- ГАЛИЦКАЯ ЕПАРХИЯ
правосл. епархия, существовавшая с сер. XII до нач. XV в. на галицко-волынских землях (в XIV в. с перерывами митрополия).
Сер. XII-XIII в.
Кафедральный собор в честь Успения Пресв. Богородицы в Галиче. Сер. XII в. План
Кафедральный собор в честь Успения Пресв. Богородицы в Галиче. Сер. XII в. ПланВпервые епархия с центром в г. Галиче на верхнем Днестре упоминается в Киевской летописи под 1156/57 г. в связи с поставлением на Галицкую кафедру еп. Космы. Это известие не сохранилось в той редакции Киевского летописного свода 1198 г., к-рая дошла в составе Ипатьевской летописи, но оно донесено Московским великокняжеским сводом 1479 г. Не доверять ему нет оснований, т. к. еп. Косма чуть позже, под 1165 г., назван и в Ипатьевской летописи как глава посольства в К-поль, отправленного галицким кн. Ярославом Владимировичем Осмомыслом.Точное время открытия Г. е. неизвестно. В списке рус. епархий, составленном примерно в 60-х гг. XII в., при имп. Мануиле I Комнине, Г. е. (греч. ἡ Γαλίτσα) значится на последнем, 11-м, месте, после Смоленской епархии, учрежденной в 1136 г. По одной этой причине нельзя согласиться с догадками об основании Г. е. в кон. X или 1-й пол. XI в., при киевских князьях равноап. Владимире (Василии) Святославиче или Ярославе (Георгии) Владимировиче Мудром (Макарий. История РЦ). В пределах 1136-1156 гг. датировку можно уточнить путем умозаключений. Возникновение Г. е. нельзя относить ко времени ранее 40-х гг. XII в., когда Галич становится столицей обширного и сильного княжества в результате объединения кн. Владимирком Володаревичем Перемышльской, Звенигородской и Теребовльско-Галицкой волостей, т. е. всех земель своих ближайших родственников Ростиславичей (потомков Ростислава, сына блгв. кн. новгородского Владимира Ярославича и старшего внука Ярослава Мудрого). До этого времени Галич входил в состав сравнительно небольших владений кн. Иоанна Васильковича, сына блгв. кн. теребовльского Василия Ростиславича. Следов., в расчет могут приниматься только 2 возможности. Во-первых, между 1141 и 1144 гг., когда Владимирко Галицкий выступал союзником киевского кн. Всеволода Ольговича (1139-1146), пока оба имели общего противника в лице волынского кн. Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича. Др. возможной датой является 1156 г., когда на Русь прибыл новый митр. Константин I, т. к. в период святительства митр. Климента Смолятича (1147-1155) такой шаг был бы необъясним, ведь Владимирко был главным союзником суздальского кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого - соперника, занявшего в 1146 г. киевский стол Изяслава, по воле к-рого и был поставлен на митрополию Климент. 1-й т. зр. придерживается Я. Н. Щапов, 2-й - А. В. Поппе, Е. Е. Голубинский допускал обе.
Дракон. Фрагмент скульптурного убранства Успенского собора в Галиче. Сер. XII в. (вмонтирован в кладку Успенской ц. в с. Крылос. XVI в.)
Дракон. Фрагмент скульптурного убранства Успенского собора в Галиче. Сер. XII в. (вмонтирован в кладку Успенской ц. в с. Крылос. XVI в.)Ввиду сдержанных отношений между киевским кн. Всеволодом и митр. Михаилом (1130-1145/46) неск. более вероятной представляется 2-я т. зр. (хотя Поппе не прав, ссылаясь на якобы неизменную вражду между Всеволодом и Владимирком). В таком случае Косма был бы 1-м архиереем Г. е. Правда, сохранившийся в латиноязычном списке нач. XVIII в. из униатского собора в Перемышле перечень Галицких архиереев, скопированный якобы «с древней рукописи» (ex antiqua charta), называет перед Космой еще Алексия: «Alexius, Cosmas» (Петрушевич. С. 145. Примеч.). Подлинность или хотя бы точность этого перечня (в к-ром за Космой следуют «Ionas, Gerontius, Ephrem, Ioannes, Antonius, Meletius, Anastasius, Zosimas, Niphon, Ignatius, Doroteus») проверить трудно, т. к. по др. источникам неизвестен по имени ни один Галицкий епископ до учреждения в нач. XIV в. Галицкой митрополии, за исключением Артемия (30-е - нач. 40-х гг. XIII в.), сторонника галицкого кн. Ростислава Михайловича и противника Даниила Романовича Галицкого (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 777, 793), бежавшего из Галича после победы кн. Даниила. Отсутствие имени Артемия в перечне бросает нек-рую тень на список в целом. В лит-ре иногда называются имена 2 др. Галицких епископов - Иосифа и Григория (кон. XIII - нач. XIV в.), но они упоминаются только в грамотах галицкого кн. Льва Даниловича (1264-1300/01), к-рые являются позднейшими фальсификатами (между посл. четв. XIV и посл. четв. XVI в.), и в подложной (XIX в.) «выходной» записи в Евангелии XIV в. (НБ МГУ. № 1367 (СКСРК, XIV, № 185)).Еще одну проблему ранней истории Г. е. составляет вопрос о том, из какого именно епископства она была выделена. Чаще всего считается, что ранее земли Ростиславичей входили во Владимиро-Волынскую епархию, и только М. Д. Присёлков был уверен, что они пребывали в юрисдикции Киевских митрополитов. Поскольку владельческий комплекс земель Ростиславичей от Перемышля до Теребовля образовался скорее всего в 80-х гг. XI в., а епископия на Волыни вряд ли возникла позже правления блгв. кн. волынского Ярополка (Петра) Изяславича (1078-1086), то мнение Присёлкова представляется маловероятным. В то же время, если Перемышльская епархия, как иногда предполагают, существовала по крайней мере с кон. XI в. (М. С. Грушевский) или со времени перемышльского кн. Володаря Ростиславича (1092-1124/25), отца Владимирка Галицкого (Щапов), то молчание источников о Перемышльских епископах до 1219/20 г. наводит на мысль, что в Галич кафедра могла быть перенесена из Перемышля. Вместе с тем слова В. Н. Татищева, к-рые во 2-й редакции его труда служат комментарием к известию о поставлении еп. Космы: «…а прежде была епископия в Перемышле» (Татищев. Т. 3. С. 60), не могут служить аргументом для такого предположения. Создание или возобновление Перемышльской епархии в 1219/20 г. или неск. ранее (напр., при разделении Галицкого княжества по завещанию Ярослава Осмомысла в 1187) было связано с отделением от Г. е. ее крайней зап. территории.
Церковь во имя вмч. Пантелеимона в Галиче. Фундамент — рубеж XII–XIII вв., перестроена в XVII в.
Церковь во имя вмч. Пантелеимона в Галиче. Фундамент — рубеж XII–XIII вв., перестроена в XVII в.Сведения о церковной жизни в Г. е. до рубежа XIII-XIV вв. скудны. Каменное строительство на ее территории начинается достаточно рано. Уже в княжение Володаря, не позднее 1-й пол. 20-х гг. XII в. (датировка 1119, к-рую приводят местные источники XVIII в. выглядит правдоподобной), в Перемышле воздвигается княжеский собор во имя св. Иоанна Предтечи. Этот сравнительно небольшой (18×22,5 м) 4-столпный 3-апсидный белокаменный храм был повторен чуть позже в уменьшенном виде в церкви с неизвестным посвящением в Звенигороде (юго-восточнее Львова), построенной, видимо, во 2-й пол. 20-30-х гг. XII в., когда владения Володаря распадались на 2 волости с центрами в Перемышле и Звенигороде, где княжили его сыновья Ростислав и Владимирко (храмы известны только по археологическим раскопкам). В 40-х гг. XII в., сразу же после создания единого Галицкого княжества при Владимирке Володаревиче, в столице был сооружен княжеский дворцовый комплекс с ц. Спаса. Несмотря на то что конструктивно эти церкви воспроизводили древнерус. крестово-купольный тип храма, романская строительная техника, в к-рой они выполнены, и явные аналоги в малопольск. церковной архитектуре заставляют думать, что по заказам галицких князей работала артель польск. мастеров. Представление о внешнем виде этих церквей могут дать сохранившиеся ростово-суздальские памятники эпохи Юрия Долгорукого (Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, ц. во имя св. князей Бориса и Глеба в Кидекше), построенные, судя по всему, той же артелью, к-рая была получена Юрием от своего главного союзника Владимирка Галицкого.Храмы-ротонды Галицкой епархии. XII в. Планы по данным раскопок. Церковь во имя прор. Илии (слева), квадрифолий у с. Побережья
Храмы-ротонды Галицкой епархии. XII в. Планы по данным раскопок. Церковь во имя прор. Илии (слева), квадрифолий у с. ПобережьяКафедральный собор в Галиче в честь Успения Пресв. Богородицы впервые упоминается в летописи в связи с погребением в нем в 1187 г. галицкого кн. Ярослава Осмомысла, но, по археологическим данным, его возникновение следует отодвинуть ближе к сер. XII в. или, возможно даже точнее, к кон. 40-х -нач. 50-х гг. (Иоаннисян О. М. Основные этапы развития галицкого зодчества // ДРИ. М., 1988. [Вып.:] Худож. культура Х - 1-й пол. XIII в. С. 49). Если эти наблюдения верны, то они могли бы служить доводом в пользу учреждения Г. е. в 1141-1144 гг. Сохранились фрагменты богатой каменной резьбы, некогда украшавшей собор. Характерной приметой галицкой церковной архитектуры со 2-й пол. XII в., сближающей ее с аналогичными постройками в Польше, Чехии и Венгрии, являются вскрываемые раскопками небольшие центрические храмы - ротонды и квадрифолии. Назначение их не вполне понятно, возможно, то были церкви малых пригородных мон-рей или боярских вотчин. Эти формы отражались и в деревянном церковном зодчестве. Вероятно, к рубежу XII-XIII вв. (не позднее 1194, если эта дата читается в граффити на стене храма - Рождественская Т. В. Древнерус. надписи на стенах храмов: Новые источники XI-XV вв. СПб., 1992. № 84. C. 125-126) относится создание ц. во имя вмч. Пантелеимона в Галиче, дошедшей до наших дней, хотя и с перестроенным верхом. Ряд технических особенностей и элементы декора роднят этот древнерус. по общим формам храм с памятниками цистерцианской архитектуры, особенно в Венгрии. Скорее всего в 1-й трети XIII в. была построена вскрытая раскопками каменная церковь в г. Василеве (ниже Галича по Днестру). После перерыва, вызванного монголо-татар. нашествием (в 1241 был разрушен Галич), каменное церковное строительство в Г. е. возобновилось не позднее кон. XIII в., когда во Львове, в 1268 г. ставшем стольным городом Галицкого княжества, была построена ц. во имя свт. Николая Мирликийского.Церковь в Василеве. XIII в. Реконструкция Г. Н. Логвина
Церковь в Василеве. XIII в. Реконструкция Г. Н. ЛогвинаО мон-рях на территории Г. е. в домонг. время известно очень мало. Мон-рь с ц. во имя св. Иоанна Предтечи в Галиче упоминается в Ипатьевской летописи в связи с погребением здесь в 1188/89 г. кн. Ростислава Иоанновича, двоюродного племянника Ярослава Осмомысла (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 665). Под 1240 г. в Галицко-Волынской летописи находим известие о небольшом (по археологическим данным, площадью 0,5 га) Богородицком мон-ре в г. Синеводске (по др. чтению, Синеволодске) в верховьях р. Стрый (Там же. Стб. 787). После 1269 г. галицкий кн. Лев I основал Георгиевский мон-рь во Львове. В кон. XIII в. свт. Петр, буд. митр. Киевский и всея Руси, построил на свои средства Спасо-Преображенский мон-рь на р. Рате (левый приток р. Зап. Буг южнее г. Белза), но епархиальная принадлежность этого мон-ря неясна, т. к. именно здесь пролегала граница между Белзской и Львовско-Галицкой землями, а значит, между Г. е. и Холмской епархией. Судя по позднейшим границам, обитель скорее относилась к последней. Неизвестно, где именно, но, возможно, в Г. е. располагался Полонинский мон-рь, о к-ром волынский летописец сообщает под 1262 г., называя его игуменом св. Григория Полонинского (видимо, строителя мон-ря), к-рого удостаивает исключительной похвалы: «Григорей же бяшет человек свят, акогоже не будет перед ним и ни по нем не будет» (Там же. Стб. 859). На галицко-венг. пограничье, судя по сообщению галицкого летописца под 1210 г., располагался «манастырь Лелесов» (Там же. Стб. 729), однако из контекста трудно понять, была ли то правосл. или католич. обитель. Голубинский включает в число галицких еще мон-рь св. Даниила в Угровске (Там же. Стб. 867, под 1268 г.), но, полагаем, напрасно: даже если мон-рь был основан кн. Даниилом Романовичем до организации им в 30-х гг. XIII в. (или в 1219/20) Угровской епархии (см. Холмская и Люблинская епархия), он все равно находился в юрисдикции не Галицких, а Владимиро-Волынских епископов.Церковь во имя свт. Николая Мирликийского во Львове. Фундамент XIII в., перестроена в XVII в. Фотография. 80-е гг. ХХ в.
Церковь во имя свт. Николая Мирликийского во Львове. Фундамент XIII в., перестроена в XVII в. Фотография. 80-е гг. ХХ в.На состояние церковных дел на территории Галицкого княжества имела влияние направленная сюда военно-политическая экспансия Венгерского королевства. Во время 1-го захвата Галича венграми в 1188-1189 гг. последние «в божницах почаша кони ставляти» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 665). В 1215-1219 гг. на галицком столе оказался Кальман (Коломан), сын венг. кор. Андраша II (1205-1235). Для укрепления его позиций кор. Андраш II объявил о подчинении Г. е. Риму. Венг. король писал папе Иннокентию III (1198-1216) о желании «вельмож и народа Галича… пребывать в единении и послушании святой Римской церкви, с тем, однако, чтобы им дозволено было ни в чем ином от своего обряда не отступать» (VMHHSI. T. 1. № 1). Папа одобрил унию, повелев Эстергомскому архиепископу короновать Кальмана королевским венцом. Фактически венгры повели себя в Галиче значительно более жестко: «Король угорьскый посади сына своего в Галичи, а епископы и попы изгна из церкви, а свои попы приведе латыньскые на службу» (ПСРЛ. Т. 7. С. 119; Т. 24. С. 87). По-видимому, к следующему периоду краткого господства венгров в Галицкой земле - 1227-1234 гг., с перерывом между 1229 и 1232 гг.- относится учреждение в Галиче доминиканского мон-ря, входившего в Польскую провинцию ордена, о чем на основании аутентичных доминиканских источников пишет польск. хронист XV в. Я. Длугош, хотя вряд ли основательно помещает это сообщение под 1238 г. (Щавелева. С. 210, 364). С католич. церковным присутствием в Галиче, очевидно, связано строительство в предградье Благовещенской ц., к-рая археологически датируется 1-й пол. XIII в. и архитектурно восходит к зап. традиции (одноапсидный бесстолпный храм удлиненной базиликальной конфигурации). Видимо, после изгнания венгров из Галича в 1234 г. кн. Даниил упразднил этот конвент, т. к. в 1277 г. генеральный капитул доминиканского ордена «позволяет Польской провинции устроить две обители на Руси» (duas domos versus Russiam collocandas - MOFPH. T. 3. P. 192) - надо полагать, во Львове и Галиче. Действительно, доминиканский мон-рь во Львове, посвященный св. Иоанну Предтече, был открыт в 1297 г. Он находился на княжеском дворе, пребывая, очевидно, под покровительством Констанции, супруги кн. Льва, дочери венг. кор. Белы IV, и был предназначен для католиков, служивших князю.Ист.: VMHHSI. 1859. T. 1. № 1; MOFPH. 1898. T. 3: Acta capitulorum generalium (1220-1303) / A. Frühwirth. P. 192; ПСРЛ. Т. 1, 2, 7, 24, 25; Щавелева Н. И. Др. Русь в «Польской истории» Яна Длугоша. М., 2004 (по указ.).
Лит.: Петрушевич А. С. О соборной Богородицкой церкви и святителях в Галиче // Галицкий ист. сб. Львов, 1853. Вып. 1; Голубинский. История РЦ. Т. 1/1. С. 691-695; Т. 1/2. С. 306, 750-751; Abraham W. Powstanie organizacyi kościoła łacińskiego na Rusi. Lwów, 1904. T. 1; Грушевський М. С. Iсторiя Украïни-Руси. Львiв, 19052. Т. 2-3; Присёлков М. Д. Очерки по церк.-полит. истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 1913. С. 374, 384, 390. М., 20032. С. 206, 211, 214; Altaner B. Die Dominikanermissionen des 13. Jh. Habelschwerdt, 1924. S. 214-225; Татищев В. Н. История российская. М., 1964. Т. 3 (по указ.); Poppe A. Państwo i kościół na Rusi w XI w. Warsz., 1968. S. 155-157; idem. L'organisation diocésaine de la Russie aux XIe-XIIe siècles // Byz. 1971. T. 40 (1970) (перепеч.: idem. The Rise of Christian Russia. L., 1982. № 8); Воробьёва Е. В., Тиц А. А. Анализ и реставрация собора XII в. в Галиче // Сов. Арх. 1983. № 1. С. 213-230; Щапов Я. Н. Гос-во и церковь Др. Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 40-42, 50-51; Иоаннисян О. М. Зодчество Юго-Зап. и Сев.-Вост. Руси и романская архитектура: к проблеме междунар. связей в древнерус. искусстве XII-XIII вв. // Др. Русь: новые исслед. СПб., 1995. С. 125-142; Макарий. История РЦ. Кн. 2, 3; Флоря Б. Н. У истоков религ. раскола слав. мира (XIII в.). СПб., 2004.
А. В. Назаренко
XIV - нач. XVI в.
К 1303-1304 гг. относятся первые сведения о Галицкой митрополии, когда она упоминается в «Notitia episcopatuum», составленных при имп. Андронике II Палеологе и патриархе Афанасии I. Инициатором учреждения митрополии стал кн. Юрий Львович, правитель Галицко-Волынской Руси, стремившийся создать на территории своих владений церковную орг-цию, независимую от Киевского митрополита, жившего в Сев.-Вост. Руси. Границы Галицкой митрополии соответствовали границам владений кн. Юрия: в ее состав вошли Галицкая, Владимиро-Волынская, Луцкая, Холмская, Перемышльская и Туровская епархии. 1-м Галицким митрополитом был Нифонт. Его преемником должен был стать свт. Петр, игум. Ратского мон-ря на Волыни, отправившийся в 1305-1306 гг. для поставления в К-поль. Однако в июне 1308 г. патриарх Афанасий совершил хиротонию Петра на Киевскую митрополичью кафедру. Как Галицкий митрополит позднее упоминается Гавриил, о деятельности к-рого нет никаких сведений.
В 20-х гг. XIV в. положение Галицко-Волынского княжества серьезно осложнилось. Сыновья Юрия Львовича князья Андрей и Лев скончались при неясных обстоятельствах в нач. дек. 1323 г. Вероятно, этим случаем воспользовался Киевский митр. св. Петр для ликвидации Галицкой митрополии. 21 дек. 1326 г., в день его кончины, в Москве находился Луцкий еп. Феодосий, совершивший отпевание святителя. В мае 1328 г. новый Киевский митр. св. Феогност поставил на Галицкую кафедру еп. Феодора. В дальнейшем он и архиереи др. епархий - Владимирской, Луцкой, Перемышльской, Холмской и Туровской - участвовали в хиротониях епископов, совершавшихся свт. Феогностом во время его поездок на юг Руси в 1328-1335 гг. Ок. 1331 г. по просьбе кн. Юрия (Болеслава) К-польский патриарх Исаия дал галицкому еп. Феодору титул митрополита, впрочем, вскоре это решение было отменено вследствие протеста митр. Феогноста. Печать еп. Феодора с образом Богоматери сохранилась при договоре галицко-волынского кн. Юрия II (Болеслава) с Тевтонским орденом (1335).
В нач. 40-х гг. XIV в., в правление К-польского патриарха Иоанна XIV Калеки и малолетнего имп. Иоанна V Палеолога, Синод определил восстановить Галицкую митрополию, во главе к-рой был поставлен Галицкий еп. Феодор. Епископам, к-рые не подчинились бы его власти, угрожали суровые санкции. Инициатором восстановления Галицкой митрополии был сын литов. вел. кн. Гедимина Димитрий (Любарт). После смерти 7 апр. 1340 г. кн. Юрия (Болеслава) он утвердился на Волыни и претендовал на все Галицко-Волынское княжество. В 1347 г., после смены высшей церковной и светской властей в К-поле, когда Патриарший престол занял Исидор I, а имп. трон - Иоанн VI Кантакузин, митр. Феогносту и поддерживавшему его владимирскому вел. кн. Симеону Иоанновичу Гордому удалось добиться решения о ликвидации Галицкой митрополии, изложенного в имп. хрисовуле и в решении Патриаршего Синода. Галицкий митр. Феодор был вызван в К-поль на суд.
В мае 1370 г. по требованию кор. Казимира III Великого, утвердившего свою власть в Галицкой земле и на части Волыни, Галицкая митрополия была восстановлена. Польск. король желал создания в своих владениях правосл. церковной орг-ции, независимой от Киевского митрополита. Ссылаясь на существование митрополии на галицко-волынских землях в прошлом, он настаивал на ее восстановлении и направил для поставления в митрополита в К-поль Галицкого еп. Антония. В случае если его требование не будет исполнено, Казимир угрожал обратить жителей своих владений «в веру латинян». В мае 1371 г. Галицкая митрополия была восстановлена, а еп. Антоний поставлен митрополитом. Митрополия включила в себя Холмскую, Перемышльскую, Владимирскую и Туровскую епархии. Кроме последней, входившей в состав Литовского великого княжества, все остальные епархии ко времени обращения в К-поль уже находились под властью Казимира III. Деятельность митр. Антония протекала в сложных и неблагоприятных условиях, когда на территории Галицкой митрополии распространялся и утверждался католицизм как господствующая религия, в 1375 г. на галицко-волынских землях была образована католич. митрополия с центром в Галиче (с 1412 - во Львове). О действиях митр. Антония в этих условиях, к сожалению, почти ничего не известно. В документах он упоминается лишь как свидетель при заключении частных земельных сделок. На решения Патриаршего Синода о восстановлении Галицкой митрополии помимо угроз кор. Казимира Великого оказало влияние и то обстоятельство, что Киевский митр. св. Алексий, под верховной властью к-рого находились южнорус. епархии, не мог их посещать, т. к. литов. вел. кн. Ольгерд, чьи владения отделяли Сев.-Вост. Русь от Галицко-Волынской Руси, отказывался допустить его в свои владения. Результатом стало расстройство церковного управления на территории Великого княжества Литовского. В нек-рых епархиях, по-видимому, не было епископов, поскольку в решении Патриаршего Синода митр. Антонию предлагалось выбрать людей, достойных быть епископами, и направить их для рукоположения к митрополиту Унгро-Влахийскому.
В первые годы правления Антоний мог утверждать свою власть на территории Галицкой митрополии, не опасаясь противодействия со стороны Киевского митрополита. Положение изменилось, когда 2 дек. 1375 г. в К-поле был поставлен в митрополита свт. Киприан, к-рому были переданы в управление епархии Киевской митрополии на территории Великого княжества Литовского. В послании свт. Киприана к преподобным Сергию Радонежскому и Феодору Симоновскому 23 июня 1378 г. говорится о том, что он поставил епископа во Владимир-Волынский, к-рый, согласно решению Синода, входил в состав Галицкой митрополии. Это стало возможно благодаря тому, что вел. кн. Димитрию (Любарту) при поддержке др. литов. князей удалось удержать свою власть над основной частью Волыни. Вместе с тем этот шаг говорит и о том, что свт. Киприан не признавал решения о восстановлении Галицкой митрополии. После окончательного утверждения в 1390 г. свт. Киприана как общерус. митрополита, чья власть распространялась на всю территорию Руси, он стал предпринимать шаги для ликвидации митрополичьей кафедры в галицко-волынских землях.
В авг. 1391 г. К-польский патриарх Антоний IV поручил иером. Симеону взять на себя управление Галицкой митрополией после смерти митр. Антония. Он был поставлен под опеку представителей правосл. валашской знати Балицы и Драгоша, вассалов венг. короля, владения к-рых располагались в Марамуреше. Им было предоставлено и право выбрать преемников Симеона. Польск. кор. и вел. кн. литов. Владислав (Ягайло), под властью к-рого в кон. XIV в. находилась территория Галицкой митрополии, не признал этих распоряжений и после смерти митр. Антония направил в К-поль в 1393 г. Луцкого еп. Иоанна (Бабу) как своего кандидата на Галицкий митрополичий престол. Этот шаг натолкнулся на противодействие свт. Киприана, выдвинувшего против еп. Иоанна обвинения в связи с его спором с Владимиро-Волынским архиереем. Еп. Иоанн не стал ожидать судебного разбирательства и бежал из К-поля. Патриарх рекомендовал свт. Киприану в грамоте от окт. 1393 г. вызвать Иоанна на суд, низложить и лишить епископского сана. Патриарх также писал королю, предлагая ему не принимать Иоанна. Киприан лишил Иоанна Луцкой кафедры (в окт. 1396 вместе с ним приезжал в Москву Луцкий еп. Феодор), но король не посчитался с решениями патриарха и передал в управление Иоанну Галицкую митрополию. На какие епархии реально распространялась его власть, сказать трудно. Во Владимиро-Волынской епархии служили епископы, поставленные митр. Киприаном, в 1390 г. упоминается Туровский еп. Феодосий, приехавший вместе с Киприаном из К-поля.
В 1397 г. в К-поле была предпринята попытка уладить конфликт. Патриарх направил в Галич в качестве своего экзарха архиеп. Вифлеемского Михаила. Патриарх предлагал, чтобы Иоанн (Баба) передал экзарху управление Галицкой митрополией, принес покаяние перед Киевским митрополитом и затем направился в К-поль, где, как заверял патриарх польск. короля, с ним поступят «согласно желанию благородства твоего». Патриарх также выражал свое согласие, если конфликт между Киприаном и Иоанном (Бабой) не будет разрешен, принять от короля иного кандидата на Галицкий митрополичий престол. Одновременно патриарх сообщил митр. Киприану, что решения Патриарших Синодов о создании, а затем о восстановлении Галицкой митрополии не могут быть пересмотрены, и выразил порицание Киевскому митрополиту за то, что он поставил епископа в пределах Галицкой митрополии.
О том, осуществилась ли поездка архиеп. Михаила и каковы были ее результаты, сведений нет. В 1398 г. Иоанн (Баба) обещал королю, если тот поможет ему добиться поставления на Галицкий митрополичий престол, 200 «гривен русских» и 30 коней. На этом известия о Галицкой митрополии обрываются. В 1411/12 и 1420/21 гг. Киевский митр. св. Фотий совершил поездку в Галич, что было бы невозможно, если бы город не состоял в его юрисдикции (ПСРЛ. Т. 35. М., 1980. С. 33, 55, 56, 73, 78). В 1415 г. в Новогрудском Соборе, на к-ром Киевским митрополитом был избран Григорий Цамблак, согласно Никоновской летописи, участвовали епископы Иоанн Галицкий, Харитон Холмский и Павел Червенский (Перемышльский) (Там же. Т. 11. С. 226-227; в окружном послании западнорус. епископов 1415 г. назван только еп. Харитон - АЗР. Т. 1. № 35). Впосл. правосл. Галицкие епископы неизвестны.
От сер. XV в. сохранились документы, свидетельствующие о том, что управление делами Галицкой кафедры осуществляли назначавшиеся польск. королем миряне (старосты), часто делавшие право опеки над галицким Крылосом, где находился митрополичий мон-рь, предметом купли-продажи. 6 окт. 1423 г. Владислав (Ягайло) дал католич. Львовскому архиепископу право надзирать на территории его диоцеза за «еретиками» и «схизматиками» (православными), чтобы они не причинили вреда католич. Церкви, в 1516 г. грамота Ягайло была подтверждена польск. кор. Сигизмундом I.
Из послания Киевского митр. св. Ионы кор. Казимиру Ягеллончику 1451 г. следует, что король обещал святителю «в... Галичьской митрополии Божии церкви и домы церковные к той своей богомолии, Киевьской Церкви... отдати» (РНБ. Т. 6. Стб. 568-569). Однако король этого обещания не исполнил, поскольку в кон. 40-х гг. XV в. на Галицкую митрополию из Рима был поставлен униат Иоаким, в 1447 г. изгнанный из Молдавии за приверженность Флорентийской унии (см. Ферраро-Флорентийский Собор). 16 янв. 1458 г. Римский папа Каллист III объявил о поставлении на Галицкую кафедру также униата Макария Серба, насельника к-польского мон-ря св. Киприана. Пребывание Макария в Галиче было недолгим, он жаловался в Рим на то, что имения кафедры захвачены некими лицами, по-видимому польск. магнатами. Позднее назначений униатских епископов в Галич не было, поскольку главным направлением политики польск. духовной и светской властей было насаждение католичества, а не поддержка унии.
После поставления в Риме в окт. 1458 г. бывш. К-польским патриархом-униатом Григорием III Маммой на Киевский митрополичий престол Григория Болгарина земли Г. е., ставшие частью Западнорусской митрополии, были подчинены власти последнего (позднее митр. Григорий был утвержден на престоле правосл. К-польским патриархом). Галицкая кафедра не замещалась, в Галиче действовали наместники митрополита. Однако фактическая адм. власть над духовенством принадлежала старостам, к нач. XVI в. назначавшим в Галич митрополичьих наместников. 15 апр. 1509 г. кор. Сигизмунд I предоставил право избирать наместников Киевского правосл. митрополита в галицких землях католич. Львовскому архиепископу, тогда же по воле короля правосл. Западнорус. митрополит стал титуловаться Киевским, Галицким и всея Руси. В том же году Киевский митр. Иосиф II послал для посещения галицких приходов Холмского еп. Феодосия, к-рый был арестован по приказу Львовского католич. архиеп. Бернарда, затем освобожден после вмешательства кор. Сигизмунда. Указом Сигизмунда от 2 апр. 1511 г. православные должны были направлять ставленников для рукоположения к Холмскому правосл. архиерею.
1 авг. 1535 г. наместником митрополита в бывш. Г. е. стал М. Тучапский (см. Макарий (Тучапский)), в окт. 1539 г. с согласия королевской власти назначенный епископом «митрополии Галицкой», Львовским и Каменец-Подольским, хиротония состоялась 22 февр. следующего года в Киеве (см. Львовская и Галицкая епархия).
В 1686 г., после присоединения Западнорусской митрополии к Московскому Патриархату, Львовский еп. Иосиф (Шумлянский) от имени правосл. епископов Луцкого, Перемышльского и Белгородского обратился к Московскому патриарху Иоакиму с просьбой об учреждении в подчинении Московского патриарха Галицкой митрополии на территории Речи Посполитой. Это было невозможно осуществить из-за активного противодействия польск. властей контактам православных Польско-Литовского гос-ва с иерархами Поместных Православных Церквей и агрессивного насаждения унии и католичества. В 1691 г. открыто присоединился к унии Перемышльский еп. Иннокентий (Винницкий), тайно перешедший в унию в 1681 г., в 1700 г. объявил о присоединении к унии Львовский еп. Иосиф (Шумлянский), являвшийся тайным униатом с 1677 г., в 1701 г. принял унию Луцкий еп. Дионисий (Жабокрицкий).
Ист.: Miklosich, Müller. 1862. T. 2; ПДРКП; АЮЗР. Т. 10. Ч. 1: Акты, относящиеся к истории Галицко-руской православной Церкви (1423-1714). К., 1904; Украïнськi грамоти. К., 1928. Т. 1 (XIV - пол. XV в.) / Изд. В. Розов. № 28.
Лит.: Макарий. История РЦ. Кн. 3, 5 (по указ.); Павлов А. С. О начале Галицкой и Литов. митрополии и о первых тамошних митрополитах, по визант. докум. источникам XIV в. М., 1894; Fijalek J. Biskupstwa greckie w ziemiach ruskich // Kwartalnik hist. 1897. № 1; Грушевський М. С. Iсторiя Украïни-Руси. Т. 3: (До року 1340). Львiв, 1905; Т. 5: Суспiльно-полiт. i церк. устрiй i вiдносими в укр.-рус. землях XIV-XVII вв. Львiв, 1905; Chodynicky K. Kościoł prawosławny a Rzecz Pospolita Polska: Zarys hist., 1370-1632. Warsz., 1934; Мейендорф И., прот. Византия и Моск. Русь: Очерк по истории церк. и культурных связей в XIV в. P., 1990; Яковенко С. Г. Западнорус. Церковь в посл. трети XVII в. // Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 541-543; Ючас М. А. Галицко-Волынская Русь и проблема христианизации Литвы во 2-й пол. XIV в. // Вост. Европа в ист. ретроспективе: К 80-летию В. Т. Пашуто. П., 1999. С. 262-269; Флоря Б. Н. Правосл. мир Вост. Европы перед историческим выбором: (XIV-XV вв.). В печати.
Б. Н. Флоря
Сохранилось не много памятников церковной письменности, связанных непосредственно с Г. е. Одним из них является Галицкое Евангелие (1144 и кон. XIII-XIV в.) - наиболее ранний из сохранившихся древнерус. списков Евангелия тетр (СКСРК, XI-XIII вв. № 53. С. 94-95), в кон. XVI в. хранившийся в галицком Успенском соборе. Вероятно, также галицким по происхождению является Евангелие апракос, написанное при князьях Льве и Юрии в 1268, 1279, 1290 или 1301 г. (РНБ. F. n. I 64; СКСРК, XI-XIII вв. № 179).
Число древнерус. рукописей XII-XIII вв. с галицко-волынскими орфографическими особенностями достаточно велико. Таковы, к примеру, Евангелие апракос кон. XII (?) - нач. XIII в. с миниатюрами, представляющими высокий образец комниновского стиля (ГТГ. К-5348; СКСРК, XI-XIII вв. № 147), «Выголексинский сборник» кон. XII в. (РГБ. Муз. № 1832), Ганкенштейна кодекс (Венский Октоих) нач. XIII в. с дополнениями кон. XIII - нач. XIV в. (Вена, Австрийская нац. б-ка. Слав. № 37), Путненское Евангелие апракос кон. XIII - нач. XIV в. (Румыния, мон-рь Путна. № 506/II), Беседы папы св. Григория Двоеслова на Евангелие XIII в. (РНБ. Погод. № 70), Скалигеров Патерик 2-й пол. XIII в. (Лейден, Б-ка ун-та. Skal. 74) и ряд др. Однако все они лишены сведений о месте создания (и даже продолжительного бытования) и в равной мере могут быть связаны происхождением с Перемышльской, Холмской и даже с Владимиро-Волынской и Луцкой епархиями.
О книгописании в Г. е. в XIV-XV вв. сохранилось не много сведений. 21 мая 1321 г. в Коломые писец Феодор (возможно, болгарин) закончил переписывать Евангелие, в выходной записи к-рого (сохранилась в копии 3-й четв. XV в.- БАН. 13. 3. 36. Л. 128; см.: Соболевский А. И. Русское известие о последних галицких Рюриковичах // Сб. ст. в честь М. К. Любавского. Пг., 1917) находится последнее прижизненное упоминание князей Андрея и Льва Юрьевичей. В 1421-1422 г. в Онуфриевском мон-ре на Сергиевой горе (совр. Рожнятовский р-н Ивано-Франковской обл. Украины) «замышлением пресвитера Илии» было написано пергаменное Евангелие апракос краткий (Тула. Обл. краевед. музей, № 304 - Запаско Я. П. Пам'ятки книжкового мистецтва: Укр. рукоп. кн. Львiв, 1995. С. 292-293; № 61). В 1477 г. дьяк Триф(он) Волошин (возможно, одно лицо с соименным молдав. книгописцем, последователем Гавриила Урика) написал во Львове Евангелие апракос для логофета Молдавии жупана Михаила и его братьев (Львов. НБ НАНУ. АСП. 21- Запаско. С. 296, 297, 299; № 64).
А. А. Турилов
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.