ГАВРИИЛ VII


ГАВРИИЛ VII

(ок. 1476 - 26 окт. 1568), патриарх Коптской Церкви, 95-й патриарх кафедры св. Марка (1525-1568). Его отец Джирджис ибн Руфаил был приходским священником в ц. св. Меркурия (Абу-Сайфайн) в Каире. До пострижения Г. был известен под именем ибн Муханна. Его пострижение под именем Руфаил состоялось в мон-ре Сирийцев (Дейр-эс-Суриан) в Скиту. Вскоре после этого Г. был рукоположен во священника, а затем стал игуменом. По сохранившимся сведениям, он был человеком, склонным к строгой аскезе, продолжительным молитвам и постам.

5 февр. 1524 г. скончался патриарх Иоанн XIII, и после обсуждений и споров, к-рые длились ок. 20 месяцев, 4 паопе/1 окт. 1525 г. новым патриархом был избран Г. За время Патриаршества он много сделал для восстановления мон-рей, в особенности св. Антония Великого и св. Павла Фивейского. Мон-рь св. Антония Великого (Дейр-эль-Каддис-Антван) был полностью перестроен, мон-рь св. Павла Фивейского (Дейр-эль-Каддис-Булус) реставрирован. Г. также восстановил часть мон-ря Дейр-эль-Мухаррак возле своей родной деревни и мон-рь Дейр-эль-Меймун. На проведение строительных работ было истрачено много денег, при этом налоговый гнет со стороны гос-ва неуклонно возрастал. Верующие стали упрекать патриарха в стяжательстве, однако это обвинение не имело оснований - после смерти Г. его келья оказалась совершенно пустой.

В 1561 г. папа Римский Пий IV направил к Г. 2 иезуитов, Христофора Родригеса и Джанбатисту Элиано, с целью присоединить Коптскую Церковь к Римско-католической. Папа просил, чтобы Г. послал своего представителя на Тридентский Собор и делегировал в Рим группу молодых людей, чтобы они познакомились с основными положениями католичества, а также предлагал подписать документы о присоединении Коптской Церкви к Римско-католической. Идея этой миссии была инициирована неким Ибрагимом ас-Суриани (известным также под именем Авраам), к-рый неск. годами ранее появился в Риме, представляясь посланником Г. Он привез с собой письма, якобы подписанные Г., где патриарх признавал главенство Римского папы. Позднее выяснилось, что письмо от Г. носило рекомендательный характер, а все проч., включая и признание главенства Римско-католической Церкви, было сфальсифицировано Авраамом. Тем не менее патриарх принял папских послов и согласился послать делегата на Тридентский Собор. Но Г. отказался посылать группу молодых коптов в Рим, сказав, что турки воспримут это крайне негативно. Г. склонялся к признанию главенства Римского папы, но по совету копт. епископа Кипра переменил свою позицию. Однако консультации с послами продолжились. По поручению Г. их вели Авраам и некий Георгий. Когда патриарх вновь стал склоняться к подписанию документов, в дело вмешался молодой мон. Гавриил (буд. копт. патриарх Гавриил VIII), имевший значительное влияние на Г. Папские посланники характеризовали мон. Гавриила как умного, но крайне фанатичного. Он отсоветовал Г. подписывать документы, назвав их еретическими. Г. тем не менее разрешил папским послам путешествовать по Египту и крестить всех, кто этого пожелают. Проехав по стране, иезуиты были удивлены крайне плачевным состоянием баптистериев. Убедившись в бесплодности своих попыток, они вернулись в Каир, а затем в Рим. Свою неудачу послы объясняли как отсутствием достоверной информации, так и упрямством мон. Гавриила. Эта 1-я римско-католич. миссия к коптам положила начало целой серии поездок к преемникам Г. Все они закончились неудачей. Несмотря на то что в XIX в. Рим оставил попытки заключить унию с Коптской Церковью, ему все же удалось создать из немногочисленных своих сторонников копт. католич. общину (см. Коптская католическая Церковь).

В 1568 г. султан увеличил налоговое бремя на христиан и иудеев, с тем чтобы покрыть расходы на военную экспедицию в Йемен. Г. не смог собрать требуемую сумму и удалился в любимый им мон-рь св. Антония Великого, где скончался. Его тело было перевезено в Каир, и 25 нояб. 1568 г. в присутствии 85 епископов и священников состоялись похороны Г. в ц. св. Меркурия.

Лит.: Rabbath A. Documents inédits pour servir à l'histoire du Christianisme en Orient. P., 1905. N. Y., 1973. Vol. 1. P. 194-314; Hebbelynck A., Van Lantschoot A. Codices coptici vaticani Barberniani Borgiani Rossiani. Vat., 1937; Beshah G., Aregay M. W. The Question of the Union of Churches in Luso-Ethiopian Relations (1500-1632). Lisbon, 1964. P. 55 sq.; Khalil Samir. Gabriel VII // CoptE. Vol. 4. P. 1133-1135; Базетти-Сани Д. Отношения францисканцев и коптов в XVI-XIX вв. // Традиции и наследие христ. Востока: Мат-лы междунар. конф. М., 1996. С. 95-116.

А. А. Войтенко


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Смотреть что такое "ГАВРИИЛ VII" в других словарях:

  • Гавриил Бужинский — епископ Рязанский; родился в Польской Малороссии . Враги называли его евреанином , но это название, как надо думать, имело исключительно смысл бранного слова. Он учился в Киевской Академии и в 1706 г. был вызван Стефаном Яворским в Москву и… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Гавриил Краснопольский — архимандрит Московского Симонова монастыря; родился около 1690 г.; в 1727 г. иеродиакон Гавриил Краснопольский является в качестве учителя пиитики в Белгороде; в 1735 г. в росписи монахов, достойных определения в архимандриты, встречается Гавриил …   Большая биографическая энциклопедия

  • Гавриил Милятинич — Гавриил Милятинич(Гаврильц Милятиць) по видимому, новгородский боярин начала XIII века, упоминается в летописях под 6724 (1216) годом. Никоновская летопись называет его крамольником в числе четырех перебежавших от князя Мстислава Мстиславича к… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Гавриил (Бэнулеску-Бодони) — Митрополит Гавриил …   Википедия

  • ГАВРИИЛ КАТРАЯ — бар Лифе (нач. VII в.), восточносир. писатель, автор значительного для истории сир. литургической традиции соч. «Толкование служб». Текст этого произведения сохранился в единственной рукописи XIII в. (Brit. Lib. Or. 3336). Установить личность… …   Православная энциклопедия

  • Гавриил —     Согласно гностикам, Дух или Христос, вестник жизни , и Гавриил суть одно. Первого иногда называют Ангелом Гавриилом могущественным от Бога , по еврейски , а у гностиков он занимал место Логоса, тогда как Святой Дух считался единым с Эоном… …   Религиозные термины

  • ГАВРИИЛ — Согласно гностикам, Дух или Христос, вестник жизни , и Гавриил суть одно. Первого иногда называют Ангелом Гавриилом могущественным от Бога , по еврейски , а у гностиков он занимал место Логоса, тогда как Святой Дух считался единым с Эоном Жизни… …   Теософский словарь

  • Гавриил князь новгородский — или Всеволод Гавриил Мстиславич сын великого князя М. Владимировича, князь новгородский, св. чудотворец псковский, занял новгородский стол по уходе из Новгорода отца его (1117) и сделал с новгородцами несколько удачных походов на Емь, на Полоцкую …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Гавриил, или Всеволод-Гавриил Мстиславич — сын вел. кн. М. Владимировича, кн. новгородский, св. чудотворец псковский, занял новгородский стол по уходе из Новгорода отца его (1117) и сделал с новгородцами несколько удачных походов на Емь, на Полоцкую область и на Чудь (1123 31). В 1132 г.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Петр VII — Патриарх Петр VII Πατριάρχης Πέτρος Ζ΄ 115 й Папа и Патриарх великого града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всея Африки …   Википедия

Книги