- ВОСТОЧНОАЗИАТСКИЙ ЭКЗАРХАТ
РПЦ, создан указом Патриарха Алексия I 11 июня 1946 г. преобразованием Восточноазиатского митрополичьего округа, образовавшегося после воссоединения с РПЦ в дек. 1945 г. Харбинской епархии и включившего приходы Китая и Кореи. Центром Экзархата стал Харбин, поскольку в Харбинской епархии жила многочисленная рус. диаспора. Кроме того, с авг. 1945 по май 1946 г. Маньчжурия, центром к-рой является Харбин, была оккупирована советскими войсками. Экзархом В. Э. стал ранее исполнявший обязанности временно управляющего Восточноазиатским митрополичьим округом архиеп. Петропавловский и Камчатский Нестор (Анисимов), возведенный в сан митрополита Харбинского и Маньчжурского. Тем же указом еп. Ювеналий (Килин), бывш. вик. Харбинской епархии, получил назначение на Шанхайскую викарную кафедру, а кафедральному прот. Леониду (см. Никандр (Викторов)) по пострижении в монашество определено быть викарием экзарха с титулом «епископ Цицикарский». 22 окт. 1946 г. Свящ. Синод утвердил в должности начальника Русской духовной миссии в Китае архиеп. Виктора (Святина), к-рый находился по епархиальным делам в юрисдикции Экзархата, а по делам миссии - в личной юрисдикции экзарха. Этим же определением Пекинская епархия и ее Шанхайское вик-ство вошли в состав В. Э. На территории Китая, т. о., сформировались 2 церковных центра - Экзархат в Харбине и миссия в Пекине.
Архиеп. Нестор (Анисимов). Фотография. 40-е гг. ХХ в.
Архиеп. Нестор (Анисимов). Фотография. 40-е гг. ХХ в.Во время япон. оккупации и гражданской войны в Китае (1932-1949) правосл. Церковь на канонической территории В. Э. понесла большие потери: часть храмов, особенно на линиях КВЖД, была утрачена, мн. священники подверглись репрессиям. Трудное положение сложилось в Корее, поскольку ее юж. часть в то время входила в зону амер. оккупации и глава Корейской духовной миссии архим. Поликарп (Приймак) подвергался преследованиям со стороны амер. и южнокорейской властей, пытавшихся отторгнуть миссию от РПЦ.
Указ Патриарха Алексия предписывал митр. Нестору возобновить и развивать миссионерскую работу, особое внимание следовало обратить на реорганизацию учебного дела в Маньчжурии. Митр. Нестором были сделаны многочисленные назначения духовенства на приходы - частично за счет перемещений, частично за счет хиротоний новых священнослужителей, совершенных самим митрополитом, были упорядочены деятельность благочиний Экзархата и управление мон-рями. Началось воссоздание храмов в приграничной зоне Восточной линии КЧЖД (с авг. 1945), особенно пострадавшей в церковном отношении. Митр. Нестор планировал строительство собора во имя блгв. кн. Александра Невского в г. Дальнем (совр. Далянь), в 1948 г. проект согласовывался в Москве.
Трудами митр. Нестора был создан орган для координации благотворительно-просветительской деятельности Экзархата. В авг. 1946 г., после визитов митр. Нестора к Генконсулу СССР, др. офиц. лицам в Харбине, вопрос финансирования был решен - 4 сент. митр. Нестор на учредительном заседании Харбинского отд-ния об-ва Красного Креста был избран его президентом. К 1948 г. митр. Нестор добился согласия на возобновление деятельности правосл. миссии в Харбине, к-рую возглавил потомок албазинцев прот. Даниил Хэ. (Действовавшее в Харбине Благовещенское подворье духовной миссии в период существования созданного Японией на территории Сев.-Вост. Китая и Маньчжурии гос-ва Маньжоу-Го подвергалось притеснениям и прекратило работу.)
Митр. Нестор планировал реформировать Харбинскую ДС, программа к-рой должна была пополниться рядом общеобразовательных курсов. Однако в 1946 г. семинария под давлением кит. властей была закрыта. В том же году указом Святейшего Патриарха 17 янв. в Харбине открылся лицей во имя блгв. кн. Александра Невского, просуществовавший до 1951 г. В результате объединения типографий харбинского Дома милосердия и Казанско-Богородицкого муж. мон-ря был создан издательский отдел В. Э. Среди наиболее крупных изданий отдела - 3-томный литургический «Песнослов». Епархиальный ж. «Хлеб Небесный», издававшийся с 1928 г., был переименован в «Вестник Восточноазиатского Экзархата».
Летом 1948 г. митр. Нестор был арестован кит. полицией, передан советским властям, на суде в Хабаровске признан виновным в антисоветской деятельности. Управление Харбинской епархией и руководство В. Э. временно осуществлял Цицикарский еп. Никандр. Посетившая Маньчжурию в 1948 г. делегация Московского Патриархата во главе с Курским еп. Нестором (Сидоруком) в отчете о состоянии В. Э. писала о том, что указания Патриарха 1945 г. по активизации миссионерской работы среди китайцев не были выполнены.
В окт. 1949 г. провозглашением КНР завершилась гражданская война в Китае. 22 авг. следующего года экзархом Вост. Азии и начальником Русской духовной миссии в КНР был назначен архиеп. Китайский и Пекинский Виктор (Святин), зам. начальника миссии - Цицикарский еп. Никандр, 2 окт. того же года Патриаршим указом переведенный на Харбинскую и Маньчжурскую кафедру. В составе Экзархата были утверждены епархии: Пекинская, Харбинская, Шанхайская, Тяньцзиньская (до назначения архиерея находилась под упр. экзарха), Синьцзянская (до назначения архиерея оставалась в ведении Московской Патриархии). Резиденции и делопроизводство В. Э., Духовной миссии и Совета миссии, прежде располагавшиеся в Шанхае, были объединены в Пекине, Совет миссии был преобразован в Экзарший епископский совет. Патриарх Алексий I в письме архиеп. Виктору 24 янв. 1950 г. поставил задачу «в короткий срок (скажем, менее чем в десять лет) при помощи Божией создать Китайскую Православную Церковь, с архипастырями-китайцами, священниками и монахами - китайцами, с миссионерами-китайцами и, главное, с многочисленной паствой - китайцами».
Стремясь к устроению Китайской Православной Церкви, архиеп. Виктор старался привлечь кит. духовенство к управлению Экзархатом. В новоучрежденное управление при экзархе вошли 3 рус. и 3 кит. священнослужителя, во главе Высшей начальной школы миссии был поставлен кит. свящ. Гермоген Тан, кафедральным протоиереем являлся о. Михаил Мин, духовником - архим. Василий (Шуан), мн. др. должности также были заняты китайцами. При миссии был организован жен. комитет церковного благолепия, работал бесплатный детский сад на 140 чел. 30 июля 1950 г. в Москве во епископа Тяньцзиньского был хиротонисан Симеон (Ду), 26 сент. переведенный на Шанхайскую кафедру и сумевший добиться благожелательного отношения со стороны местных властей; при соборе в Шанхае открылось Китайское правосл. братство. Осенью 1950 г. архиеп. Виктор рукоположил во пресвитеры Иоанна Ду, Михаила Ли, Никиту Ли, Аникиту Вана, Иоанна Ло, во диаконы были рукоположены Фалалей Мао, Пинна Ду, Николай Чжан и Антоний Шуан.
Шагом к созданию Китайской Церкви в Маньчжурии стало учреждение Миссионерского попечительского совета при подворье миссии в Харбине. Совет подразделялся на отдел кадров и школьный отдел (его задачей было воспитание кит. духовенства), отдел организации правосл. кит. приходов, отдел патриотического воспитания (занимался изучением гос. законов и идеологии) и переводческий отдел. Начальник миссии, посетив в кон. 1951 г. Харбин, убедился в том, что Харбинская епархия очень мало сделала для перехода Китайской Церкви к автономии. Основными причинами, как и в Шанхае, были отсутствие духовной школы для китайцев и инертность рус. духовенства, привыкшего к работе с русскими. Нужна была также большая работа по переводу богослужебных книг на кит. язык, поскольку переводы, сделанные в XVIII-XIX вв., в языковом отношении устарели. В Пекине начала работу переводческая комиссия, в состав к-рой входили 6 кит. священнослужителей и 2 мирянина-переписчика. В 1951-1953 гг. в Пекине было крещено 310 китайцев (преимущественно работников при миссии). В Пекинской епархии богослужение совершалось на кит. языке.
В отношении религ. объединений в Китае был провозглашен принцип «трех самостоятельностей»: самоуправления, самофинансирования и самоорганизации. Кит. власти, отрицательно относясь к иностранному религ. присутствию, взяли курс на «национализацию христианства». К 1951 г. все кит. религ. объединения, кроме правосл. Церкви, имели представителей в гос. управлении (архиеп. Виктор не мог быть таким представителем, поскольку был иностранцем).
Значительная часть имущества Русской миссии, в первую очередь земельный фонд, в начальные месяцы существования КНР перешла гос-ву, миссия была обложена высокими налогами. Из-за трудностей с получением разрешений на поездки иностранных граждан по Китаю почти отсутствовала связь между епархиями и приходами В. Э. К кон. 1951 г. не были определены границы епархий, не было утверждено Положение об Экзархате, Тяньцзиньская и Синьцзянская кафедры оставались без епископов. Власти КНР не разрешили издание ж. «Китайский благовестник», о чем ходатайствовал экзарх в 1951 и 1952 гг. Прекратили существование журнал миссии, типография и переплетная мастерская. Городские власти Пекина обязали насельников миссии принимать участие в общественно полезных работах на территории города.
Шанхайская епархия стояла перед острыми проблемами материального обеспечения: в 1952 г. денежный доход епархии сократился на 60% в основном из-за отъезда русских из Шанхая. Тем не менее в том году продолжилось издание «Церковного листка», была начата постройка Свято-Архангельского храма. В нач. 1953 г. положение настолько ухудшилось, что епархия встала перед проблемой содержания храмов - владыка Симеон предложил закрыть все храмы, кроме кафедрального собора, в Шанхае в это время жили ок. 200 русских, кит. паства не насчитывала и 70 чел. Единственным источником существования епархии служило очень небольшое пособие из Патриархии. В апр. 1953 г. председатель ОВЦС митр. Николай (Ярушевич) писал еп. Симеону, что, поскольку кит. правосл. паства малочисленна, богословское образование китайцев - кандидатов в члены клира - не всегда находится на должном уровне, мероприятия по организации автокефальной Китайской Церкви являются преждевременными.
К 1954 г. Экзархат находился в тяжелом положении. Архиеп. Виктор писал Патриарху, что со времени начала организации Китайской Православной Церкви экзарх только однажды смог собрать Епископский совет, Положение об Экзархате и миссии не было утверждено, Харбинский епископ рассматривал экзарха как лицо титулярное, считал себя архиереем для рус. паствы и не принимал мер к привлечению китайцев к церковной жизни в своей епархии, Шанхайский еп. Симеон (Ду), ревнуя о величии своего народа, стремился к возглавлению Экзархата и занял сепаратистскую по отношению к экзарху позицию.
Архиеп. Виктор обратился к Патриарху с просьбой о реорганизации церковного управления в Китае. 30 июля 1954 г. Свящ. Синод под председательством Патриарха постановил упразднить Русскую духовную миссию в Китае, оставив все правосл. храмы в Китае в ведении В. Э. В том же году было принято решение об упразднении В. Э. 30 марта 1956 г. вся недвижимая собственность Экзархата, кроме территории Бэйгуаня (сев. подворье миссии в Пекине), ставшего собственностью посольства СССР, была передана кит. правительству. 24 апр. 1956 г. архиеп. Виктор передал все церковные дела и имущество Пекинской епархии временно исполнявшему обязанности Главы Китайской Православной Церкви архим. Василию (Шуану), 30 мая 1957 г. хиротонисанному в Москве во епископа Пекинского.
Арх.: Доклад архиеп. Виктора № 217 от 4 дек. 1950 г.; Доклад архиеп. Виктора Патриарху № 119 от 25 мая 1951 г.; Письмо № 21 от 25 янв. 1951 г.; Рапорт № 129 от 21 дек. 1951 г.; Письмо архиеп. Виктора Патриарху № 31 от 9 февр. 1952 г.; Рапорт № 381 от 27 июня 1954 г.; Инструктивное письмо Святейшего Патриарха Алексия архиеп. Виктору № 104 от 11 марта 1954 г. // Архив ОВЦС МП. Д. 39. Рапорт № 266.
Ист.: Указ Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия от 11 июня 1946 г. // Хлеб Небесный. Харбин, 1946. № 9/10. С. 33; Хиротония Никандра, еп. Цицикарского // Там же. С. 35.
Лит.: Августин (Никитин), архим. Рус. Правосл. миссия в Корее // Правосл. община. 1996. № 5 (35). С. 34-52; Хэ И. Мои родные, близкие и друзья // На сопках Маньчжурии. Новосиб., 1999. № 60. С. 4; Разжигаев Г. Б. Лицей Александра Невского // Рус. Атлантида. Челябинск, 1999. № 2. С. 25-26; Комендант С. В. Записки одного лицеиста // Там же. С. 27; Разжигаева Н. П. Неугасимая свеча // Там же. 2000. № 3. С. 3-11; Коростелёв В. В., Караулов А. К. Послед. архипастырь Маньчжурии: К 110-летию со дня рождения архиеп. Никандра // Рус. Атлантида. 2001. № 6. С. 3-11; № 7. С. 3-9; они же. Экзарх Восточной Азии // Там же. 2003. № 9. С. 17-24.
Свящ. Дионисий Поздняев, Г. В. Прозорова
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.