ВОСКОПОЯ

ВОСКОПОЯ

Церковь свт. Николая. 1721–1722 гг. Поперечный разрез

Церковь свт. Николая. 1721–1722 гг. Поперечный разрез


Церковь свт. Николая. 1721–1722 гг. Поперечный разрез

Воскопо́я [Мосхополь; алб. Voskopoja], поселение в юго-вост. Албании, в 15 км к западу от г. Корча, на высоте ок. 1150 м над уровнем моря, с подавляющим влахским населением. Первое упоминание в хрониках под греч. названием Мосхополь относится к 1330 г. В связи с активным развитием посреднической торговли между Венецией и К-полем, большую роль в к-рой играли купцы из г. Влёра, к сер. XVIII в. В. стала 2-м по величине городом европ. части Турции после столицы (в 1764 более 30 тыс. чел. населения и ок. 20 тыс. чел. в окрестностях), имела самоуправление, развитую торговлю и ремесла, являлась крупным центром правосл. культуры, оказавшим влияние на соседние провинции Османской империи. В наст. время - небольшое селение в районе г. Корча.

Церковь свт. Афанасия. 1724 г. Вид с юга

Церковь свт. Афанасия. 1724 г. Вид с юга


Церковь свт. Афанасия. 1724 г. Вид с юга

В. первоначально находилась в юрисдикции Охридской Патриархии, в то время противостоявшей К-польской Патриархии, поддерживавшей власть Османской империи. Деятели албан. и македон. культуры, а также болг. священники ратовали за просвещение народа на родном языке. В 1710 г. был основан коллегий для мальчиков из ближайших албан. и македон. земель с преподаванием на греч. языке. Единственная во всем Западнобалканском регионе типография, основанная в В. в 1720 г. (по др. данным, в 1714 или 1731), выпустила 21 книгу на греч. языке религ. и дидактического содержания (Служба и Житие св. кн. Иоанна-Владимира, Служба и Житие Климента Охридского, произведения греч. и рим. классиков, а также Ш. Л. Монтескьё, Вольтера, Ж. Расина, П. Корнеля и др.). В 1744 г. стараниями Патриарха Иосафата местный коллегий, существовавший с нач. XVIII в., был преобразован в Новую академию (название - с 1750), программа к-рой соответствовала уровню лицеев европ. стран. В академии преподавали известные в то время просветители, напр. Мефодий Антракити, грек из Янины (1720-1736). Первым ректором академии стал его ученик Севаст Леонтиади, обучавшийся также в ун-те Падуи. С 1748 г. пост ректора занял Т. Кавальоти, уроженец В., к-рый преподавал философию, математику, физику и др. предметы, перевел НЗ на албан. язык и составил греческо-аромуно-албан. словарь, изданный в Венеции (1770). Торговые и ремесленные цехи (эснафы) В. посылали молодых людей в ун-ты в Вену, Лейпциг, Венецию, Трнаву.

В 1-й пол. XVIII в. В. являлась главным центром церковного строительства в Корчинской митрополии. К 1914 г. там находилось 24 церкви (в основном храмы XVII - 1-й пол. XVIII в., а также ц. вмц. Параскевы Пятницы (1360) с росписями и иконостасом XVIII в.). После разрушений австро-венг. оккупации 1916 г., сражений второй мировой войны и «культурной» революции Э. Ходжи сохранилось 5 храмов. Они построены по типу храмов кон. XVI - нач. XVII в. (напр., ц. св. Марии в с. Бармаши и св. Михаила в с. Виткуки) и имеют сходные размеры: длина основного здания без апсиды и юж. галереи 20-24 м, ширина 10-13 м и высота ок. 10 м. 4 из них - базилики с 3 нефами каждая, с купольными сводами, скрытые под двускатной крышей (чтобы не привлекать внимания тур. властей).

Сщмч. Игнатий Богоносец. Роспись в галерее свт. Афанасия. Художники Константин и Афанасий Зографы. 1744–1745 гг.

Сщмч. Игнатий Богоносец. Роспись в галерее свт. Афанасия. Художники Константин и Афанасий Зографы. 1744–1745 гг.


Сщмч. Игнатий Богоносец. Роспись в галерее свт. Афанасия. Художники Константин и Афанасий Зографы. 1744–1745 гг.

Обширные циклы росписей выполнены мастерами корчинской школы. Ц. Богородицы (рубеж XVII-XVIII вв.) была расписана в 1712 г. Феодором, Анагностом и Стирианом из Аграфы, иконы в иконостасе выполнены мон. Константином в 1703 г.; с севера от храма - придел св. Марины, в юж. части двора располагалась часовня святых Космы и Дамиана; во время гонений XVIII в. церковь являлась кафедральным собором Корчинского митрополита. Ц. св. Михаила (10-е гг. XVIII в.) расписана в 1722 г. Лучше других сохранился единственный действующий в наст. время храм свт. Николая (1721-1722, колокольня 1936) с нартексом, юж. галереей, 7-ю куполами и майоликовым оформлением портика. В 1726 г. храм был расписан албан. худож. Давидом Селеницей в живом, эмоциональном стиле с изображением до тысячи ликов (история св. Иоанна Крестителя на юж. стене, фигура ктитора - пример первых поисков албан. художников в области светского портрета), сохранился также иконостас с иконами его письма. Роспись галереи (1750, мастера Константин и Атанас Зографы) представляла персонажей Свящ. истории в албан. народных костюмах. Ц. свт. Афанасия (1724; мастера Адронис, Михаил, Павел и Манфо из с. Крими близ Кастории) - храм с 8-ю колоннами, к-рые предположительно сохранились от предыдущей постройки. Роспись (1744-1745) церкви на сюжеты Апокалипсиса можно видеть в юж. галерее; принадлежит К. и А. Зографам, частично сохранилась и в интерьере. Ц. прор. Илии (1751) с деревянными перекрытиями, окнами, расположенными над боковыми нефами, расписана не была.

К северо-востоку от В. находятся ц. Св. Троицы с колокольней (XVIII в.), мон-рь св. Иоанна Крестителя, собор к-рого выстроен по примеру афонских кафоликонов типа вписанного креста с 3 конхами и окружен 2-этажными корпусами (1632-1634, росписи 1659 не сохр.).

В период феодальной анархии 2-й пол. XVIII в. В. подвергалась нападениям албан. и тур. феодалов (1769, 1772, 1789). После упразднения Охридской Патриархии (1767) была разорена, обучение в академии переведено на греч. язык. В кон. XVIII в. город утратил значение торгово-ремесленного и культурного центра.

Лит.: Μαρτινιανού Ι. Σᾧμβολα εις την ιστοριαν της Μοσχοπόλεως. Αθήναι, 1939; Puzanova V. Shënime mbi artin shiptar në shekullin XVIII // Bul. i Univ. Shtetëror të Tiranës. Ser. Shkencat shoqërore. Tiranë, 1957. № 1; Popa Th. Piktorët korçarë Kostandin dhe Athanas Zografi dhe afresket e tyre me skenat e apokalipsit // Ibid. 1959. № 1; idem. Mbishkrimi dhe piktura ne katedralen «Fjetja e Shën Mërisë» në Voskopojë // Ibid. 1962. № 3; Adhami S. Katedralja «Fjetja e Shën Mërisë» ne Voskopojë // Monumentet. 1978. № 15-16; Bilbili A. Kapakë ungjilli nga Voskopoja dhe vlerat e tyre artistike // Ibid. 1983. № 1(25); Dhamo Dh. Peintres albanais aux XVI-XVIII siecles et leurs oeuvres en Albanie et dans d'autres regions balkaniques // Studia albanica. 1986. № 1; Adhami S. Voskopoja në shekullin e lulëzimit të saj. Tiranë, 1989; Краткая история Албании. М., 1992; Adhami S., Andrea V. Voskopoja dhe monumentet e saj. Tiranë, 1998; Thomo P. Kishat pasbizantine në Shqipërinë e jugut. Tiranë, 1998. F. 57-79 (рез. на англ. и франц. яз.); Historia e popullit shqiptar. Tiranё, 2002. Vol. 2.

Ю. В. Иванова, П. С. Павлинов


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ВОСКОПОЯ" в других словарях:

  • Воскопоя — или Мосхополь (алб. Voskopojë, Moscopolea, греч. Μοσχόπολις/Βοσκόπολις, серб. Moскопоље, Moskopolje, итал. Moscopoli) старинный город в Албании, ныне горное село. Издревле был культурным и торговым центром аромунов,[1], сегодня входит в… …   Википедия

  • ВОСКОПОЯ — (Voskopoja) деревня в Юж. Албании (в р не Корчи), в 17 18 вв. крупный торг. ремесл. и культурный центр Албании. Купцы В. торговали с различными р нами Европ. части Турции, с Италией, Австрией. Из ремесел было развито ткацкое произ во. В 1720 в В …   Советская историческая энциклопедия

  • АЛБАНИЯ — [Республика Албания, Шкиприя, албан. Shqipёria], гос во на юге Европы. Территория: 28,75 тыс. кв. км. Столица: Тирана (270 тыс. чел. 1995). Крупнейшие города: Дуррес, Шкодер, Эльбасан, Влёра. Гос. язык: албанский. География. Расположена в юго зап …   Православная энциклопедия

  • Албания — (Shqipëria)         Народная Республика Албания (Republika Popullore e Shqipërisë), НРА.          I. Общие сведения А. государство в западной части Балканского полуострова, на побережье Адриатического и Ионического морей. Пролив Отранто, шириной… …   Большая советская энциклопедия

  • АЛБАНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ — Источники для изучения истории филос. и социально политич. мысли древней и ср. век. Албании малочисленны. Предки албанцев иллирийцы были язычниками и политеистами, они имели, очевидно, такую же мифологию, как и др. индоевроп. народы. В эллинистич …   Философская энциклопедия

  • Корча (округ) — Корча алб. Rrethi i Korçës Страна …   Википедия

  • АЛБАНИЯ — Республика Албания, гос во на Ю. З. Балканского п ова. Пл. 28,7 тыс. км2. Нас. св. 3,2 млн. чел. (кон. 1989). Офиц. яз. албанский. Столица Тирана. Первые школы появились с распространением христианства (с 4 в. н. э.). С 15 в., когда А. находилась …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ВИССАРИОН — [греч. Βησσαρίων] (ок. 1490 1540/41), свт., митр. Ларисский (1520 1541) (пам. греч. 15 сент.). Род. в благочестивой семье среднего достатка в мест. Мегалон Пилон (Μεγάλων Πυλῶν, т. е. Великих врат; совр. Пили) в Фессалии. С отроческих лет стал… …   Православная энциклопедия

  • ГИМНОГРАФИЯ — [греч. ὑμνογραφία песнотворчество, от ὕμνος гимн, песнь и γράφω писать], в христ. богослужении небиблейские поэтические тексты, предназначенные для исполнения (в первую очередь певч.) в определенные моменты служб. Жанры церковной Г. разнообразны… …   Православная энциклопедия

  • ГОРАЗД — († после 886), равноап., исп. (пам. 27 июля), один из 7 известных по имени учеников равноап. архиеп. Мефодия и его преемник по кафедре. Малочисленные сведения о жизни и деятельности Г. содержатся в Пространных житиях архиеп. Мефодия и св.… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»