ВОРОНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ВОРОНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

основан в 1623 г. по благословению Патриарха Московского Филарета (Романова) старицей Марфой и 30 инокинями, жившими в Воронеже. На правом берегу р. Воронеж, рядом с острогом, над воронежским в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рем был построен деревянный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери (по монастырскому преданию, в 1623 Патриарх Филарет благословил новоучрежденную обитель Смоленской иконой Божией Матери «Одигитрия», до 1929 находившейся в Смоленском приделе монастырского Преображенского храма). Деятельное участие в устроении В. м. принимали воронежские дворяне, стрельцы и особенно донское казачество, в мон-ре постригались женщины из казацких поселений. В 1627 г. царь Михаил Феодорович пожаловал мон-рю крупное владение - земли на 50 верст по берегам р. Форосань (совр. Хворостань) с с. Форосань, дер. Избыльной (с 1629), пашнями, лесом, мельницами, перевозами, рыбными ловлями и пасеками.

Удаленность В. м. от епархиального центра в XVII в. (до 1682 обитель входила в Рязанскую епархию) зачастую приводила к произволу настоятельниц, к-рые бесконтрольно распоряжались монастырскими доходами и нередко обращались за помощью в управлении мон-рем непосредственно к казакам, минуя епархиального архиерея. Казачество, в значительной своей части принадлежавшее к старообрядчеству, оказывало большое влияние на жизнь мон-ря. В 1688 г. по подозрению в старообрядчестве была вызвана в Москву игум. В. м. Иулиания (Прибыткова), ранее сблизившаяся с известной на Дону ревнительницей «старой веры» старицей Капитолиной. Игумения была лишена сана и сослана в тихвинский Большой мон-рь Новгородской губ. Поступление в В. м. не принимавших пострига вдов, болящих, последовательниц «старой веры», а также получение руги не только на мон-рь, но и на каждую монахиню (не менее 2 р. на чел.) приводили к обмирщению внутримонастырской жизни. Кроме того, к кон. XVII в. тяжбы с жителями соседних поселений (в т. ч. г. Коротояка), претендовавшими на монастырские земли, разорили В. м.

С началом кораблестроительных работ в Воронеже (1696) около В. м. были устроены верфи, Немецкая слобода с евангелической кирхой, дворец Петра I и дома его приближенных. В. м. должен был содержать казенных рабочих лошадей. В 1699 г. игумения ходатайствовала перед Патриархом Адрианом о приписке обители к Патриаршим домовым мон-рям, но получила отказ.

В 1700 г. игум. Ирина, в связи с тем что «поблизости к адмиралтейству и дворцу… монастырю стоять было невместно», просила перевести В. м. за город. По указу Петра I 17 дек. 1702 г. и грамоте свт. Митрофана 23 дек. 1702 г. В. м. разместился в урочище Терновая Поляна, на правом берегу р. Воронеж, близ Нищей и Посадской слобод. Обители был отведен обширный лесной участок в 5 дес. В 1703 г. состоялось освящение монастырского деревянного Смоленского храма, в 1705 г. он был переосвящен в честь Покрова Пресв. Богородицы, в нем появился Смоленский придел, в 1751 г. храм был отстроен в камне.

Воронежский мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ)

Воронежский мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ)


Воронежский мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ)

Активные усилия по упорядочению иноческой жизни в В. м. прилагал первый Воронежский епископ свт. Митрофан (1682-1703). По его повелению игум. Ирина завела приходо-расходные книги. Близ Пятницкой ц. в Воронеже была поставлена часовня для сбора пожертвований в пользу обители. После кончины свт. Митрофана В. м. лишился доходов от переправ и рыбных ловель, у него «по государственному делу» была изъята часть крестьян, он должен был вносить в казну средства на жалованье «ратным людям», на «ямские прогоны» и на выкуп пленных, выплачивать деньги рабочим на верфях.

Лишенный большинства вотчинных земель и крестьян в 1764 г., В. м. не был закрыт по ходатайству перед Синодом Воронежского еп. св. Тихона Задонского. Мон-рь стал 3-классным с 17 насельницами по штату. В 1764 и 1772 гг. в В. м. были переведены монахини упраздненного усманского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, 10 апр. 1769 г.- насельницы сгоревшего елецкого Богородицкого мон-ря. С 70-х гг. XVIII в. послушниц принимали в В. м. при условии внесения значительных средств на пропитание и строительство кельи либо ее покупку. В кон. XVIII в. сверх установленной нормы в мон-ре находилось 50 чел. Состоятельные «послушницы» зачастую жили в обители, не принимая пострига, содержали большой штат прислуги, отказывались подчиняться игумении. Стремясь искоренить подобную практику, Воронежский еп. Арсений (Москвин) составил для благочинного воронежских мон-рей инструкцию, в к-рой оговаривал права настоятельниц жен. мон-рей, аналогичную инструкцию разработал 20 янв. 1820 г. еп. Епифаний (Канивецкий). В 20-х гг. XIX в. порядок в В. м. был восстановлен.

В 1788-1792 гг. в В. м. был построен каменный летний храм, освященный в 1799 г. (по др. данным, в 1803) еп. Арсением в честь Преображения Господня, с приделами в честь Покрова Пресв. Богородицы и Смоленской иконы Божией Матери. В 1814-1828 гг. храм был расписан, в 1872 г. капитально отремонтирован и освящен Воронежским архиеп. Серафимом (Аретинским). По описанию Ю. И. Успенского, Преображенская ц. представляла собой «обычный тип барочных, излюбленных Воронежем форм - восьмерика на четверике; но соотношение ширины восьмерика, почти равной нижнему четверику, полукруглый подъемистый купол, высокие полуциркульные окна восьмерика, наконец, ампирная обработка всех фасадов четверика... указывают на ее переходное значение от барокко к ампиру» (Успенский Ю. И. Старый Воронеж. Воронеж, 1922).

В 1814-1828 гг. в В. м. были сооружены каменные колокольня и ограда. В 1832-1835 гг. шло строительство зимней ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских по проекту архит. А. И. Мельникова, в 1838 и 1842 гг. свт. Антоний (Смирницкий) освятил приделы храма во имя свт. Митрофана Воронежского и вмц. Варвары. Впосл. храм стал трапезным. В 1854 г. на 2-м этаже каменного больничного корпуса была устроена домовая ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», служба в ней совершалась на престольный праздник. В сер. XIX в. мон-рь посещали дружившие с игум. Смарагдой (Бегичевой; 1836-1866) В. А. Жуковский, И. С. Никитин и др. поэты.

К 1917 г. помимо храмов в В. м. находились каменный флигель, 2 ряда келий, служебные постройки. Мон-рю принадлежал странноприимный дом (1868) в Воронеже на Б. Алексеевской ул. (ныне Пролетарская), в к-ром в 1926 г. жил Старицкий еп. сщмч. Петр (Зверев). В нач. XX в. в В. м. жили 1017 чел. (игумения, 86 монахинь, 151 послушница, 648 прибывших на испытание и 132 обучающихся рукоделиям и грамоте).

В ходе кампании по изъятию церковных ценностей в марте 1922 г. губ. отд-ние ОГПУ конфисковало у В. м. напрестольные кресты, оклады икон. Осенью 1924 г. была закрыта Киево-Печерская ц., в к-рой разместился клуб им. М. И. Калинина. C янв. 1925 г. в бывш. монастырских кельях селились горожане. В окт. того же года губ. власти передали Преображенскую ц. раскольникам-автокефалистам (группа состояла из прот. Алексия Попова, протодиак. Симеона и диак. Виктора Сильченковых), тогда же они были запрещены в священнослужении Воронежским митр. Владимиром (Шимковичем). До 1929 г. в храмах В. м. служили свящ. Евгений Марчевский и сщмч. Иоанн Стеблин-Каменский. В мае 1929 г. В. м. был закрыт. В 30-х гг. мн. бывш. насельницы были репрессированы (вместе со сщмч. Петром (Зверевым), еп. Алексием (Буем) и др.). К 1941 г. были снесены Преображенская ц. и колокольня. К 2005 г. территория мон-ря (ограниченная с севера ул. Демократии, с востока ул. Пролетарской, с юга ул. Мало-Смоленской, с запада Солдатским пер.) застроена частными домами. Сохранились следы пилона от въездных ворот обители на углу Солдатского пер. и Рабочего городка.

Арх.: РГИА. Ф. 218. Оп. 4. Д. 587; ГА Воронежской обл. Ф. Р-4. Оп. 1. Д. 428; Ф. Р-10. Оп. 1. Д. 1043; Ф. И-14. Оп. 1. д. 17; Ф. И-84. Оп. 1. Д. 1951а; Ф. Р-18. Оп. 1. Д. 402, 403; Ф. И-210. Оп. 1. Д. 16-27; ГАОПИ ВО. Ф. 9353. Оп. 2. Д. 16967, 17699, 19568, 24705.

Ист.: Зверев С. Е., свящ. Древние акты Покровского девичьего мон-ря. Рязань, 1890; Мат-лы для истории Воронежской и соседних губ.: Воронежские писцовые книги. Воронеж, 1891. Т. 2; Никольский П. В. Переписная книга Воронежской епархии мон-рей 1702 г. // Воронежская старина. Воронеж, 1903. Вып. 2; Никольский П. В. Архив Покровского девичьего мон-ря // Он же. Монашество на Дону. Воронеж, 1909. С. 74-82; Де Бруин К. Путешествие в Московию: (Отрывок) // Воронежский край XVIII в. в описаниях современников. Воронеж, 1992. С. 13-15.

Лит.: Веселовский Г. М. Покровский Девичий мон-рь // Он же. Ист. очерк г. Воронежа: 1586-1886 гг. Воронеж, 1886. С. 31-33; Димитрий (Самбикин), архим. Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Воронеж, 1884. Вып. 1. С. 105-107; 1886. Вып. 4. С. 105, 117, 166, 340; он же. Хронол. указ. церквей в Воронежской епархии (1586-1886). Воронеж, 1886. С. 72-74; [Никольский П. В.] Воронежский Покровский девичий мон-рь // Воронежская старина. Воронеж, 1908. Вып. 7. С. 12-14, 163-182; Глазьев В. Н. Страницы ранней церк. и монастырской истории г. Воронежа и Воронежского у. // Церковь и ее деятели в истории России. Воронеж, 2001. Вып. 2. С. 45-64; Акиньшин А. Н. Покровский девичий мон-рь // Он же. Храмы Воронежа. Воронеж, 2003. С. 135-142.

Иером. Митрофан (Шкурин), А. Н. Акиньшин


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»