило-Архангельское братство, главной задачей к-рого было христ. просвещение коренных жителей Сев. Кавказа, помощь новокрещеным. В 1896 г. при братстве начал работу епархиальный склад, торговавший правосл. книгами по низким ценам. Миссионерско-просветительскую направленность имели Зольское Николаевское церковноприходское братство (открыто в 1896), проводившее собеседования с сектантами, об-ва ревнителей Православия в Грозном и Моздоке (открыты в 1904). В 1902 г. во Владикавказе было создано об-во трезвости в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и свт. Феодосия Черниговского.

Освящение церкви и школы в с. Ход. Алагирское ущелье. Фотография. 1900 г.

Освящение церкви и школы в с. Ход. Алагирское ущелье. Фотография. 1900 г.


Освящение церкви и школы в с. Ход. Алагирское ущелье. Фотография. 1900 г.

4-5 июля 1901 г. в Пятигорске прошел съезд епархиальных миссионеров, была выработана новая программа противосектантской и противораскольнической миссии, к-рая предполагала широкое участие мирян. В сент. 1894 г. в ст-це Червлённой еп. Владимир присоединил к Православию 2 тыс. казаков-беглопоповцев. Переход казаков в Православие был подготовлен миссионерской работой Михаило-Архангельского братства.

За время управления епархией еп. Владимир освятил ок. 30 храмов, церквей-школ и часовен, в т. ч. кафедральные соборы Михаило-Архангельский во Владикавказе (1894) и Успенский в Моздоке (1904), с 1894 г. все новые храмы строились за счет епархии (ранее - при поддержке гос. бюджета и Об-ва восстановления правосл. христианства на Кавказе). Будучи на Владикавказской кафедре, еп. Владимир посетил практически все осет. приходы.

По инициативе еп. Владимира в 1895 г. начались работы по организации в ст-це Александрийской лепрозория по обеспечению прокаженных лекарствами и медицинской помощью. Было собрано ок. 15 тыс. р., среди жертвователей - вдовствующая имп. Мария Феодоровна. В дек. 1897 г. еп. Владимир освятил лепрозорий, в к-ром были построены 6 домов для больных, баня, адм. здание, часовня. Лепрозорий содержался на проценты от денег, собранных по призыву еп. Владимира. Было принято решение построить еще 2 лепрозория: для христиан под Ростовом-на-Дону и для мусульман под Владикавказом. В 1902 г. начал работу епархиальный свечной завод.

1905-1917 гг.

Церковь во имя арх. Михаила в Грозном. Фотография. Нач. XX в. (РГБ)

Церковь во имя арх. Михаила в Грозном. Фотография. Нач. XX в. (РГБ)


Церковь во имя арх. Михаила в Грозном. Фотография. Нач. XX в. (РГБ)

Последующие Владикавказские архиереи, Гедеон (Покровский), Агапит (Вишневский) и Питирим (Окнов), так же как и их предшественники, уделяли большое внимание миссионерской деятельности. В янв. 1905 г. в целях развития приходской миссии во Владикавказе был создан миссионерский комитет, 1 окт. следующего года при Никольской ц. в г. Петровск-Порт (совр. Махачкала) начало работу Об-во ревнителей Православия - первое миссионерское учреждение в Дагестане. В 1905 г. при владикавказском Михаило-Архангельском соборе открылась епархиальная б-ка, в основу к-рой легла б-ка свящ. Иоанна Попова, церковного публициста, постоянного автора «Владикавказских ЕВ».

В 1908 г. Ардонская ДС из миссионерской была преобразована в епархиальную. Еп. Гедеон мотивировал это тем, что осетины - выпускники семинарии не поступали на службу в Духовное ведомство, в то время как для рус. юношей, желавших стать священниками, не хватало мест в семинариях. Преобразование Ардонской ДС впосл. негативно сказалось на обеспечении осет. приходов священнослужителями и вызвало уменьшение числа образованных осетин. В 1911 г. клирик В. е. свящ. Моисей Коцоев издавал на осет. языке церковно-проповеднические листки «Христианская жизнь».

22 сент. 1910 г. в помощь Владикавказскому архиерею было учреждено Пятигорское вик-ство. 24 сент. во епископа Пятигорского был хиротонисан Арсений (Смоленец). В 1911 г. В. е. делилась на 14 благочиннических округов (10 рус., 3 осет. и 1 единоверческий), в к-рые входили 217 приходов, клир епархии составляли 208 священников, 45 диаконов, 165 псаломщиков.

Еп. Гедеон (Покровский). Фотография. Нач. XX в. (РГИА)

Еп. Гедеон (Покровский). Фотография. Нач. XX в. (РГИА)


Еп. Гедеон (Покровский). Фотография. Нач. XX в. (РГИА)

Архиеп. Питирим (Окнов) в своей деятельности особое внимание уделял осет. приходам, о к-рых писал в отчетах в Синод, что в них «положение Православия особенно печально». Архиерей сообщал о неукомплектованности причтов, небрежности осет. священников в совершении богослужений, равнодушии осетин к храму, отсутствии авторитета у священника в глазах прихожан. Для исправления церковной жизни Осетии архиеп. Питирим в февр. 1912 г. во Владикавказе провел съезд осет. пастырей. По его итогам был учрежден пресвитерский совет для заведования приходской жизнью осет. приходов. Совет создал комиссию по переводу и изданию на осет. языке правосл. лит-ры, в первую очередь богослужебных книг. Кроме того, архиерей предлагал расширить полномочия викарного епископа, передав в его заведование все осет. приходы, и перевести его из Пятигорска в Ардон, однако этот план не был осуществлен.

22 дек. 1913 г. на Владикавказскую кафедру был назначен еп. Антонин (Грановский), впосл. известный деятель обновленчества.

В 10-х гг. XX в. Владикавказский архиерей столкнулся с активным распространением сектантства и баптизма на территории своей епархии, в т. ч. среди осетин. Массовые переходы православных в баптизм наблюдались во Владикавказе, Пятигорске, Моздоке, Грозном, казачьих станицах, осет. равнинных и горных селах. Для противодействия этому движению в 1914 г. в епархии помимо епархиального миссионера были назначены еще 6 окружных миссионеров, стали проводиться пастырско-миссионерские курсы. Осет. священники, приезжавшие из Владикавказа, проводили в селах собеседования с православными и сектантами, помогали местным причтам в организации отпора сектантскому прозелитизму. В 1914-1916 гг. на средства еп. Антонина на осет. языке издавался ж. «Христианский свет», в к-ром публиковались материалы преимущественно по миссионерству.

Антонин (Грановский), еп. Владикавказский. Фотография. 1914 -1915 гг. (РГИА)

Антонин (Грановский), еп. Владикавказский. Фотография. 1914 -1915 гг. (РГИА)


Антонин (Грановский), еп. Владикавказский. Фотография. 1914 -1915 гг. (РГИА)

Во время первой мировой войны в В. е. действовали лазареты во Второ-Афонском и Свято-Троицком муж., Покровском и Георгиевском жен. мон-рях. 10 окт. 1914 г. еп. Антонин открыл епархиальный лазарет, отведя под него больницу Владикавказского ДУ. В 1915 г. по инициативе архиерея состоялся крестный ход из Владикавказа в Свято-Троицкий муж. мон-рь (20 км), в 1916 г.- крестный ход из Владикавказа в Моздок (более 100 км) к чудотворной Моздокской иконе Божией Матери.

В сент. 1916 - янв. 1917 г. в связи с болезнью еп. Антонина В. е. управлял Владимир-Волынский еп. сщмч. Фаддей (Успенский).

1917-1943 гг.

9 марта 1917 г. во Владикавказе под председательством Владикавказского еп. Макария (Павлова) состоялось собрание духовенства, единогласно признавшее Временное правительство. Вскоре был создан Союз духовенства В. е., задачей к-рого было «разрешение и правильное урегулирование в связи с требованиями времени наболевших вопросов чисто сословного, а не политического характера», а также созыв епархиального съезда, к-рый состоялся в апр. того же года; еп. Макарий в его заседаниях не участвовал. Съезд приветствовал Февральскую революцию, созыв Учредительного собрания, высказался за продолжение войны. Осет. делегаты поставили вопрос об образовании Осетинской епархии, съезд отправил соответствующее ходатайство в Синод, но ответа не последовало. Съезд избрал депутатов от епархии на предстоящий Поместный Собор. В нач. авг. депутаты от В. е. во главе с архиереем уехали в Москву, в сент. еп. Макарий вернулся в епархию. В сент. 1917 г. прекратился выпуск «Владикавказских ЕВ».

14 дек. 1917 г. во Владикавказе было образовано Терско-Дагестанское правительство, 4 марта следующего года 2-й съезд народов Терека признал советскую власть и объявил об образовании Терской советской республики, Терско-Дагестанское правительство бежало в Грузию. 24 мая 1918 г. еп. Макарий упразднил консисторию и передал ее дела в ведение выборного епархиального совета. 15 июня 1918 г. прошел 2-й епархиальный съезд духовенства и мирян, рассмотревший в первую очередь вопросы финансирования работы епархиальных учреждений. В сент. 1918 г. власти закрыли Ардонскую ДС, в ее зданиях разместилась народная гимназия.

В кон. февр. 1919 г. Владикавказ был взят Добровольческой армией ген. А. И. Деникина, 30 марта еп. Макарий приветствовал ген. Деникина в кафедральном соборе города. 19-23 мая того же года Владикавказский епископ участвовал в Юго-Восточном Соборе РПЦ, прошедшем в Ставрополе, на к-ром было создано Временное высшее церковное управление на юго-востоке России (ВВЦУ). В кон. авг. 1919 г. в духовных учебных заведениях В. е. возобновились занятия.

Второафонский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XX в.

Второафонский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XX в.


Второафонский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XX в.

В марте 1920 г. Владикавказ заняла Красная Армия. Связь епархии с ВВЦУ, находившимся в Екатеринодаре, прервалась. 16 апр. 1920 г. коллегия отдела народного образования отменила преподавание Закона Божия в школах Горской республики. 10 окт. 1920 г. состоялся суд Терского областного ревтрибунала над еп. Макарием, обвиненным в «контрреволюционности». От заключения подсудимого спасли преклонные лета и лояльность к советской власти. В февр. 1921 г. распоряжением ЦИК Горской республики был распущен епархиальный совет. Тогда же еп. Макарий вновь был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности», в апр. приговорен к 5 годам лагерей, в кон. мая освобожден по состоянию здоровья.

Изъятие церковных ценностей проходило в В. е. в сжатые сроки, по нек-рым данным, в связи с кампанией в епархии было расстреляно и замучено 72 чел., несмотря на то что на конференции верующих, прошедшей во Владикавказе 22 апр. 1922 г., священнослужители призвали к активному участию в сдаче ценностей для помощи голодающим. В ходе кампании в областных газетах начали появляться воззвания обновленцев, в частности Антонина (Грановского), лидеров «Живой церкви» с призывами к расколу. В кон. авг. 1922 г. еп. Макарий уклонился в обновленчество, вскоре переехал в Пятигорск и стал именоваться «Пятигорским». Большая часть духовенства епархии также присоединилась к обновленцам. Единичные приходы бывш. В. е., сохранившие верность канонической Церкви, в течение 20 лет существовали в общении с правосл. Пятигорскими архипастырями. В 1943 г. все правосл. приходы бывших Терской и Дагестанской областей вошли в состав Ставропольской епархии.

Монастыри

Мусульм. большинство населения Сев. Кавказа, продолжительные военные действия, ведшиеся на территории В. е., не способствовали появлению в епархии большого числа мон-рей. На ее территории существовали следующие обители: пятигорский Второ-Афонский (муж., основан в 1904, закрыт в 1927, возобновлен в 1999), кизлярский Крестовоздвиженский (муж., основан в 1739, разорен в 1831, возрожден в 1880, в 1908 преобразован в жен., закрыт в 20-30-х гг. XX в.), Георгиевский (жен., на р. Куре в Терской обл., основан в 1885, закрыт в 20-х гг. XX в.), владикавказский Покровский (жен., основан в 1898, закрыт в 1921), Свято-Троицкий (муж., близ Владикавказа, основан в 1908 братией Второ-Афонского мон-ря, закрыт в нач. 1923), Троице-Серафимовская жен. община (осн. в 1907, закрыта в 30-х гг., в 1998 возобновлена), жен. община во имя прав. Анны Кашинской (в Грозном, учреждена в 1909, закрыта в 1-й пол. XX в.).

Архиереи

еп. Иосиф (Чепиговский; 29 июня 1885 - 22 июля 1889), еп. Петр (Лосев; 22 июля 1889 - 3 мая 1891), еп. Иоанникий (Казанский; 3 мая 1891 - 23 авг. 1892), еп. Феодосий (Рождественский; 23 авг. 1892 - май 1893), еп. Владимир (Синьковский; 3 июня 1893 - 12 авг. 1904), еп. Гедеон (Покровский; 12 авг. 1904 - 16 сент. 1908), еп. Агапит (Вишневский; 16 сент. 1908 - 4 окт. 1911), архиеп. Питирим (Окнов; 4 окт. 1911 - 22 дек. 1913), еп. Антонин (Грановский; 22 дек. 1913 - 16 янв. 1917), еп. сщмч. Фаддей (Успенский; сент. 1916 - 27 янв. 1917, в. у.), еп. Макарий (Павлов; 28 янв. 1917, в авг. 1922 уклонился в обновленчество).

Арх.: ЦГА РСО-А. Ф. 143; Архив УФСБ по РСО-А. Д. ФС-7628; РГИА. Ф. 796, 802; Андрей (Мороз), иером. История Владикавказской епархии: Канд. дис. / МДА. Серг. П., 1999. Ркп.

Лит.: Гатуев А., свящ. Христианство в Осетии. Владикавказ, 1901; Попов И., свящ. Преосв. Иосиф, еп. Владикавказский: 1821-1890 // ТКДА. 1902. Т. 1. С. 525; он же. Владикавказская епархия // ПБЭ Т. 3. С. 544-564; Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах / Сост. Л. А. Чибирова. Цхинвали, 1987. Кн. 3; Гедеон (Докукин), митр. История христианства на Сев. Кавказе до и после присоединения его к России. М.; Пятигорск, 1992.

Диак. Димитрий Кондратьев


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ВЛАДИКАВКАЗСКАЯ И МОЗДОКСКАЯ ЕПАРХИЯ" в других словарях:

  • Владикавказская и Аланская епархия — Владикавказская и Махачкалинская епархия Русская православная церковь …   Википедия

  • Владикавказская и Махачкалинская епархия — Русская православная церковь Свято Георгиевский кафедраль …   Википедия

  • Владикавказская епархия — – учреждена в 1894 г. Первоначально русские приходы входили в состав Астраханской епархии. С 1793 99 гг. была почти самостоятельная Моздокская епархия , так как при кафедре Моздокского и маджарского епископа Гаия в г. Моздоке была своя… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Майкопская и Адыгейская епархия — Русская православная церковь Основная информация Страна Россия Площадь 7792 км² Численность населения …   Википедия

  • Астраханская и Енотаевская епархия — Русская православная церковь …   Википедия

  • Иосиф (Чепиговский) — Епископ Иосиф (в миру Иван Иванович Чепиговский; 14 ноября 1821(1821), Таврическая губерния  24 июля 1890, Москва)  епископ Русской православной церкви, епископ Владикавказский. Биография Родился в 1821 году в Таврической губернии в… …   Википедия

  • Питирим (Окнов) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Питирим. Митрополит Питирим …   Википедия

  • Свято-Вознесенский собор (Алагир) — Православный собор Свято Вознесенский собор Собор в честь Вознесения Господа Иисуса Христа …   Википедия

  • Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Владикавказ) — Православный храм Церковь Рождества Пресвятой Богородицы …   Википедия

  • ИНГУШЕТИЯ — [Республика Ингушетия офиц. название с 1992], субъект РФ. Территория 3,6 тыс. кв. км. Столица Магас (ингуш. город солнца). География. И. расположена на сев. склонах Б. Кавказского хребта, в центральной его части. Делится на 3 природные почвенно… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»