- ВРТАНЕС КЕРТОГ
[Кертол; арм. Վրտաճես Կերտռղ] (кон. VI - нач. VII в.), арм. летописец, богослов, полемист, видный деятель Армянской Церкви. В 604-607 гг., после смерти католикоса Мовсеса II Еливардеци (574-604), В. К. был Местоблюстителем престола католикоса в Двине. Главное его соч. «Относительно иконоборцев» направлено против распространившейся в этот период в Армении ереси иконоборчества. Н. Акинян полагает, что и «Послание Давиду, епископу Мец-Колманка» в составе «Истории Армении» Мовсеса Каганкатваци, осуждающее иконоборцев, также принадлежит В. К., а не Ованнесу Майраванеци. В. К. написал краткую историю строительства храма, посвященного мц. Рипсиме, содержащую сведения об изображениях на фресках сщмч. Григория Просветителя, св. дев Рипсимии, Гаиании и др. мучеников.
В. К. был знатоком греч. языка и эрудитом в области греч. богословской лит-ры. Стиль его сочинений отличался возвышенностью и изысканностью, за что В. К. и получил прозвание Керт (стихотворец, грамматик, литератор). Отстаивая офиц. позицию Армянской Церкви, не признавшей Халкидонского Собора, В. К. участвовал в богословских диспутах с духовенством Грузии, Албании Кавказской (Алуанка) и Сюника, в событиях армяно-груз. схизмы в нач. VII в. В «Истории Армении» еп. Ухтанеса и в «Книге посланий» сохранилась переписка В. К. с Католикосом Грузии Кирионом I и еп. Моисеем Цуртавским.
Лит.: Дурьян Е. Критические исследования. Иерусалим, 1935. С. 299-308 (на арм. яз.); Акинян Н. Св. Маштоц вардапет. Вена, 1949. С. 274-283 (на арм. яз.); Петросян Е. Христология Армянской Церкви. Эчмиадзин, 1995. С. 30, 33-34, 40 (на арм. яз.); Garsoïan N. L'Église Arménienne et le grand schisme d'Orient. Louvain, 1999. P. 306-307, 320-321, 345-347, 379-380, 501-505, 521-523, 531-532.
В. А. Арутюнова-Фиданян
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.