- ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ
субъект Российской Федерации. Территория - 29 тыс. кв. км. Центр - Владимир. География: область расположена в центре Восточно-Европейской равнины, в Волжско-Окском междуречье. Граничит на юге с Рязанской, на юго-западе и западе с Московской, на севере с Ярославской и Ивановской, на северо-востоке и востоке с Нижегородской областями. 51% территории В. о. занимают леса, ок. 8% - водно-речная площадь, основные реки принадлежат к Волжскому бассейну - Клязьма (с главными притоками: Киржач, Колокша, Нерль, Судогда, Лух, Суворощь) и Ока (с реками Гусь и Колпь, Унжа, Ушна). Население: 1 523 990 чел. (2004). Нац. состав: 94,74% - русские, 1,1% - украинцы, 0,57% - татары, 0,37% - белорусы, 0,33% - армяне, 0,23% - мордва, 2,66% - лица др. национальностей и лица, не указавшие национальность.
Развитие административного устройства
IX-XVII вв.
Древнейшим населением территории совр. В. о. были финно-угорские племена (упоминаемые в летописях меря, мещера и мурома), с кон. IX в. славяне (новгородские словене, смоленские кривичи и приокские вятичи). В кон. IX-X в. население Владимиро-Суздальского ополья было связано данническими отношениями с киевскими князьями. Центром этой земли являлся Ростов. На рубеже X-XI вв. в ряде земель Древнерусского гос-ва власть местных князей была заменена властью посадников, назначавшихся из Киева. В этом качестве в города Сев.-Вост. Руси прибыли младшие сыновья киевского кн. равноап. Владимира (Василия) Святославича, в частности в Ростов - кн. Ярослав (Георгий) Владимирович Мудрый, к-рого сменил кн. мч. Борис († 1015), в Муром - кн. мч. Глеб († 1015).
При Юрии (Георгии) Владимировиче Долгоруком (ок. 1110) новым центром края стал Суздаль, источники XII в. среди владений Юрия Долгорукого различают «Ростовьскую» и «Суждальскую» волости. К сер. XII в. приобретают важное значение и близкие к Суздалю более молодые города - Владимир-на-Клязьме и Переяславль Залесский, строятся и достигают статуса княжеских городов расположенные вблизи Суздаля и Владимира Юрьев-Польской и Мстиславль, а также находившиеся на Клязьме Стародуб (ныне с. Клязьминский Городок Ковровского р-на) и Ярополч Залесский, на посадах к-рого в XV-XVI вв. сформировались Ярополь и Вязниковская слобода. На границах Владимирского княжества в XII в. строятся крепости в Твери, Дубне, Шоше, Кснятине на Волге, в Дмитрове на Яхроме, в Москве при впадении р. Неглинной в Москву-реку, в Гороховце на Клязьме. Под управление ростовского князя перешли значительные новгородские земли, расположенные от р. Дубны до Белоозера и оз. Лача, его данщики появляются в Волоке Ламском и Торжке.
При блгв. кн. Андрее ЮрьевичеБоголюбском (1157-1174) центр его владений - Владимир - стал главным в политико-адм. отношении городом Сев.-Вост. Руси. В эти годы на землях мордов. племен была построена княжеская крепость Городец-Радилов (на Волге), вокруг к-рого к нач. 70-х гг. XII в. сложился отдельный территориальный округ - городецкая «тысяча».
Собор в честь успения Пресв. Богородицы во Владимире. 1158-1160, 80-90-е гг. XII в., XIX в.
Собор в честь успения Пресв. Богородицы во Владимире. 1158-1160, 80-90-е гг. XII в., XIX в.В период правления преемников кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо Владимирское княжество распалось на ряд полунезависимых княжеств-гос-в. Основные земли княжества подчинялись вел. князьям владимирским (см. ст. Владимирское великое княжество), посажение вел. князей на стол совершалось во Владимире в присутствии ордынского посла. Кроме того, на территории совр. В. о. существовали княжества: Юрьевское (до 1353-1362), Муромское (до 1401-1408), Суздальское (с 1215 до нач. 60-х гг. XV в.), Стародубское (с 1216 до ок. 1483, с перерывами), а также находились владения переяславских, московских и тверских князей.Во 2-й пол. XIV в. Владимирское великое княжество было окончательно включено московским кн. св. Димитрием Иоанновичем Донским в состав собственных владений и в 1389 г. завещано без санкции ордынской власти старшему сыну Василию I Димитриевичу. Особый статус данной территории поддерживало то обстоятельство, что в 1299 г. Владимир стал постоянной резиденцией главы Русской Церкви, под управление к-рого перешли земли упраздненной Владимирской кафедры (см. ст. Владимирская и Суздальская епархия). В XIV в. во Владимирском княжестве и соседних с ним землях появились владения митрополичьего дома. В ряде городов, в т. ч. во Владимире, наряду с великокняжескими находились и митрополичьи наместники.
В XV-XVII вв. земли буд. В. о. входили в состав Владимирского, Гороховецкого, Суздальского (включившего в кон. XV в. территорию Стародубского княжества), Юрьевского, Муромского, Переславского, Луховского, Шуйского, Кинешемского, Юрьевецкого уездов. В 20-х гг. XVII в. из Владимирского у. в Юрьевский у. были переданы Боголюбский и Опольский станы, в писцовых описаниях 30-40-х гг. XVII в. именовавшиеся юрьевской приписью, возвращение станов в состав Владимирского у. произошло в 1683 г. Границы Суздальского у. не были постоянными, на рубеже XV-XVI вв. в его состав вошли земли по правому берегу Клязьмы, на севере - от с. Палех до нижнего течения рек Нерехты и Тары, а на юге - от низовьев р. Уводь до среднего течения р. Лух. Первоначальным центром данной территории был г. Стародуб-на-Клязьме. Гороховецкий у., земли к-рого находились в среднем течении Клязьмы, был выделен из Суздальского у. в XVI в. Расположенный в низовьях Клязьмы Луховский у. сформировался в 1-й пол. XVII в. из уделов, ранее принадлежавших князьям Бельским и Волошским.
А. В. Кузьмин
XVIII-XX вв.
При образовании губерний в 1708-1710 гг. территория Владимирского края вошла частью в Московскую (Владимир, Суздаль, Юрьев-Польской, Шуя, Переславль-Залесский), частью в Казанскую (Гороховец, Муром, Вязниковская слобода) губернии. 2 марта 1778 г. была учреждена Владимирская губ., 1 сент. того же года преобразованная во Владимирское наместничество, статус городов получили Александров, Вязники, Киржач, Ковров, Меленки, Покров, Судогда. 31 дек. 1796 г. наместничество стало губернией.
В 1910 г. Владимирская губ. состояла из 13 уездов: Александровского, Владимирского, Вязниковского, Гороховецкого, Ковровского, Меленковского, Муромского, Переславль-Залесского, Покровского, Судогодского, Суздальского, Шуйского и Юрьевского, ее территория составляла 42,8 тыс. кв. верст. В губернии имелось 15 городов, 1 посад и свыше 8 тыс. поселений.
21 сент. 1917 г. из Владимирской губ. в Московскую были переданы с. Орехово (совр. г. Орехово-Зуево) и мест. Никольское Покровского у., в 1918 г. в новообразованную Иваново-Вознесенскую губ. из Владимирской были включены Шуйский у., отдельные волости Суздальского и Ковровского уездов, в 1921 г.- сев. часть Вязниковского у. В 1921-1922 гг. часть территории Владимирской губ. отошла Московской и Нижегородской губерниям, во Владимирской губ. осталось 7 уездов: Александровский, Владимирский, Вязниковский, Гусевский, Ковровский, Муромский и Переславль-Залесский. 14 янв. 1929 г. образовалась Ивановская промышленная обл., состоявшая из бывш. Иваново-Вознесенской, Владимирской (в виде Александровского и Владимирского округов) и Костромской губерний. 14 авг. 1944 г. была создана Владимирская обл. в совр. границах.
К 2004 г. В. о. была поделена на 16 районов: Александровский, Вязниковский, Гороховецкий, Гусь-Хрустальный, Камешковский, Киржачский, Ковровский, Кольчугинский, Меленковский, Муромский, Петушинский, Селивановский, Собинский, Судогодский, Суздальский и Юрьев-Польский; имела 23 города, 33 поселка, 2481 сельский населенный пункт.
Религия
К нач. 2004 г. во В. о. были зарегистрированы 15 конфессий, 331 религ. орг-ция, 77,3% из них составляли общины РПЦ. (В 1910 православные составляли 97,5% от общего числа жителей Владимирской губ. (1999 тыс. и 2 050 600 чел. соответственно), единоверцы - 0,3% (6 тыс. чел.), старообрядцы - 1,95% (40 тыс. чел.), представители др. христ. конфессий и др. религий (католики, протестанты, иудаисты, мусульмане - 5,2 тыс. чел.) - 0,25%.) Связь с религ. орг-циями во В. о. осуществляет Совет по вопросам религ. объединений при администрации области.
В. о. совпадает с границами Владимирской и Суздальской епархии Русской Православной Церкви. В епархии к кон. 2004 г. действовали 266 приходов и 27 мон-рей (12 муж., 15 жен.), 503 храма и часовни.
А. В. Маштафаров, В. М. Некрасов
Старообрядчество, сектантство
Владимирская земля была одним из мест зарождения старообрядчества. С. Денисов в соч. «Виноград российский, или Описание пострадавших в России за древлецерковное благочестие» называет старообрядческих учителей - выходцев из Владимирских земель: священников Логгина из Мурома и Никиту Добрынина из Суздаля, происходивших из Вязников Капитона (его учение связывают как со старообрядчеством, так и с раннесектантскими воззрениями), Прохора и их последователей Вавилу и Леонида (подвергших себя в 1666 сожжению на берегу оз. Кщара). Денисов сообщает и о др. старообрядцах из Владимирского края, принявших «мученическую огнеопальную смерть»: о свящ. Симеоне, наборщике Печатного двора Иоанне и писаре Никите. В Кирилло-Белозерский мон-рь был сослан приверженец «староверия» архим. муромского Спасского мон-ря Антоний († ок. 1672).
В XVIII-XIX вв. во Владимирском, в Судогодском, Гороховецком, Муромском, Меленковском, Ковровском и Шуйском уездах преобладали беспоповцы - федосеевцы, представители поморского, Спасова и филипповского согласий, самокрещенцы, странники (по одной из версий, из Переславского у. происходил основатель страннического согласия Евфимий).
С 60-х гг. XVIII в. в Покровском у. была известна местность Патриаршина (с. Орехово и его окрестности, в наст. время г. Орехово-Зуево и его юж. пригороды в Московской обл.), населенная гл. обр. поморцами брачного согласия. В 1765 г. благодаря усилиям зуевского купца И. Ф. Кононова имп. Екатерина II Алексеевна издала указ об отмене двойного налога и венечной пошлины со старообрядцев. Впосл. этот регион стал одним из центров российской промышленности, во главе к-рой стояли местные старообрядцы поморского согласия - Зимины, Кононовы, Морозовы. В дер. Кабаново жили начетчик и полемист И. И. Зыков, уставщик А. Семёнов. Кудыкинская вол. была центром гектографирования и распространения старообрядческой лит-ры, в деревнях Ионово, Кабаново, Кудыкино работали известные всей России старообрядческие школы. 22 дек. 1913 г. в с. Зуеве (совр. г. Орехово-Зуево) был освящен построенный по проекту И. Е. Бондаренко молитвенный дом, в 1924 и 1927 гг. в нем заседал поморский Духовный совет центральной области, в 1936 г. молитвенный дом был закрыт, в 30-х гг. закрылись и др. поморские моленные. В нач. XX в. поморцы брачного согласия преобладали также в деревнях Тургенево, Черниченка, Кошкинка, с. Ляхи, погосте Игов Меленковского у., в с. Выезд, дер. Красная Яблонь Гороховецкого у. В наст. время поморские общины во В. о. существуют в городах Коврове, Гороховце, Александрове, Киржаче.
Ковровский у. в ХIХ в. был центром Спасова согласия. Ковровские предприниматели - старообрядцы братья Першины активно участвовали в реформировании согласия. В дер. Ильиной близ Коврова они собрали уникальную б-ку древних рукописей и старопечатных книг (ее значительная часть находится в Древлехранилище Пушкинского Дома в С.-Петербурге). До сер. 30-х гг. XIX в. на средства Першиных в Коврове содержался старообрядческий жен. мон-рь, где переписывались книги (закрыт в 1929). У Першиных долгое время жил А. А. Комиссаров - спасовский начетчик и полемист.
Вид на старообрядческую церковь во имя Св. Троицы (1913-1915) и Золотые ворота. Фотография. 2002 г.
Вид на старообрядческую церковь во имя Св. Троицы (1913-1915) и Золотые ворота. Фотография. 2002 г.Филипповцы и федосеевцы имели моленные в деревнях Овсянниково и Соколово. Пользовался известностью филипповский скит в с. Богослове. В дер. Кашенке были кельи, где жили «пустынные» люди, по-видимому странники (о «пустынной вере» в этих местах помнили еще в кон. 80-х гг. XX в.). В кон. XX в. во всех названных поселениях оставались единичные последователи старообрядческих согласий, малочисленная община строгих федосеевцев существует в наст. время в Вязниках.
В 1853 г. в Белокриницком мон-ре для российских старообрядцев Белокриницкой иерархии во архиепископа Владимирского и всея России был рукоположен Антоний (Шутов). Храмы белокриницкого согласия во Владимирской губ. существовали в дер. Губинской, селах Дунилове и Иванове (совр. г. Иваново), в Шуе, при Дулёвском фарфоровом заводе М. С. Кузнецова (ныне в Московской обл.). В 1912 г. была зарегистрирована община во Владимире, в 1913-1915 гг. построившая на углу улиц Б. Московской и Летнеперевозинской возле Золотых ворот храм во имя Св. Троицы (закрыт в 1928). В 20-х гг. XX в. существовала Владимирская и Иваново-Вознесенская епархия старообрядцев белокриницкого согласия. В 1946 г. во В. о. зафиксированы 4 закрытых храма, ранее принадлежавшие этому согласию. В 1950 и 1966 гг. упоминается зарегистрированная община. К нач. 2004 г. во В. о. зарегистрировано 7 общин белокриницкого согласия (Русской православной старообрядческой церкви), входящих в Богородскую и Суздальскую епархию. Крупнейшая из них - община во имя Св. Троицы во Владимире, к-рой передана бывш. Успенская ц. на Б. Московской ул. Др. общины действуют в Суздале, Меленках, Коврове и в дер. Рытово Вязниковского р-на, незарегистрированные общины имеются в др. городах и селениях В. о.
С 2001 г. существует Богородская и Суздальская епархия Русской древлеправославной церкви, в 2000 г. отделившейся от Древлеправославной церкви (см. Беглопоповцы).
В Евфимиевом суздальском в честь Преображения Господня мон-ре с 60-х гг. XVIII в. до 1905 г. располагалась тюрьма для душевнобольных лиц духовного звания, где содержались и здоровые арестанты, в т. ч. старообрядцы, напр. Новозыбковский еп. Конон (Дураков), Пермский еп. Геннадий (Беляев), Славский архиеп. Аркадий (Дорофеев). В разное время в суздальской тюрьме находились представители сектантских движений, в т. ч. С. Подгорный, молоканин М. Рудомёткин, почитание к-рых сохранилось до наст. времени. В 1890 г. во Владимирской губ. были известны хлысты и молокане, главным центром последних была дер. Коровино Меленковского у.
Е. А. Агеева
Католический костел во Владимир. 1891 г. Фотография. Кон. XIX в. (ГИМ)
Католический костел во Владимир. 1891 г. Фотография. Кон. XIX в. (ГИМ)На территории В. о. расположены центр и большинство приходов «Российской православной автономной церкви» (РПАЦ, до 1998 г. называлась «Российской православной свободной церковью») - раскольнической структуры, к-рую создал в 1991 г. запрещенный в священнослужении клирик Владимирской епархии РПЦ настоятель Цареконстантиновского храма в Суздале Валентин (Русанцов). Первоначально «Российская православная свободная церковь» состояла из 3 общин: при Цареконстантиновском храме в Суздале и 2 общин в Суздальском р-не, составивших Суздальскую епархию. К сер. 90-х гг. в Суздальской епархии состояло 23 прихода, из них более половины представляли собой группы от 3 до 10 чел., немногие общины имели священников. К кон. 2003 г. на территории В. о. РПАЦ насчитывала 16 организаций, в т. ч. 1 муж. и 2 жен. мон-ря. В суздальском Цареконстантиновском храме, принадлежащем РПАЦ, в наст. время хранятся мощи преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских. Основу раскольнического клира составляют бывш. священнослужители Московской Патриархии, по разным причинам запрещенные в священнослужении или лишенные сана.24 июля 1993 г. во В. о. открылся приход Римско-католической Церкви - Св. Розария Пресв. Девы Марии во Владимире, входящий в Апостольскую администратуру для католиков лат. обряда европ. части России. Община располагается в костеле, построенном в 1891-1894 гг. на средства ссыльных поляков и их потомков (костел был закрыт в 1930, в 1946 на короткое время в нем возобновились богослужения).
Протестантизм
К 1 янв. 2003 г. во В. о. действовали следующие общины протестант. направления: 1 община Евангелическо-лютеранской церкви, 10 общин евангельских христиан-баптистов, 6 общин евангельских христиан, 10 общин христиан веры евангельской - пятидесятников, 10 общин христиан веры евангельской, 10 общин адвентистов Седьмого дня, община уэслианцев (веслианцев).
В 1861 г. во Владимире по просьбе Об-ва христиан лютеранского вероисповедания была открыта деревянная кирха, в 1884 г. она была построена в камне (закрыта в 1928, в нач. 30-х гг. снесена).
Баптисты на территории В. о. известны со 2-й пол. XIX в. К 1950 г. были зарегистрированы 2 баптистские общины, к 1962 г.- 6 (во Владимире, Александровском, Владимирском, Вязниковском, Гусь-Хрустальном и Ляховском р-нах), к 1966 г.- 10 общин. В 90-х гг. XX в. во Владимире построили молитвенный дом, ставший областным центром баптистов.
Община адвентистов, существовавшая в крае с нач. XX в., была зарегистрирована ок. 1966 г., в сер. 90-х гг. адвентисты построили молитвенный дом во Владимире, в 1992-1994 гг. в городе действовал адвентистский кружок по изучению Библии «Новая жизнь». В 90-х гг. адвентисты активизировали деятельность в Кольчугине, Лакинске, Муроме и Александрове, но общины в этих городах не сложились. Община пятидесятников была зарегистрирована ок. 1966 г.
Ислам
К нач. 2004 г. во В. о. существовала мусульм. община, зарегистрированная 17 февр. 1992 г., в нее входят татары, азербайджанцы и выходцы с Сев. Кавказа.
Иудаизм
К нач. 2004 г. в области действовали 2 иудаистские общины: Владимирская евр. религ. община (зарегистрирована в 1997, входит в Конгресс евр. религ. орг-ций, возглавляемый раввином Адольфом Шаевичем) и Еврейская община г. Владимира (зарегистрирована в 2002, входит в Федерацию евр. общин России, возглавляемую раввином Бер Лазаром). При общинах работают общественные орг-ции, евр. школа, молодежный театр, семейный клуб. В нач. XX в. во Владимире действовала синагога (закрыта в 30-х гг.), евр. молитвенные дома имелись в Коврове и Муроме.
Новые религиозные движения
С 1992 г. во Владимире существует община Об-ва сознания Кришны (Вайшнавы), кришнаиты есть также в Лакинске и Собинке. Формируется «Центр Шри Чинмоя». К нач. 2003 г. во В. о. были зарегистрированы 2 общины Иеговы свидетелей, 6 общин харизматических церквей (появились во В. о.- во Владимире, в Камешкове, Гусь-Хрустальном, Коврове и Кольчугине - преимущественно в 1992-1993): «Новый путь», «Лоза», «Жатва», «Жизнь», церковь «Калвери Чапел» (при общине существует детская школа).
В 1990 г. на территории В. о. начали свою деятельность Белое братство, ЮСМАЛОС и Аум Синрикё, в наст. время запрещенные. «Центр Рона Хаббарда» и центр саентологов (см. ст. Саентология), расположенные во Владимире и Радужном, не зарегистрированы, существуют под видом «Клуба интересного общения», «Школы здорового образа жизни». В стадии формирования находится группа последователей П. К. Иванова, проводивших акции во Владимире, Камешкове и Гусь-Хрустальном. В Гусь-Хрустальном, Меленковском, Муромском и Суздальском р-нах действуют незарегистрированные группы неоязычников.
А. Ф. Маштафаров, В. М. Некрасов
Арх.: Упр. Минюст по Владимирской обл., Владимирский облкомстат, ГА Владимирской обл. Офиц. сведения и мат-лы.
Ист.: Денисов С. Виноград российский. М., 1906. Гл. 19-26; Из Покровского у. (Владимирской губ.) // Истина. 1886. № 107. С. 14-15; Из Муромского у. Владимирской губ. // Владимирские ЕВ. 1889. № 5. С. 88-92; Календарь Владимирской губ. Владимир, 1910; Религ. объединения Владимирской обл.: Информ. справ. Владимир, 2001.
Лит.: Саннинский И. К истории раскола и единоверия Владимирской епархии // Владимирские ЕВ. 1886. Ч. неофиц. № 24. С. 656-665; Добронравов В. Г. Из истории молоканства во Владимирской епархии // Тр. Владимирской учен. арх. комиссии. Владимир, 1899. Кн. 1. С. 31-48; он же. Страничка из истории раскола и сектантства во Владимирской епархии // Владимирские ЕВ. 1899. № 20. Ч. неофиц. С. 682-690; № 24. С. 827-843; 1900. № 1. С. 4-19; № 2. С. 54-79; Секта адвентистов в Меленковском у. // Там же. 1910. Ч. неофиц. № 48. С. 895-899; № 49. С. 930-934; Акципетров А. Секта бегунов во Владимирской губ. // Там же. 1911. № 2. Ч. неофиц. С. 27-30; № 3. С. 57-61; Орфеев Г., свящ. Секта иоаннитов // Там же. 1912. № 16. Ч. неофиц. С. 351-356; № 17. С. 369-375; Археол. карта России: Владимирская обл. М., 1995; Ageeva E. A., Robson R. R., Smiljanskja E. B. Старообрядцы спасовцы: Пути нар. богословия и формы самосохранения традиционных обществ в России ХХ ст. // Res. 1997. Vol. 69. N 1/2. P. 101-117; Безгодов А. А., Михайлов С. С. Подмосковная «Патриаршина»: Страница истории староверия в Орехово-Зуевском р-не. М., 2003; Мировоззренческие предпочтения жителей Владимирского края: история и современность: Сб. Владимир, 2003.
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.