- ВОНИФАТИЙ РИМСКИЙ
(† 290), мч. Тарсийский (пам. 19 дек., пам. зап. 14 мая), пострадал при имп. Диоклетиане. Был главным управляющим имениями знатной римлянки Аглаи (Аглаиды), дочери проконсула Акакия, и находился в любовной связи со своей незамужней госпожой. В. Р. вел распутную жизнь, но был милосердным, щедрым и гостеприимным. Будучи христианкой, Аглая послала В. Р. за мощами мучеников в М. Азию, где в то время было гонение на христиан. Он прибыл в киликийский город Тарс вместе с рабами, принадлежавшими Аглае, оставил их в гостинице и пошел в амфитеатр, где судья Симплиций истязал 20 христиан. В. Р. стал на глазах у него целовать их оковы и прославлять Христа. Симплиций, получив отказ В. Р. принести жертвы языческим богам, велел повесить его вверх ногами и строгать тело мученика крюками. Затем палачи вонзили под ногти В. Р. иглы, но святой молча претерпел пытку. Симплиций приказал растопить свинец и влить в рот мученика, но по молитвам В. Р. олово не причинило ему вреда. После этого началось народное возмущение, и судья вынужден был спасаться бегством от толпы. На следующий день Симплиций велел бросить В. Р. в котел с кипящей смолой, но сошедший с неба ангел оросил котел, и святой остался невредим. Смола же, выплеснувшись из котла, опалила мн. язычников. Симплиций приказал казнить В. Р. Когда мученику отсекли голову, из шеи истекло молоко, а в городе произошло сильное землетрясение. После совершения этих чудес 550 язычников уверовали во Христа. Рабы Аглаи 3 дня искали В. Р. Услышав от прохожего рассказ о мученической кончине В. Р., они не поверили ему, но потом нашли тело и голову святого.
Бюст мч. Вонифатия в храме прп. Алексия, человека Божия, в Риме
Бюст мч. Вонифатия в храме прп. Алексия, человека Божия, в РимеРабы перенесли мощи В. Р. в Рим. Аглая построила небольшой храм в честь В. Р. в своем поместье, расположенном в 50 стадиях от Рима по Латинской дороге, где с почестями захоронила мощи святого. Пожертвовав одну часть своего имущества мон-рям, другую нищим, она отпустила на волю всех рабов и с неск. девами стала вести иноческую жизнь. В покаянии Аглая прожила ок. 18 лет и была похоронена рядом с В. Р. По преданию, она получила от Бога дар изгонять бесов и исцелять болезни, В. Р. помогает в исцелении недуга пьянства.
Еще один храм во имя В. Р., построенный в VII в., находится в Риме на Авентинском холме. В Х в. над ним был сооружен большой храм и учрежден мон-рь во имя В. Р. и прп. Алексия, человека Божия, в 1216 г. мощи обоих святых перенесены из нижней церкви в верхнюю. Главы святых в наст. время хранятся отдельно от мощей в ризнице храма.
Болландисты относят смерть В. Р. к 290 г., по др. версии, он пострадал в 307 г., т. е. при имп. Галерии. День памяти В. Р. 14 мая, вероятно, являлся днем его кончины, какое событие связано с 19 дек.- неизвестно. Сохранилось неск. греч. житий В. Р.: анонимные (BHG, N 279-280) и принадлежащее Симеону Метафрасту (X в.) (PG. 115. Col. 241-257; BHG, N 281), а также лат., в т. ч. гимн Флодоарда Реймсского (Х в.) (PL. 135. Col. 747-750).
Ист.: BHG, N 279-282; BHL, N 1413-1417; Ruinart. Acta. P. 325; ActaSS. Maii. T. 3. P. 278-283; PG. 115. P. 241-257; ЖСв. Дек. С. 505-514.
Лит.: Tillemont. Mémoires. T. 5. P. 172-173, 650 sq.; Franchi de' Cavalieri P. Dove fu scritta la leggenda di s. Bonifacio // NBAC. 1900. T. 6. P. 205-234; Bardy G. Boniface (3) // DHGE. T. 9. Col. 882; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 57-58; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 510-511; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 83; Amore A. Bonifacio // BiblSS. T. 3. Col. 324-325.
А. В. Бугаевский
Гимнография
Богослужебное последование В. Р. описывается в нек-рых редакциях Студийского устава и во всех редакциях Иерусалимского. Согласно Евергетидскому Типикону кон. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 342-343), последование В. Р. соединяется с последованием прмч. Афинодора. Служба непраздничная, на утрене поется «Аллилуия» с троичнами гласа. Литургия не совершается. В Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 74) на память В. Р. 19 дек. указана служба с «Аллилуия», подробное изложение службы отсутствует.
В редакциях Иерусалимского устава, начиная с ранних (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 36) и до московских печатных изданий XVII в., на память В. Р. указывается служба с «Аллилуия». В исправленном Типиконе 1682 г., как и во всех последующих изданиях (включая совр.), это надписание заменено на «Аллилуия или тропарь», что означает возможность совершения как службы с «Аллилуия», так и будничной службы с «Бог Господь».
В совр. богослужебных книгах последование В. Р. включает кондак 4-го гласа: ῾Ιερεῖον ἄμωμον, ἐθελουσίως, σεαυτὸν προσήγαγες ( ); канон 4-го гласа творение Иосифа, с акростихом Πιστῶς σε μέλπω Μάρτυς ἠγλαϊ> σμένε. ᾿Ιωσήφ ( ), ирмос: Τριστάτας κραταιούς, ὁ τεχθεὶς ἐκ Παρθένου ( ), нач.: Προθύμῳ λογισμῷ, τοὺς ἀγῶνας ζηλώσας, τῶν γενναίων ἀθλητῶν ( ); цикл из 3 стихир.
Мч. Вонифатий. Средник житийной иконы. XIX в. (ГМЗК)
Мч. Вонифатий. Средник житийной иконы. XIX в. (ГМЗК)В рукописях сохранились и др. каноны: плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа, без акростиха, ирмос: Τῷ ἐκτινάξαντι ἐν θαλάσσῃ ( ), нач.: Τῷ θαυμαστώσαντι ἐν τοῖς ἄθλοις (Удивившему в состязаниях); плагального 1-го, т. е. 5-го, гласа, без акростиха, ирмос: ̀λδβλθυοτεΙππον καὶ ἀναβάτην ( ), нач.: Παύλου τὰς παραινέσεις (Павловы наставления).
Иконография
В. Р. в восточнохрист. искусстве сложилась в средневизант. период в системе иллюстрированного минология. Первый сохранившийся памятник с его изображением - миниатюра из Минология Василия II (Vat. gr. 1613, Р. 70-71, 976-1025 гг.). под 20 дек. представлено усечение главы В. Р.: святой преклонил колени перед палачом, поднявшим меч. В минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 272r, 3-я четв. XI в.) образ В. Р. с крестом в руке помещен в ряду ростовых изображений святых под 19 дек. Под 18 дек. сцена мученичества В. Р. изображена в Минее из Лавры прп. Афанасия на Афоне на 2-ю пол. дек. (Laur. Δ´ 51 (427). Fol. 62v, XI-XII вв.). Сцена казни В. Р. представлена в лицевых настенных минологиях (под 19 дек.): в притворе ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386,- мученик стоит, слегка согнувшись, позади него воин с мечом, на земле отсеченная глава святого; в притворе ц. св. Апостолов (св. Спаса), Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия), 1561 г.,- тело святого простерто на земле, рядом лежит его отсеченная глава, позади воин с мечом. В греко-груз. рукописи кон. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 91) и на фресках церкви св. Николая в Пелинове (Черногория), 1717-1718 гг., В. Р. изображен стоящим в ряду святых.
Мч. Вонифатию вонзают под ногти «тростие». Клеймо житийной иконы. XIX в. (ГМЗК)
Мч. Вонифатию вонзают под ногти «тростие». Клеймо житийной иконы. XIX в. (ГМЗК)Иконография В. Р. не была стабильной, несмотря на то что в пространной редакции его жития содержится описание его внешности: «лет четыредесяти, низок, толст, рус власы, армелаос носяй» (ВМЧ. Л. 441r). На миниатюре из Минология Василия II В. Р. пожилой, с седыми волосами и бородой, облачен в короткую тунику, порты и сапоги. В греко-груз. рукописи - юноша с короткими темными волосами, одет в тунику до колен, плащ, порты и сапоги. Согласно иконописному подлиннику Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в., В. Р. должен быть написан «аки Георгий, риза киноварь, испод лазорь». Строгановский иконописный подлинник (кон. XVI в.) содержит следующее описание: «Аки Козьма, плешив, а инде пишет, аки Георгий мученик, риза киноварь, испод лазорь, у Внифантия свиток в руце, а в нем: Владыко Господи Вседержителю, избави люди Своя от идольского гнева и от всякия скорби и печали». На старообрядческих иконах XIX в. В. Р. изображен юношей с высоким лбом и короткими прямыми волосами, как у вмч. Димитрия Солунского («Сщмч. Антипа с избранными святыми на полях» (1825, ГМЗК), «Св. Вонифатий с житием в 12 клеймах» из Овражной молельни с. Коломенского (XIX в., ГМЗК)).
Отдельных образов В. Р. известно мало, обычно они создавались как патрональные. Изображение святого могло вводиться в мученический лик в системе храмовой росписи, как, напр., на столпе на фресках Вологодского Софийского собора (1686-1688). Икона В. Р. «новгородских писем XVI в. из собрания И. К. Рахманова, Москва» (местонахождение неизвестно) участвовала в выставке древнерус. искусства 1913 г. в Москве. В Новое время изображения В. Р. становятся более распространенными. Возможно, рост популярности святого в этот период был связан с тем, что мученика, к-рый, по житию, «блуд творяше, бе же и пианица, но милостив и нищелюбив», стали почитать как молитвенника за страждущих недугом пьянства.
Мч. Фонифатий, предстоящий образу Богоматери. Икона. 2-я пол. XIX в. (ГМЗК)
Мч. Фонифатий, предстоящий образу Богоматери. Икона. 2-я пол. XIX в. (ГМЗК)Икона «Мч. Вонифатий, предстоящий образу Богоматери» (под записью и потемневшей олифой, 2-я пол. XIX в.) находится в ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в Коломенском (ГМЗК). Иконографическая схема иконы восходит к образу Божией Матери «Нечаянная радость». Юноша В. Р., с короткими волосами, облаченный в хитон и гиматий, над нимбом надпись: «Св. муч. Вонифатий», изображен в левой части композиции в молитвенном предстоянии иконе Богоматери «Умиление», находящейся в киоте справа. Святой показан в ¾-ном развороте вправо, правая рука приподнята в жесте моления, в опущенной левой руке развернутый свиток с текстом: «Владыко Господи Вседержителю, избави люди от идолских, гнева и от всякия скорби и печали». Событие показано в интерьере дома или храма, позади святого полуциркульная арка.
Иконография сцен жития В. Р. в средневек. период ограничивается эпизодом отсечения главы в миниатюрах минологиев. Редким примером житийной иконографии святого является образ «Св. Вонифатий с житием» XIX в. (ГМЗК). Лит. основой житийного цикла иконы послужило краткое проложное житие святого, восходящее к тексту, помещенному в Минологии Василия II (слав. пер.: ВМЧ. Л. 344а (под 19 дек.)). В среднике иконы святой, облаченный в длинный далматик и плащ, представлен в рост, с крестом в правой руке. На полях помещены 12 клейм жития, каждое снабжено подробной надписью: «Аглаида посылает Вонифатия за мощами св. мучеников» (Аглаида восседает на возвышении на фоне палат, перед ней стоит В. Р.); «Вонифатий отправляется в путь» (в центре изображен В. Р., Аглаида (слева) подает ему ризу, друзья (справа) - ковчежец для мощей); «Вонифатий достигает «стран Асийских» и становится свидетелем мучений христиан» (справа судья восседает на престоле под балдахином, перед ним слуги избивают палками 2 мучеников, позади них В. Р. со спутниками); «Бичевание Вонифатия у столба» (обнаженный В. Р. висит вниз головой на столбе, воины побивают его палками, справа на престоле восседает судья); «Мучение Вонифатия тростием» (слева на возвышении представлен судья, перед ним стоит В. Р., воины и слуги вонзают в его руки и ноги заостренные лучины;) «Увещание Вонифатия» (в правой части на престоле судья, перед ним стоит Вонифатий, окруженный воинами); «Мучение Вонифатия в котле» (слева изображен судья на престоле, охраняемый 2 воинами, справа - слуга, раздувающий огонь в каменной печи, на к-рой стоит кипящий котел, в котле стоит В. Р. с простертыми в молении руками); «Мучение Вонифатия оловом» (справа представлен судья, в центре - В. Р., один слуга держит его за руки, др. вливает ему в рот расплавленное олово, рядом стоит жаровня с оловом); «Моление Вонифатия. Казнь мученика» (в левом верхнем углу изображено коленопреклоненное моление В. Р., трое мужей простирают к нему руки); на переднем плане представлено усекновение главы одного из мучеников (не В. Р.) - средовека без нимба и в др. одеждах); «Друзья отыскивают тело Вонифатия» (на переднем плане обезглавленные тела мучеников и 5 кровоточащих голов в нимбах, трое мужей склоняются над телами); «Принесение мощей Вонифатия в Рим. Явление ангела Аглаиде» (в левой части на фоне архитектурного павильона представлено ложе со спящей Аглаидой, за ложем обращающийся к ней ангел); в правой верхней части клейма четверо мужей несут саркофаг с телом В. Р., задрапированным по плечи покровом); «Перенесение мощей Вонифатия в храм» (священник и диакон крестным ходом несут саркофаг с мощами по направлению к 3-главому храму).
Лит.: Иконописный подлинник Новгородской ред. по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 54; Выставка Древнерус. искусства / Сост. С. П. Рябушинский. М., 1913. С. 12, № 60; Миjовић. Менолог. С. 282, 354; Рыбаков А. А. Фрески Вологодского Софийского собора // ДРИ: Монументальная живопись XI-XVII вв. М., 1980. С. 380, 390; Евсеева. Афонская книга. С. 260.
Ю. В. Бродовая
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.