ГАЙОМАРТ

ГАЙОМАРТ

Гайома́рт [пехл. gayo  mart ; авест. gaya martan - жизнь человеческая, жизнь смертная], в зороастр. мифологии - первый человек, первый смертный, родоначальник человечества; на фарси его называют Каюмарс, в манихействе - Гехмурд.

Образ Г. восходит к эпохе индо-иран. общности, ведийское соответствие - Марттанда (букв.- мертворожденный), отождествляемый с Вивасватом (авест. Вивахвант). В Авесте (Яшт 13. 87) говорится: «Мы чтим фраваши Гайа Мартана праведного, который первым услышал думы и заповеди Ахура-Мазды, и из которого [он, Ахура-Мазда] произвел семью арийских народов. Мы чтим и судьбу, и фраваши Заратуштры Спитамы артовского» (Авеста в русских переводах. С. 340). В среднеперсид. традиции, согласно Бундахишну, Г. был создан Ормаздом первым из людей и пребывал в мире первые 3 тыс. лет мирового цикла. Ахриман пытался убить Г., но Ормазд наслал на Г. сон в виде 15-летнего юноши. Когда Г. проснулся, он увидел мир «темным, как ночь» (Бундахишн. 28). В следующий раз Ахриман пытался убить Г., прибегнув к помощи Аствихада и 1 тыс. дэвов. Но Г. прожил еще 30 лет (Бундахишн. 29). Умирая, он испустил семя, из к-рого произошла первая человеческая пара Машйа и Машйане (Бундахишн. 98). Смерть Г. рассматривается как зло и как жертвоприношение во имя появления людей на земле. Г. сказал: «[Теперь], когда пришел Враг, все люди будут из моего семени, и [то] будет хорошо, если они будут совершать добрые дела и благодеяния» (Бундахишн. 29). После смерти Г. оказался по левую руку от Ормазда (Бундахишн. 30). По «Арда Вираз намаг», его бессмертная душа пребывает в раю (Пехлевийская Божественная комедия. С. 104). Когда наступит Воскрешение, первым будет воскрешен Г., и ему будет отдана «половина солнечного света», а затем будут воскрешены Машйа и Машйане и остальные люди (Бундахишн. 66).

Ист.: Авеста в рус. переводах (1861-1996) / Сост., общ. ред. И. В. Рака. СПб., 1997; Зороастрийские тексты: Суждения Духа Разума (Дадестан-и меног-и храд). Сотворение. Основы (Бундахишн) и др. тексты / Подгот. О. М. Чунаковой. М., 1997. (Памятники письменности Востока; 114); Пехлевийская Божественная комедия. Книга о прав. Виразе (Арда Вираз намаг) и др. тексты / Введ., транслит. пехлевийских текстов, пер. и коммент. О. В. Чунаковой. М., 2001.

Лит.: Рак И. В. Мифы Др. и раннесредневек. Ирана. СПб., 1998; Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи / Пер. с англ. и примеч. И. М. Стеблин-Каменского. СПб., 20034; Чунакова О. М. Пехлевийский словарь зороастр. терминов, мифич. персонажей и мифолог. символов. М., 2004.

М. Б. Мейтарчиян


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ГАЙОМАРТ" в других словарях:

  • Гайомарт — (авест. Gayō Marətan; пехл. Gayōmart, Kayōmart; перс. کیومرث‎, тадж. Каюмарс  «Жизнь смертная», «Жизнь человеческая» или «Живой смертный»)  в иранской мифологии первочеловек. Соответствует ведийскому Мартанде, в манихействе носит имя… …   Википедия

  • ГАЙОМАРТ — Гайа Мартан (авест., «живой смертный»), в иранской мифологии родоначальник человечества, первый смертный, иногда первый праведник, к которому были обращены слова Ахурамазды; Г. заменил в «Младшей Авесте» другого иранского первопредка человечества …   Энциклопедия мифологии

  • Гайомарт —          Гайа Мартан в иран. миф. родонач. человечества, первый смертный, иногда первый праведник, к к рому были обращены слова Ахурамазды; Г. заменил в «Младшей Авесте» др. иран. первопредка человечества Йиму …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Гайомарт, Гайа Мартан — (авест.) – «живой смертный» – в иранской мифологии родоначальник человечества, первый смертный, иногда первый праведник, к которому были обращены слова Ахурамазды. Был первой жертвой Ангро Майнью, создавшего этим смерть в мире …   Мифологический словарь

  • КАЮМАРС — (фарси), Гайа Мартан (авест.), Гайомарт (ср. иран.), в иранской мифологии первочеловек, позже первый царь из династии Пишдадидов. По одной из мифологических версий о К., переданных Бируни, Ормузд, одолевая Ахримана, начал потеть, и из капель пота …   Энциклопедия мифологии

  • ПЕРВОЧЕЛОВЕК — космическое тело, в мифопоэтических и религиозно философских традициях антропоморфизированная модель мира. В основе этого образа лежит представление о происхождении вселенной из членов тела П., объясняющее характерный для мифопоэтической картины… …   Энциклопедия мифологии

  • Первый человек — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • БУНДАХИШН — [пехлеви Bundahisn Сотворение основы], пересказ и комментарий одной из утраченных кн. Авесты (Дамдат наска), посвященной космогонии и космологии, сделанный на пехлеви. Б. дошел до нас в 2 версиях: краткой (инд.), содержащей 13 тыс. слов, и полной …   Православная энциклопедия

  • ИРАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ — совокупность мифологических представлений древних иранцев. Начальный этап формирования И. м. относится к эпохе индоиранской общности (арийцы индоиранцы населяли южнорусские степи во 2 м 1 й половине 1 го тыс. до н. э.). В ходе многовековых… …   Энциклопедия мифологии

  • ЙИМА — (авест. Iima), др. перс. Йама (Iama), в иранской мифологии первопредок человечества, культурный герой, создатель благ цивилизации, устроитель социальной организации общества, владыка мира в эпоху тысячелетнего золотого века. При нём царило… …   Энциклопедия мифологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»