ВОЛГОГРАДСКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

ВОЛГОГРАДСКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(Волгоградской и Камышинской епархии), в Волгограде (до 1925 Царицын, до 1961 Сталинград), основан иером. Илиодором (см. Труфанов) по благословению Саратовского еп. сщмч. Ермогена (Долганёва).

На приобретенном в 1903 г. архиеп. Ермогеном участке земли в заполотновской части Царицына по проекту, утвержденному в 1905 г., были построены небольшая летняя ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов и дом пономаря, образовавшие Царицынское архиерейское подворье. В 1907 г. к церкви были пристроены трапезная, колокольня, а с сев. и юж. сторон - кирпичные помещения. 1 марта 1908 г. архиеп. Ермоген назначил заведующим архиерейским подворьем и епархиальным миссионером-проповедником иером. Илиодора, переведенного в Царицын из Житомирской епархии. Проповедническая, общественно-политическая деятельность, а также занятие «отчитками» (см. ст. Экзорцизм) и «целительством» иером. Илиодора снискали ему большую популярность в городе. Свято-Духовская ц. не вмещала всех молящихся. Весной 1908 г. рядом с храмом был устроен высокий бревенчатый помост, на к-ром иером. Илиодор совершал богослужения. 28 июля - 3 авг. 1908 г. еп. Ермоген посетил Царицын и подарил Свято-Духовскому храму иконы прп. Серафима Саровского, вмч. Пантелеимона с частицами мощей, Казанский образ Божией Матери, а также благословил иером. Илиодора на строительство при храме муж. мон-ря. Одним из первых насельников архиерейского подворья стал в 1908 г. прмч. Софроний (Несмеянов), служивший до 1910 г. экономом.

Монастырь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Царицыне. Раскрашенная фотография. Нач. ХХ в.

Монастырь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Царицыне. Раскрашенная фотография. Нач. ХХ в.


Монастырь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Царицыне. Раскрашенная фотография. Нач. ХХ в.

В Царицыне Илиодор развернул агитационную борьбу против революционеров, местной администрации, подстрекал к евр. погромам. Пасхальные богослужения сопровождались фейерверками и сожжением соломенного чучела - «гидры революции». В 1909 г. указом Святейшего Синода иером. Илиодор был запрещен в служении, в 1910 г. за оскорбление полиции приговорен к месячному аресту. Саратовский губернатор С. С. Татищев направил П. А. Столыпину рапорт, в к-ром сообщал о недостойном поведении иеромонаха и его последователей и настаивал на выдворении его из губернии. Указом Синода 22 янв. 1911 г. иером. Илиодор был переведен в новосильковский Свято-Духов мон-рь Тульской епархии, однако в февр. 1911 г. самовольно вернулся в В. м. Братия и прихожане архиерейского подворья объявили голодовку с требованием оставить Илиодора настоятелем Свято-Духовского храма. По ходатайству архиеп. Ермогена, Г. Е. Распутина, нмц. имп. Александры Феодоровны 12 марта 1911 г. постановлением Синода иером. Илиодору было разрешено остаться в Царицыне.

Строительство монастырских корпусов и работы по расширению Свято-Духовской ц. велись с осени 1908 до весны 1911 г. по проекту епархиального архит. В. И. Петропавловского. Архит. комплекс В. м. просматривался со всех точек города и занимал почти весь квартал между улицами Онежской - с северо-запада, Ладожской (ныне ул. Рокоссовского) - с юго-востока, Печерской (ныне ул. Чапаева) - с юго-запада, Невской (ныне просп. Жукова) - с северо-востока. В плане мон-рь представлял собой прямоугольник.

Перестроенный к нач. 1911 г. на средства царицынских купцов (300 тыс. р.), Свято-Духовский храм стал вмещать до 4 тыс. чел. Он представлял собой четверик с венчающим куполом на мощном 8-гранном барабане. Прямоугольная в плане алтарная часть с 4-скатной кровлей и крестом на «яблоке» имела пониженные пристройки жертвенника и диаконника. Входы в храм с сев. и юж. сторон обрамляли тосканские 4-колонные портики, завершенные фронтонами. Примыкавшая к храму обширная трапезная имела по 7 окон с сев. и юж. сторон, высокую 2-скатную кровлю. Главный вход в храм проходил через колокольню, квадратную в плане, с двойными арочными проемами звона. Колокольня венчалась высоким шатром с луковичной главкой.

С сев. и юж. сторон храма располагались 2 П-образных в плане 3-этажных корпуса келий. На 1-м этаже юж. корпуса размещались аудитория, рабочие мастерские, кухни и неск. келий, на 2-м этаже - братские кельи, келья Илиодора. В сев. корпусе размещались школа, рукодельная и кельи. Кельи были рассчитаны на 120 чел. братии и 50 паломников. В одном из помещений иером. Илиодор разместил типографию, где печатались его сочинения и планировался выпуск газ. «Гром и молния». С сент. 1911 г. по инициативе настоятеля под келейными корпусами и алтарной частью храма братия и прихожане обители рыли катакомбы. Илиодор убеждал своих почитателей, что готовит место для погребения ближайших духовных чад и «спасения от антихриста, который будет разрушать и осквернять храмы, когда начнутся гонения на православных». К 1911 г. на Царицынском архиерейском подворье жили 3 иеромонаха, 5 монахов, 10 послушников. На праздничные богослужения приходили до 10 тыс. горожан. После литургии братия и миряне собирались на совместную трапезу.

После ссоры и драки с Распутиным в кон. 1911 г. в С.-Петербурге Илиодор лишился поддержки при дворе. 30 нояб. 1911 г. распоряжением обер-прокурора Синода В. К. Саблера он был отстранен от управления подворьем. 17 янв. 1912 г. еп. Ермоген был уволен на покой, а иером. Илиодор сослан во Флорищеву в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. 23 янв. свящ. Александр Строков возглавил братию Царицынского архиерейского подворья, к-рое в апр. 1912 г. было преобразовано в муж. мон-рь. Настоятелем обители стал архим. Иринарх (Шемановский), но через неск. месяцев сторонники Илиодора добились отстранения архим. Иринарха от настоятельства. Он был назначен главой Русской правосл. миссии в Сеуле.

В нач. 1913 г. В. м. был преобразован в женский, настоятельницей стала мон. Павла (Липовская), в 1915 г. возведенная в сан игумении. Трудами игум. Павлы в В. м. была устроена церковноприходская школа. Летом 1913 г. к зап. части Свято-Духовского храма была пристроена кирпичная зимняя церковь. Прямоугольный в плане храм (34´ 23 м) поднимался коньком кровли до основания купола летнего храма. Вдоль зап. и боковых стен теплой церкви проходили хоры.

В окт. 1912 г., после публичного объявления о своем отходе от РПЦ, иером. Илиодор был расстрижен и удален из Флорищевой пуст. Нек-рое время он жил близ С.-Петербурга и на хуторе Большом Мариинской станицы 1-го Донского округа, основал секту «Новая Галилея», скрывался в Норвегии, США, но летом 1917 г. поселился в Царицыне. 5 июня 1917 г. сторонники Труфанова провели митинг, на к-ром потребовали вернуть им корпуса В. м. В заявлении от 3 июня 1918 г. Труфанов предложил исполкому Царицына образовать в мон-ре коммуну «Вечной истины», вскоре призвал своих последователей захватить обитель. После начала в Царицыне военных действий между большевиками и анархистским отрядом Петренко Труфанов уехал в Москву.

Летом 1918 г. В. м. был закрыт, насельницы изгнаны, постройки приспособлены под жилье. В 1920 г. на территории мон-ря располагался Царицынский губ. лагерь принудительных работ, в храме - лазарет для заключенных. Весной 1921 г. Труфанов приехал в Царицын, объявил себя «патриархом Царицынским и всея России» и «рукоположил» ок. 10 «архиереев». На заседании Царицынской губ. комиссии по отделению Церкви от гос-ва 10 апр. 1921 г. было рассмотрено заявление «илиодоровцев» о возврате им храма и 3 комнат для устройства религ. социальной коммуны под рук. Труфанова. Отметив, что община «во главе с иеромонахом Илиодором» организована «на принципах коммунистической жизни», комиссия удовлетворила просьбу общины. Коммуна, занявшая часть мон-ря, была названа «Вечный мир». В нее вошли 6 крестьянских семей из Николаевского у. и царицынские почитатели бывш. иеромонаха. 21 февр. 1922 г. Губкомпомгол обратился ко всем уездным комитетам с требованием передать церковное имущество в пользу голодающих. Первой на призыв откликнулась коммуна «Вечный мир», пожертвовавшая ценности бывш. мон-ря: облачение, Евангелия, 2 воза икон и лампад. В мае 1922 г., распродав часть монастырского имущества, Труфанов уехал в Берлин, затем в США.

В 1923 г. в корпусах В. м. была устроена комсомольская коммуна, затем - детский дом, в 1929 г.- читальный зал, кинотеатр, в 1931 г.- студенческое общежитие педагогического ин-та. В Свято-Духовском храме разместился кинотеатр. В годы Великой Отечественной войны в корпусах находились ремонтные мастерские, а монастырские катакомбы служили бомбоубежищем для горожан. По нек-рым сведениям, до 40-х гг. XX в. игум. Павла проживала в одном из помещений мон-ря. После 1945 г. В. м. был передан войсковой части. По просьбе командования Сталинградский горисполком 18 нояб. 1957 г. принял решение о разборке храма и корпусов мон-ря и строительстве на их месте новых зданий, «отвечающих современным требованиям и нормам». На месте снесенного Свято-Духовского собора был устроен военный плац.

1 дек. 1991 г. у стен воинской части состоялся молебен о возвращении В. м. новоучрежденной Волгоградской и Камышинской епархии РПЦ. 1 марта 1992 г. В. м. был открыт, 20 апр. 1992 г. в нем состоялось первое богослужение. В июне 1993 г. В. м. посетил Святейший Патриарх Алексий II, передавший братии икону Божией Матери «Троеручица». В дек. 2004 г. братия мон-ря состояла из 18 монахов и 5 послушников. Богослужения совершаются в храме Св. Троицы, освященном на 1-м этаже монастырского корпуса. В нем хранится ковчежец с частицами мощей преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Амвросия Оптинского, Киево-Печерских святых. В обители находится резиденция Волгоградского архиерея, епархиальное управление, духовное уч-ще, Царицынский правосл. ун-т прп. Сергия Радонежского, редакция епархиальной газ. «Православное слово», проходят вечерние духовные чтения.

Обязанности настоятеля с 1992 г. исполнял митр. Волгоградский и Камышинский Герман (Долганов). В окт. 2011 г. по его прошению решением Свящ. Синода игуменом назначен иером. Гавриил (Куликов).

Арх.: ГА Волгоградской обл. Ф. 5. Оп. 1. Д. 5; Ф. 6. Оп. 1. Д. 205, 223, 272, 273, 304, 372; Ф. 19. Оп. 1. Д. 1; Ф. 37. Оп. 2. Д. 12; Ф. 71. Оп. 1. Д. 104, 144, 404, 1637; Ф. 122. Оп. 1. Д. 543, 544; Ф. 129. Оп. 3. Д. 8; ГА Саратовской обл. Ф. 656. Оп. 1. Д. 1051.

Лит.: Водовозов В. Изв. с Царицынского театра военных действий // Современник. 1911. № 4. С. 346-355; Гражданов Ю. Д. Илиодоровщина и правосл. монархизм в России // Вел. Октябрь и крах непролетарских партий в России. Калинин, 1989. С. 20-29; Супрун В., Самойлов Г. Илиодоров мон-рь // Правосл. слово. Волгоград, 1991. № 4. С. 7; Пряникова Н. В. Илиодор в Царицыне // Проблемы отеч. истории. Волгоград, 1993; Болотова Е. Ю., Савицкая О. Н. Деятельность Илиодора (С. Труфанова) в Царицыне // Вопр. краеведения. Волгоград, 1998. Вып. 4/5. С. 90-93; Редькина О. Ю. Илиодор в Сов. России: 1918-1922 гг. // Стрежень. Волгоград, 2001. Вып. 1. С. 164-168; Гос-во и религиозные организации Ниж. Волги и Дона в XX в.: Сб. док-тов и мат-лов / Сост. О. Ю. Редькина и Т. А. Савина. Волгоград, 2002; Серебряная В. В. Культовое зодчество Волгоградской обл. Волгоград, 2002; она же. Храмовое зодчество Царицына XVIII - нач. XX в. // Стрежень. 2002. Вып. 2. С. 267-280; Очерки по истории Волгоградской епархии РПЦ. Волгоград, 2003; Боев А. Царицынский Свято-Духов муж. мон-рь // Рус. мон-ри. Новомосковск; М., 2004. С. 443-455.

А. В. Дубаков, В. В. Сере́бряная


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»