ГАЙ


ГАЙ

Иисус Навин посылает соглядатаев в Гай (Нав 7. 2). Миниатюра из Свитка Иисуса Навина. X в. (Vat. Palat. gr. 431. Fol. 6)

Иисус Навин посылает соглядатаев в Гай (Нав 7. 2). Миниатюра из Свитка Иисуса Навина. X в. (Vat. Palat. gr. 431. Fol. 6)


Иисус Навин посылает соглядатаев в Гай (Нав 7. 2). Миниатюра из Свитка Иисуса Навина. X в. (Vat. Palat. gr. 431. Fol. 6)

[евр.  , обычно с артиклем   - обломки, развалины; греч. Γαι или Αγγαι], название города в центральной части Палестины, недалеко от Иерусалима и рядом с Вефилем. В кн. Бытие рассказывается, что Авраам поставил жертвенник «между Вефилем и между Гаем» (Быт 13. 3; ср.: 12. 8); в описании военной кампании Иисуса Навина против хананеян этому городу придавалось большое стратегическое значение (ср.: Нав 7-10; 1 Езд 2. 28; Неем 7. 32; 11. 31). Точное местоположение Г. не определено. Возможно, под этим именем в I тыс. до Р. Х. был известен холм Эт-Телль (в случае, если идентификация лежащего ок. 3 км западнее холма Телль-Байтин как Вефиля - правильная), существующий в наст. время. Евсевий Кесарийский указал, что Г.- небольшая руина восточнее Вефиля, но не уточнил название (Euseb. Onomast. 4. 27), хотя восточнее Байтина находится неск. холмов с остатками поселений. Э. Робинсон (1838) предложил локализовать Г. либо на Эт-Телле, либо на Хирбет-Хайяне (окраина совр. Дейр-Дибвана; Saunders. P. 95-96). В пользу Эт-Телля высказался Ч. Уилсон, опиравшийся на текст Библии и топографическое обследование Палестины, У. Олбрайт указал, что при обследовании в 1924 г. окрестных холмов только на Эт-Телле найдена керамика бронзового века и следы разрушенных укреплений. До сер. ХХ в. отождествление Г. с Эт-Теллем не оспаривалось (см.: EAEHL. Vol. 1. P. 36).

В 1928 г. Дж. Гарстанг (Департамент древностей Палестины) начал археологические работы на Эт-Телле, найденную там керамику он атрибутировал рубежом XV-XIV вв. до Р. Х. Однако попытка сблизить дату памятника с традиц. датой разрушения городов Ханаана израильтянами не удалась (Callaway. Citadel and Lower City. P. 1-4). Экспедиция 1933-1935 гг. под рук. Жюдит Марке-Краузе была плодотворной, раскопали т. н. дворец, некрополь и городские кварталы. Но самой результативной была Объединенная археологическая экспедиция под рук. Дж. Каллауэя (1964-1972).

Руины дворца в Гае

Руины дворца в Гае


Руины дворца в Гае

Эт-Телль датируется эпохой бронзового века: в течение этого периода маленький сельский поселок вырос в город площадью более 10 га, с мощной оборонительной стеной, каменными домами и храмом на вершине холма. В 1-й четв. III тыс. до Р. Х. город был разрушен (возможно, землетрясением), потом восстановлен. В новом Г. очень заметно влияние егип. культуры. Повторно Г. был разрушен в сер. III тыс. до Р. Х., на этот раз врагами, вторгшимися с севера, что определяется по типам принесенных ими артефактов. Вновь восстановленные укрепления были очень массивными: толщина каменной стены достигла 8 м. Перестроенный храм получил 3-частный план, характерный для древних святилищ Израиля. По-видимому, это свидетельствует о проникновении местных влияний в егип. традицию культовой архитектуры. Ок. 2200 г. до Р. Х. город погиб, возможно, был разрушен египтянами. В железном веке (ок. 1200 г. до Р. Х.) на его месте возникла маленькая деревня, окончательно исчезнувшая ок. 1100 г. до Р. Х., после чего холм был полностью заброшен.

В 60-70-х гг. XX в. экспедиция Каллауэя в поисках Г. обследовала еще 3 холма в окрестностях Эт-Телля. На Хирбет-Хайяне (1964, 1969 ) обнаружены поселения эпохи Израильского царства и визант. периода, на Хирбет-Худрии (1966, 1968) - эпохи эллинизма. Только на Хирбет-Раддане (1969-1974) открыты остатки поселка эпохи раннего железного века, синхронного поселку на Эт-Телле (ок. 1200 - ок. 1050) (Callaway. Sanctuary. P. 22-26; idem. Citadel and Lower City. P. 7-18).

В итоге археологические свидетельства не подтвердили захвата Эт-Телля в период заселения Ханаана и не дали следов обживания города ни ок. 1400 г. до Р. Х. (как предполагал Гарстанг), ни в 1250-1230-х гг. до Р. Х. (согласно Олбрайту). Каллауэй идентифицирует библейский Г. с одним из поселков на холмах, к-рые возникали и исчезали в 1200-1100-х гг. до Р. Х. Упоминание в ВЗ о значении Г. и его мощи можно объяснить воспоминаниями о том могуществе, каким обладал точно не установленный по названию город на Эт-Телле в период бронзового века.

Лит.: Saunders T. An Introd. to the Survey of Western Palestine. L., 1881; Callaway J. A. The Early Bronze Age Sanctuary at Ai (et-Tell). L., 1972; idem. New Perspectives on Early Bronze III in Canaan // Archaeology in the Levant / Ed. R. Moorey, P. Parr. Warminster, 1978. P. 46-58; idem. The Early Bronze Age Citadel and Lower City at Ai (et-Tell). Camb., 1980; idem. A New Perspective on the Hill Country Settlement of Canaan in Iron Age I // Palestine in the Bronze and Iron Ages / ed. J. N. Tubb. L., 1985. P. 31-49; Мерперт Н. Я. Очерки археологии библейских стран. М., 2000 (указ.).

Л. А. Беляев


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Синонимы:

Смотреть что такое "ГАЙ" в других словарях:

  • Гай — Гай: южн. тамб. дубрава, роща, чернолесье; небольшой отъемный лиственный, не хвойный лес, особенно в низменных местах, в лугах; остров, отъемный, чистый лесок в кустовых зарослях; вор. Содержание 1 Населённые пункты 1.1 Россия 1.2 Украина …   Википедия

  • Гай-до — Жанр …   Википедия

  • ГАЙ — южн., тамб. дуброва, роща, чернолесье; небольшой отъемный листвяный, не хвойный лес, особенно в низменных местах, в лугах; остров, отъемный, чистый лесок в кустовых зарослях; вор., курск. поемный лесок, кустарник (сухое чернолесье: раменье);… …   Толковый словарь Даля

  • ГАЙ — южн., тамб. дуброва, роща, чернолесье; небольшой отъемный листвяный, не хвойный лес, особенно в низменных местах, в лугах; остров, отъемный, чистый лесок в кустовых зарослях; вор., курск. поемный лесок, кустарник (сухое чернолесье: раменье);… …   Толковый словарь Даля

  • Гай — город, р.ц., Оренбургская обл. Возник в 1959 г. как пос. строителей горно обогатительного комбината при медно рудном месторождении. Название из русск. гай лиственный лес, дубрава, роща ; связывают с реальной березовой рощей, существовавшей во… …   Географическая энциклопедия

  • Гай — Гай, Gaius, II в. н. э., римский писатель и законовед. Сведения о личности Г. чрезвычайно скупы. Имя Гай, которое могло быть как личным (praenomen), так и родовым именем (nomen) или прозвищем (cognomen), не позволяет более точно его… …   Античные писатели

  • ГАЙ —     ГАЙ (Γαίος) (1 я пол. 2 в.) греческий философ, представитель среднего платонизма. О Гае сохранилось несколько косвенных свидетельств. Лекции некоего ученика Гая слушал Гален в Пергаме в 143; учеником Гая был также Альбин; Порфирий говорит о… …   Философская энциклопедия

  • гай — гай, г ая, предл. п. в га ю, мн. ч. га и, гаёв; но (в названиях населенных пунктов) Гай, Г ая, предл. п. в Г ае, напр.: Гай (город), Алекс андров Г ай (поселок) …   Русский орфографический словарь

  • гай — 1 іменник чоловічого роду ліс гай 2 вигук незмінювана словникова одиниця гай 3 присудкове слово гайда незмінювана словникова одиниця діал …   Орфографічний словник української мови

  • Гай — (евр. Ай (в Библии всегда с артиклем Хаай), куча (обломков) , развалины ): 1) город вблизи Вефиля (Быт 12:8; 13:3; Езд 2:28), названный в МТ также Айя (в Синод. пер. Гай, Неем 11:31) и Айа (в Синод. пер. Газа, 1Пар 7:28). Ко времени покорения… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Гай — я, муж.; стар. Гаий, я.Отч.: Гаевич, Гаевна.Производные: Гая; Гака.Происхождение: (От греч. gaiē(os рожденный землей.)Именины: 13 янв., 17 янв., 22 марта, 6 июля, 24 авг., 2 сент., 17 окт., 3 нояб., 18 нояб. Словарь личных имён. Гай я, м.; стар.… …   Словарь личных имен

Книги

Другие книги по запросу «ГАЙ» >>