- ВЫШАТИН
(Вишатин) Михаил Иванович (1667, Вязниковская слобода, ныне г. Вязники Владимирской обл.? - 1732), старообрядец поморского согласия, церковно-общественный деятель, писатель, иконописец. По нек-рым свидетельствам, В. служил подьячим. Длительное время жил в Берёзовском скиту в Выголексинском общежительстве, во время неурожайных 1707-1713 гг. покинул его, затем вернулся. Много странствовал по России. С благословения выговских наставников и совместно со стародубскими поповцами стал одним из руководителей поисков архиерея для старообрядцев, в связи с чем отправился в Палестину. По версии Павла Любопытного, к-рую разделяли П. С. Смирнов и Ф. Е. Мельников, В. скончался в пути. Согласно более раннему источнику, В. был послан в Грецию и немалое время прожил в Молдавии. П. И. Мельников писал о том, что В. умер в галицком г. Куты (ныне поселок в Ивано-Франковской обл., Украина), в небольшом старообрядческом мон-ре, поблизости от ставшего впосл. известным с. Белая Криница, в возрасте 65 лет.
В.- автор пространного полемического соч. «Книга, глаголемая Бисер драгоценный, о сотворении света, о падении Адамове и о царствовании греха и о упразднении его, о слугах антихристовых и о самом господине его, и о изряднейших правоверных сложениях, о святей Церкви, о пришествии Христове и о Страшном Суде, о царствии же и о муках, от Божественнаго Писания вкратце избрана» (согласно приписке в одном из списков XVIII в., составление «Книги» было закончено 10 мая 1729; не опубл., списки: РНБ. O.I.257; ГИМ. Хлуд. № 285; РГБ. Унд. № 504 и др.). Сочинение написано в традициях выговской лит. школы, содержит 40 глав, 3 предисловия и пространные «Стихи, или Вирши, к читателю». «Книга» отражает эсхатологические взгляды старообрядцев-беспоповцев. Автор излагает теорию «трех отступлений от истинной веры»: католиков, греков, заключивших унию с католиками, и русских, принявших в сер. XVII в. богослужебные реформы (см. Никон, Патриарх Московский и всея Руси). Описывая богослужебную реформу Русской Церкви, В. приходит к выводу о «духовном пришествии» антихриста как о результате реформы и о невозможности молитвенного и бытового общения «верных христиан» (старообрядцев) с православными. В «Книге» В. полемизирует с антистарообрядческими сочинениями - «Скрижалью» (сборник переводов с греч. языка, в составлении к-рого активное участие принимал Арсений Грек), «Уветом духовным» Холмогорского архиеп. Афанасия (Любимова), «Розыском о раскольнической брынской вере» свт. Димитрия Ростовского.
Среди старообрядцев разных согласий В. слыл одним из влиятельнейших и образованнейших людей («муж ученый, знатных талантов, ведущий греческий и латинский языки», «искуснейший писатель святых икон и священных предметов нравственности»). Известны 2 сочинения А. Денисова (см. Денисовы), адресованные В.: «Благодарственное послание к Михаилу Ивановичу Вышатину с прочими об общей пользе с нравоучениями» и «Нравственное и ободряющее послание путешествующему брату Вышатину, ради церковной и благочестивой пользы о хиротонии».
Лит.: Смирнов П. С. История рус. раскола старообрядства. СПб., 1890, 18952. С. 103; Дружинин В. Г. Писания рус. старообрядцев. СПб., 1912. С. 79; Мельников П. И. Очерки поповщины // Собр. соч.: В 8 т. М., 1976. Т. 7. С. 238-239; Исторический cловарь и Каталог, или Б-ка Павла Онуфриева Любопытного. М., 1997. С. 14, 59-60; Мельников Ф. Е. Кр. история древлеправосл. (старообрядческой) церкви. Барнаул, 1999. С. 143; Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: Духовная жизнь и лит-ра. М., 2002. Т. 1. С. 423, 454, 479; Т. 2. С. 467.
Е. А. Агеева, Е. М. Юхименко
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.