- ВУКОЛ
Вуко́л [греч. Βουκόλος] († ок. 100/105), свт. (пам. 6 февр.). В анонимном Житии сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского, приписываемом Псевдо-Пионию (IV в.) (BHG, N 1561), упоминается о том, что В. был рукоположен во епископа г. Смирна (М. Азия) ап. Павлом (в житии из собрания свт. Димитрия Ростовского - ап. Иоанном). С юности В. отличался благочестием, на епископской кафедре проявил себя ревностным защитником паствы от гонителей христианства. После мирной кончины и погребения В. на кладбище у царских ворот г. Эфеса на его могиле выросло миртовое дерево, от к-рого происходили исцеления. Преемником В. на кафедре стал сщмч. Поликарп.
Однако, по сведениям Евсевия Кесарийского (Hist. eccl. IV 14, 3), основателем Смирнской кафедры был ап. Иоанн Богослов, к-рый поставил первым епископом этого города сщмч. Поликарпа. Т. о., согласно «Церковной истории», если В. и был Смирнским архиереем, то не до Поликарпа, а после него.
Ист.: Vita Polycarpi episcopi Smyrnae / Ed. L. Duchesne. P., 1881. P. 19-21, 24, 26-27; ActaSS. Febr. T. 1. P. 766-768; SynCP. Col. 445, 485; ЖСв. Февр. С. 119-120.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 59; Lambert A. Boucolos // DHGE. T. 9. Col. 1488-1489; Burchi P. Bucolo // BiblSS. Vol. 3. P. 586.
Гимнография
Свт. Вукол Смирнский. Святцы на февраль. Гравюра Г. Н. Тепчегорского. 1714 г. (ГЛМ)
Свт. Вукол Смирнский. Святцы на февраль. Гравюра Г. Н. Тепчегорского. 1714 г. (ГЛМ) Память В. с богослужебным последованием встречается в нек-рых рукописях Типикона Великой ц. X-XI вв., где приводится и тропарь 4-го гласа Καὶ τρόπων μέτοχος ( ) (Mateos. Typicon. T. 1. P. 226).Последование В. 6 февр. регулярно указывается студийскими памятниками. Согласно слав. студийским Минеям (Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 51), последование В. включает стихиры, канон и седален; предполагается совершение будничной службы с пением на утрене «Аллилуия» (по Студийско-Алексиевскому Типикону, праздник Сретения отдается 4 февр.- Пентковский. Типикон. С. 328). Согласно Евергетидскому Типикону кон. XI в., последование В. поется 5-го числа, т. к. 6 февр. отдание праздника Сретения Господня. 5 февр. последование В. соединяется с последованиями мц. Агафии и попразднства Сретения (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 410). В афоно-италийских редакциях Студийского устава, а также в Иерусалимском уставе отдание праздника Сретения Господня переносится на 8 или 9 февр., а последование В. поется 6 февр. вместе с последованием попразднства Сретения (Arranz. Typicon. P. 120; Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 253). В слав. богослужебных книгах в последовании В. появляется тропарь (см., напр., Типикон. М., 1610. Л. 474). Согласно Типикону, используемому ныне в РПЦ, память В. 6 февр. не имеет праздничного знака (см. ст. Знаки праздников месяцеслова). В связи с тем что попразднство Сретения может сокращаться из-за близости Великого поста, последование В. 6 февр. может совершаться без соединения со службой попразднства.
Последование В., помещаемое в совр. богослужебных книгах, практически не изменилось со времени введения Студийского устава. В него входят: тропарь 4-го гласа (отсутствует в греч. богослужебных книгах), канон 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа, с акростихом Τὸ Βουκόλου μέγιστον ὑμνήσω κλέος. ᾿Ιωσήφ («Вукола великую славу да пою. Иосиф»; в совр. Рус. Минеях перевод акростиха неточен), ирмос: ῾Ως ἐν ἠπείρῳ πεζεύσας ὁ ᾿Ισραὴλ ( ), нач.: Ταῖς θεϊκαῖς ἀγλαΐαις καὶ ἱεραῖς καὶ φωσφόροις λάμψεσι ( ), цикл из 3 стихир-подобнов и седален. Греч. Минея содержит светилен В., отсутствующий в рус. книгах.
Иконография
В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) об облике В. сказано: «Cтарец с бородою, разделенной на три пряди» (Ч. 3. § 8. № 56). В иконописном подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.; назван Викулой): «Рус, власы боле Дмитриевых Селунски, лоб мал, брада Козмина или подоле, риза лазорь, испод вохра с белилом, во амфоре (омофоре) и Евангелие».
Сохранившиеся изображения представляют В. в святительском облачении, как правило, единолично в рост: миниатюры из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 378, 976-1025 гг.) и в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 117, XV в.); фрески настенных минологиев (под 6 февр.) в церквах Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г., Вознесения мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг. (свт. Власий Севастийский ?), свт. Николая в Пелинове (Черногория), 1717-1718 гг.,- по пояс; на минейных иконах на февраль, напр. из вологодской ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке (кон. XVI в., ВГИАХМЗ; под 7 февр.) и на иконе нач. XIX в. (УКМ).
Лит.: Ерминия ДФ. С. 162; Большаков. Подлинник иконописный. С. 71; Миjовић. Менолог. С. 333, 356, 384; Возрожденные шедевры рус. Севера. М., 1998. С. 36, 63. Кат. 56, 140; Евсеева. Афонская книга. С. 275.
Э. В. Ш.
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.