- ВОЛКОВО КЛАДБИЩЕ
центр старообрядцев-федосеевцев в С.-Петербурге. Основным местом первоначального расселения старообрядцев в сев. столице была обращенная к Москве юго-вост. часть города. В ХVIII-ХIХ вв. федосеевское согласие, возглавляемое состоятельными предпринимателями, было преобладающим среди последователей «старой веры» в С.-Петербурге. Первая известная федосеевская моленная в городе была основана в 1723 г., в 1767 г. ее перенесли в густонаселенное место к Семёновскому мосту через р. Фонтанку, моленная получила название Косцовской (или Филипповской), по имени владельца здания петербургского купца 1-й гильдии Ф. Ф. Косцова.
В 1777 г. в ответ на просьбу федосеевцев Д. Воробьёва и П. Волкова о выделении места для погребения умерших было предоставлено Волково поле на окраине города в Каретной (позднее Александро-Невская) части, за р. Монастыркой. Там федосеевцы построили небольшую деревянную моленную, жизнь к-рой на первых порах осложнялась разногласиями с наставником, не всегда соблюдавшим строгий федосеевский устав. В 1778 г. было решено обратиться к И. А. Ковылину с просьбой прислать наставника, из Москвы приехал П. Фёдоров. В последующие годы отношения между московским Преображенским кладбищем и В. к. окрепли, по настоянию Ковылина и Косцова общины собирались в Москве для обсуждения насущных вопросов. В 1784 г. на В. к. были возведены каменные моленная и при ней богадельня. Чинное богослужение, значительное число прихожан, состоятельные попечители сделали В. к. одним из центров российского старообрядчества. Имп. Павел I Петрович, имевший план объединить старообрядцев-беспоповцев, заинтересовался Косцовым. Купец был арестован, подвергнут увещеванию, не достигшему цели, затем заточен в Петропавловскую крепость, где находился до восшествия на престол Александра I Павловича.
Старообрядческая моленная на Волковом кладбище. Гравюра. 1881 г. (РГБ)
Старообрядческая моленная на Волковом кладбище. Гравюра. 1881 г. (РГБ)В 1807 г. с разрешения правительства В. к. было расширено, на нем построили 2-этажную каменную моленную с 3 флигелями, богаделенные корпуса. В нач. 1809 г. на В. к. прошел собор федосеевцев, принявший постановление о смягчении отношения к староженам и новоженам (см. статьи Беспоповцы, Брак (разд. Брак у старообрядцев)) и ужесточивший порядок присоединения к федосеевцам поморцев (см. Поморское согласие). Наставник В. к. купец Я. В. Холин подготовил соборное постановление, к-рое было послано на утверждение на Преображенское кладбище в Москву. Из-за смерти Ковылина, войны 1812 г. и разногласий в Преображенской общине утверждение постановления (кроме статьи о «половинках») состоялось в 1818 г. В это время попечителями В. к. являлись купец Сухачёв и подрядчик А. Яковлев, имевшие богатых покровителей, обеспечивавших внешнее благополучие общины. Наставниками общины были И. Тиханов, Г. Н. Ошара, проповедовавший скорое пришествие антихриста, и А. Алексеев-Каинов, или Варагин,- «бывший председатель в Петербурге многих соборов своей церкви и учредитель на оных правил».В 1820 г. городские власти установили особые правила для В. к., распространявшиеся и на др. федосеевские общины. Полиция должна была наблюдать за всеми действиями федосеевцев, иметь список лиц, находившихся в богадельнях, проверять наличие паспортов. В 1829 г. федосеевцы получили разрешение от с.-петербургского военного генерал-губернатора вести книги для записи переходивших в старообрядчество из правосл. Церкви, после протеста С.-Петербургского митрополита разрешение было отменено. Несмотря на ужесточение гос. политики в отношении старообрядцев, община В. к. росла.
В апр. 1847 г. богадельня В. к. была подчинена городскому Попечительскому совету общественного призрения. В кон. 1852-1853 гг. она стала городской, наряду со старообрядцами в нее помещали православных, для к-рых одна из моленных В. к. была освящена как правосл. храм. В управлении богадельней для наблюдения за старообрядцами участвовал чиновник Мин-ва внутренних дел. В 50-х гг. на В. к. наставниками федосеевцев являлись Фирс, Антоний и Митрофан. В 1866 г. (по др. сведениям, ок. 1875) купцы-федосеевцы В. Долгов, Е. С. и Ф. С. Егоровы, В. Глотов с разрешения властей возвели над одним из богаделенных зданий 3-й этаж с куполом, увенчанным 8-конечным крестом. Постройка была названа Александровским отделением, в ней должны были разместиться помещения для призреваемых и школа для детей старообрядцев. Главными попечителями В. к. в кон. 70-х гг. являлись купцы 1-й гильдии Е. С. Егоров (состоявший также попечителем Преображенского кладбища) и А. И. Латынин.
В посл. четв. ХIХ - нач. ХХ в. на молениях на В. к. присутствовали от 6 до 10 тыс. старообрядцев, наонному пению 18 клирошанок отдавалось предпочтение в сравнении с исполнением на Преображенском кладбище в Москве, службой руководила уставщица Ульяна Кондратьевна. Наставниками на В. к. были Симеон, Иоанн и Агафон, расходившиеся в своих воззрениях на брак: Иоанн был снисходителен к брачным, Симеон придерживался строгих правил и требовал от всех поженившихся развода на «чистое житие», Агафон также был близок к полному отрицанию брака. При кладбище существовала значительная б-ка. Рукописное собрание Волковского молитвенного дома в наст. время составляет отдельный фонд в РНБ.
8 февр. 1907 г. федосеевская община В. к. была зарегистрирована С.-Петербургским губернским правлением. В 1920 г. общине вернули моленную с колокольней (отнятую в 1853 г.), расположенную у входа на кладбище (набережная р. Волковки, д. 3). Наставниками в 20-30-х гг. на В. к. являлись Т. Т. Дубковский, Гурий, Павел. Клиросами, на к-рых пели только женщины, строго соблюдавшие безбрачие, руководили головщицы Феодосия Ивановна и Ирина Ивановна. 14 июня 1934 г. моленная на В. к. была закрыта, здание передали детской больнице. Часть общины переместилась в моленную в Гатчине, др. члены общины со временем стали прихожанами поморской моленной. В 1948 г. старообрядцы безрезультатно ходатайствовали о возвращении им Волковской моленной. В наст. время перестроенное здание бывш. моленной на В. к. занято учреждением здравоохранения, др. старообрядческие постройки кладбища разрушены.
Ист.: Словарь и Каталог, или Библиотека, Павла Онуфриева Любопытного. М.,1997; Циркулярное письмо Особенной канцелярии по секретной части МВД рижскому военному губернатору 29 мая 1820 г. «О злоупотреблениях раскольников феодосиевского согласия, или беспоповщины» // Агеева Е. А. Из истории староверов Зап. Причудья в ХIХ ст.: (По док-там Ист. архива Эстонии) // Очерки по истории и культуре староверов Эстонии. Тарту, 2004. С. 107-110.
Лит.: Нильский В., свящ. Раскол в С.-Петербурге: Моленная Косцова и Волковское федосеевское кладбище // Истина. Псков, 1877. Кн. 55. № 11-12. С. 1-69 (2-я паг.); он же. О волковских совр. петербургских наставниках // Там же. 1878. Кн. 57. С. 1-48 (2-я паг.); он же. Из совр. жизни в расколе: Петербургские федосеевцы // ЦВ. 1892. № 49. С. 774-776; Новое здание на Волковском кладбище // Там же. 1889. № 2. С. 36-37; Животов Н. Н. Церк. раскол Петербурга в связи с общероссийским расколом: Очерки: старообрядцы беспоповцы, поповщинцы, сектанты разных толков и учений. СПб., 1891. С. 46-66; Землянский М., свящ. О числе глаголемых старообрядцев С.-Петербургской епархии и обращении таковых на путь истины // СПбДВ. 1895. № 18. С. 399-400; Шамарин В. В. 275 лет староверию в Петербурге: (Краткий ист. очерк) // Календарь Древлеправосл. Поморской церкви на 1998 г. [М., 1997]. С. 54-61; Расков Д. Е. Купцы-староверы в экономике С.-Петербурга // Старообрядчество: история, культура, современность. М., 2000. Вып. 8. С. 53-57; Пивоварова Н. В. Старообрядческие моленные Петербурга ХVIII - 1-й пол. ХIХ в.: (по мат-лам РГИА) // Три века синтеза церк. и светского искусства. Ораниенбаум, 2003. С. 150-156.
Е. А. Агеева
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.