ГАНДИ Мохандас Карамчанд


ГАНДИ Мохандас Карамчанд

Мохандас Карамчанд (2.10.1869, Порбандар - 30.01.1948, Дели), религ. идеолог, один из лидеров национально-освободительного движения в Индии. Род. в семье чиновника (из торговой касты банья), министра в ряде княжеств Катхиявара (п-ов в Сев.-Зап. Индии). В 1888-1891 гг. получил юридическое образование в Англии, в 1891-1893 гг. адвокат в Бомбее. В 1893-1914 гг. юрисконсульт гуджаратской торговой фирмы в Юж. Африке, где он возглавил борьбу инд. эмигрантов за демократические права (орг-ция «Индийский конгресс в Натале»). Вернувшись в Индию, в 1915 г. Г. сближается с Индийским национальным конгрессом, в к-рый вступает в 1919 г.; в 1919-1947 гг. он становится одним из лидеров и ведущих идеологов борьбы за национальную независимость Индии. Проводимая им тактика гражданского неповиновения принесла в этой борьбе решающие результаты (в 1922-1924, 1930-1931 и 1942-1944 подвергался арестам англ. колониальным правительством; в эти периоды он наиболее усердно практиковал голодовки, к-рые выражали его стратегию ненасильственного сопротивления). Г. погиб после «раздела» Индии от руки члена националистической партии «Хинду Махасабха». Одной из основных причин его убийства стали неоднократные выступления Г. за индуистско-мусульм. единение. Более популярное имя Г.- Махатма (Великая душа), восходящее к лексике «Законов Ману» и «Махабхараты», свидетельствует о степени уважения к нему и почитания его инд. народом.

Мировоззрение Г. представляет собой особую разновидность неоиндуизма, к-рую можно охарактеризовать как моралистическую и к-рая включила круг идей этики Нового времени (влияние Г. Д. Торо, Л. Н. Толстого, Дж. Рескина, ряда протестант. моралистов), инд. реформаторов индуизма XIX в. и «практической философии» традиц. религий Индии - брахманизма, буддизма и джайнизма. Основные постулаты Г.- идея нерасторжимости политической деятельности и нравственных императивов; неотделимость целей от средств их достижения (нет такой цели, к-рая могла бы оправдать противоестественные средства, напр. убийство противника и все, что ведет к нему); ненасилие как способ решения конфликтных ситуаций, любовь и самовоспитание как средство «самоуправления» индивида и общества. Основное понятие в системе идей Г.- «концепция сатьяграхи» (санскр. неологизм Г., означающий «упорство в истине»), опирающаяся на особое прочтение «Бхагавадгиты», к-рую Г. начал изучать почти в 20-летнем возрасте (в англ. пер. Э. Арнольда) и к-рой посвятил мн. годы размышлений, написав в результате соч. «Анасакти-йога» и эссе «Гита-мата». В соответствии с концепцией карма-йоги «Бхагавадгиты», по к-рой следует стремиться только к действию как к реализации долженствования, но не к его «плодам», и быть свободным от привязанностей (Г. ввел термин, обозначавший этот императив,- анасакти-йога, т. е. йога непривязанности), проявляя равное отношение к успеху и неуспеху (БхГ II. 47-51 и т. д.). Г. разработал «философию действия». Каждое действие, чтобы отвечать критерию истинности, должно быть «незаинтересованным» - совершаемым не ради эгоистических интересов, но ради осуществления предназначения человека в этом мире, образцом для чего должно служить поведение святого, к-рый трудится для Бога, а не для себя. Результативность действия равнозначна его незаинтересованности (свободе от эгоистических мотивов), критерий истины - ахимсы - соответствует идеалу ненасилия и понимается очень широко: не только как конкретное предписание, но как образ жизни в целом. Объем понятия ахимсы (главного этического идеала джайнизма) расширяется у Г. фактически до гуманизма как такового, притом не в пассивном, но скорее в активном модусе, и получает развитие в концепции национально-освободительного движения как ненасильственного сопротивления колониальным властям у его последователя - Винобы Бхаве. Здесь ахимса неотделима от сатьяграхи: когда существуют разные мнения и столкновение интересов, найти критерий истины непросто, но главный среди них - соответствие ахимсе, закону невреждения живым существам. Идеал ахимсы-сатьяграхи получил реализацию в этическом обосновании политического движения ненасильственного сопротивления, апробированного вначале в Юж. Африке, а затем в Индии. Г. приравнивал истину к Богу, придерживаясь того мнения, что нравственность и духовность суть одно и то же. Истина, тождественная справедливости,- не просто нравственная добродетель, но космическая реальность, божественная сила, сам Бог.

«Реформаторскую» трактовку у Г. получили такие традиц. концепции инд. философии, как брахмачарья (традиц.- целомудрие, у Г.- полное посвящение себя общему делу), яджня (традиц.- жертвоприношение, у Г.- действие, направленное на благо других и потому «незаинтересованное»), тапасья (традиц.- аккумуляция аскетической энергии, у Г.- самоотречение ради общественных интересов), отчасти и сварадж (традиц.- самоконтроль, у Г. трансформируется в его основную политическую доктрину самоуправления). Религ. мышление Г. в строгом смысле внеконфессионально: если истина есть Бог, то и Бог есть истина, к-рая содержится во всех религиях в соответствии с их нравственным содержанием.

Соч.: The Collected Works of Mahatma Gandhi. Delhi, 1958-1963. Vol. 1-10; Ганди М. Моя жизнь. М., 1959.

Лит.: Комаров Э. Н., Литман А. Д. Мировоззрение М. К. Ганди. М., 1969; Bondurant J. V. Conquest of Violence: The Gandhian Philosophy of Conflict. Princeton (N. J.), 1988; Степанянц М. Т. Философия ненасилия: уроки гандизма. М., 1992.

В. К. Шохин


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Смотреть что такое "ГАНДИ Мохандас Карамчанд" в других словарях:

  • Ганди, Мохандас Карамчанд — Мохандас Карамчанд Ганди. ГАНДИ Мохандас Карамчанд (1869 1948), один из лидеров и идеолог индийского национально освободительного движения. В 1893 1914 жил в Южной Африке. В 1915 вернулся в Индию и вскоре возглавил партию Индийский национальный… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ГАНДИ МОХАНДАС КАРАМЧАНД — (Gandhi, Mohandas Karamchand) (1869–1948) По видимому, самая влиятельная фигура в современной индийской политике. Ганди стал символом индийского национализма и в 1947 г., когда Индия получила независимость, был назван отцом нации . Наиболее… …   Политология. Словарь.

  • ГАНДИ Мохандас Карамчанд — (1869 1948) один из лидеров индийского национально освободительного движения, его идеолог (см. Гандизм). По образованию юрист. В 1893 1914 жил в Юж. Африке. В 1915 вернулся в Индию и вскоре возглавил партию Индийский национальный конгресс. Ганди… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Ганди Мохандас Карамчанд — (1869 1948 гг.) один из лидеров и идеолог индийского национально освободительного движения. В 1893 1914 гг. жил в Южной Африке. В 1915 город вернулся в Индию и вскоре возглавил партию Индийский национальный конгресс. Разработал тактику… …   Исторический словарь

  • Ганди Мохандас Карамчанд — (2.10.1869, Порбандар, 30.1.1948, Дели), один из руководителей национально освободительного движения Индии, основоположник доктрины, известной под названием гандизм. Родился в гуджаратском княжестве Порбандар. Отец Г. был министром в ряде… …   Большая советская энциклопедия

  • ГАНДИ Мохандас Карамчанд — (1869 1948) крупнейший деятель национально освободительного движения в Индии, религиозный идеолог, моралист. Род. в семье чиновника, министра в ряде княжеств Катхиавара (северо запад Индии). В 1887 1891 получал юридическое образование в Англии, в …   Философская энциклопедия

  • Ганди Мохандас Карамчанд — (Gandhi, Mohandas Karamchand) (1869 1948), инд. нац. и духовный лидер. Родился в Порбандаре в семье, принадлежавшей к кас те торговцев, учился в Индии и Англии, где получил юрид. образование. Короткое время занимался юрид. практикой в Индии,… …   Всемирная история

  • Ганди Мохандас Карамчанд — (1869 1948), один из лидеров индийского национально освободительного движения, его идеолог. По образованию юрист. В 1893 1914 жил в Южной Африке. Испытал сильное влияние Л. Н. Толстого. В 1915 вернулся в Индию и вскоре возглавил партию Индийский… …   Энциклопедический словарь

  • ГАНДИ Мохандас Карамчанд — (Gandhi, Mohandas Karamchand) МОХАНДАС КАРАМЧАНД ГАНДИ (1869 1948), духовный основатель независимой Индии. Получил имя Махатма человек великой души . Родился в Порбандаре (ныне в штате Гуджарат) 2 октября 1869. Его отец Карамчанд Ганди… …   Энциклопедия Кольера

  • Ганди Мохандас Карамчанд — (Gandhi) (1869—1948), индийский общественный и политический деятель. В 1893—1914 жил в Южной Африке. Инициатор создания Индийского конгресса Натала (1894) и наталской газеты «Индиан опиньон» («Indian opinion») (1903). В Южной Африке… …   Энциклопедический справочник «Африка»

Книги

  • Моя жизнь, Ганди М.. Автобиография Ганди, полный перевод которой впервые предлагается вниманию советского читателя, не просто описание его жизненного пути; в ней представлены основные принципы его… Подробнее  Купить за 1885 грн (только Украина)
  • Моя жизнь, Ганди М.. Автобиография Ганди, полный перевод которой впервые предлагается вниманию советского читателя, не просто описание его жизненного пути; в ней представлены основные принципы его… Подробнее  Купить за 1676 руб
  • Махатма Ганди, Жордис Кристина. Мохандас Карамчанд Ганди - одна из наиболее харизматичных фигур XX столетия. Рабиндранат Тагор дал ему имя Махатма - "Великая душа", под которым он стал известен всему миру. Выходец из… Подробнее  Купить за 364 руб
Другие книги по запросу «ГАНДИ Мохандас Карамчанд» >>